Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 143 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 4 августа 2007 года

Большой Крестный ход

   Шамары — это железнодорожная станция и поселок в Свердловской области. Место это историческое. Неподалеку в мужском Вознесенском монастыре в дореволюционное время находилась резиденция старообрядческого епископа Пермского и Тобольского. Здесь же, в лесу, в уединении подвизались иноки Аркадий и Константин, бывшие раньше беспоповцами (не имеющими священства). Были они братьями, происходили из состоятельного рода и имели хорошее по тому времени образование. Они исследовали подробности восстановления старообрядческой духовной иерархии в 1846 г. присоединившимся к староверию митрополитом Амвросием и приняли священнический сан и монашеское пострижение.

   Кк ни старались они жить уединенно, о подвизающихся в лесах священноиноках узнали местные жители. Многие приходили к боголюбцами — кто за советом, кто за благословением, кто за помощью…

   Всередине лета 1857 года в Петров пост тела убиенных иноков были найдены нетленными, неподалеку от их келии. Одеты они были в зимнюю одежду. Вскоре был найден и убийца, который назвал дату этого преступления — 17 января. По показаниям преступника, страстотерпцы приняли смерть со смирением, не оказав никакого сопротивления, хотя имели возможность.

   Встарообрядчестве утвердилась традиция: на престольный праздник рожества Иоанна Предотечи 7 июля в Шамары приезжают богомольцы, совершается Крестный ход к часовне на могиле преподобномучеников. 24 километра богомольцы самого разного возраста проходят от Шамар до живописнейшего места в лесу на берегу реки Сылвы.

   Црковь заполнена верующими. Архипастырское благословение на долгую дорогу…

   А накануне все ждали приезда Владыки и других гостей. С самого утра прихожане обзванивали друг друга с одним вопросом: «Когда же встречать митрополита?» Уже с полудня у церкви можно было видеть фигуры в белых платках и сарафанах, с большими букетами полевых цветов, а в колокол ударили, приветствуя подъезжающий кортеж, только поздним вечером…

   Ивновь церковный дом наполнился долгожданными гостями, большой радостью было увидеть знакомые, ставшие за много лет родными, лица. Но многие из друзей совсем повзрослели, появившиеся свои проблемы помешали нам встретиться. Кто в Америке на заработках, а кто под Омском раскапывает «историю». Но изменились не только мы. Недавние «маленькие» превратились уже в достойную подмогу.

   Кк и прежде, ночные шамарские улицы стали недвижными спутниками веселых бесед и впечатлений старых-новых друзей. Гулять можно было подольше и даже успеть поспать (чего обычно не удавалось ранее) — начало Крестного пути было запланировано на 8 утра, а не на 5, как прежде.

   Плуношницу отмолились, стоя на железнодорожном переезде, пропуская проходящий состав. Решено было двигаться по улицам поселка, что увеличивало расстояние примерно на пять километров. Но лишь редкие прохожие, к сожалению, застали необычное движение. Освежала утренняя прохлада, а особое настроение создавало чувство какого-то патриотизма и сплоченности. Такие маленькие Шамары на карте России превратились в этот момент для нас в уголок Руси православной, объединивший участников со всей страны хоть на какое-то время общей задачей. Ноги, сразу вспомнив предыдущие ходы, быстро почувствовали что к чему и зашагали уже как-то по-своему, по-походному. Километр мелькал за километром, знакомыми казались не только дорожные знаки, но и каждый поворот, каждый взгорок и спуск. Редкие машины притормаживали, свежий лесной ветерок не давал полуденному зною помешать молитвенной сосредоточенности путников. Первый привал устроили на берегу Сылвы, в Курьях. Теплая вода в реке заманила большинство, а родник неподалеку напоил всех водой студеной, ключевой.

   Ивот под знамением Креста по раскаленному асфальту мы двинулись дальше. Даже у самых пожилых прибавилось сил не только не отставать, но и нести за плечами огромные рюкзаки с тарой под воду. А впереди хода бежала кучка самых неутомимых, самых «безгрешных» — это ребята 5-8 лет, они-то и задавали темп движения. Где-то высоко в небе птичий щебет сливался с молитвенными песнопениями и чтением канонов.

   Пямо у дороги, в тени деревьев разместились на второй привал. Сейчас уже занимала поспевшая земляника и лесные муравьи, точнее, это мы заняли этих отчаянных самозащитой, присев где-то прямо над их жилищем.

   Пчти в полном составе подошли к повороту на деревню Платоново, где неожиданной и приятной как для бывалых, так и для новичков была встреча хлебом-солью. Именно с этой платоновской горки открывается замечательный вид на бескрайние уральские просторы — леса и зеленеющие пшеничные поля.

   Лгко и отрадно было добираться до Источника последние километры по полю. Каждый год вокруг что-то менялось: то новая трасса пролегла рядом, то поле колосилось золотистой рожью, то широкая дорога сменилась узкими колеями. Пусть только 4-й раз Господь сподобил идти этот большой Крестный ход, но сколько раз эти несколько километров по полю были для нас «крестными»… С самого обретения мощей в 1996 году по нескольку раз в год (в дни памяти убиения, обретения), если позволяла погода, то в большом количестве, то в составе человек пятнадцати несли иконы с хоругвями по этому самому полю.

   Цль была достигнута, благодать святых мест словно разливалась вокруг, «запастись» ею мог каждый в силу своих потребностей и желаний. Природа радостно встретила гостей, а с нею, хочется верить, и сами Великомученики. Вода в Источнике, как и в январский мороз, была студеной, а обед на берегу речки необычайно вкусным. Количество участников никто не считал, но взятых 200 ложек не хватило…

   Дя многих этот небольшой духовный и физический подвиг был окончен. Окатившись еще раз водой из Источника и помолившись у часовни, большинство на автобусах и машинах добрались до Шамар. Неутомимые и бесстрашные под раскаты грома (к вечеру собрались тучки) спустили плоты-лодки на воду и в составе 40 человек проделали водный путь по р. Сылве, а кто-то, попросив помощи Божией, не чувствуя усталости, отправился до Шамар пешком…

   Нкоторые гости разъехались почти сразу после Крестного хода, но многие остались разделить с нами в молитвенной радости храмовый праздник, рожество Иоанна Предотечи. Нельзя было не ощутить особой торжественности праздничной Литургии, водосвятия. Для храма был рукоположен новый чтец Сергий.

   Впоследнем вагоне вечернего электропоезда до Перми в тот же день митрополит и многие гости покинули Шамары. Казалось бы, подошел к своему концу ожидаемый весь год праздник, наконец-то можно поспать, собраться с мыслями, но вот вновь раздается колокольный звон, призывающий нас на воскресную службу…

   


Ирина Ковалева, студентка Уральского государственного университета.

   


Страница публикуется при поддержке ЗАО «Миассмебель» и Православного собрания рабочих фабрики.



назад


Яндекс.Метрика