свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
139 | ||||
Вторник, 31 июля 2007 года | ||||
Мир на кончике луча Замечать красоту окружающего мира учат сеансы оптического театра Виталия Пястолова ... Я немного опоздала к началу. Не совсем ясно представляя, что меня ждет, в кромешной тьме нащупала свободный стул... В тот же миг экран вспыхнул разноцветными всполохами, зазвучала нежная музыка, мириады звезд рассыпались тоненькими серебристыми нитями, постепенно превращаясь то в водоросли на дне океана, то в планету Земля, то в распускающийся прямо на моих глазах подсолнух... А музыка играла и играла, меняя ритм, темп, характер, и, словно подстраиваясь под нее, менялись на экране цвета, создавая причудливые, завораживающие комбинации, а сквозь них нет-нет да и прорастали очертания цветов, птиц, ракушек, деревьев. Казалось, что этот непрерывный свето-звуковой поток подхватил и несет тебя неведомо куда, а ты, поддавшись воле своенравных волн, грезишь о чем-то своем, прекрасном, недостижимом... Музыкальная светоживопись Мжет быть, все было совсем и не так, ведь на сеансе оптического театра я присутствовала года три назад, но ощущения удивительной благости (другого слова не подберу) запомнились. Унав, что автор этого великолепного представления, ныне преподаватель ОБЖ и МХК школы № 20 Виталий Пястолов живет в нашем городе, захотела разузнать о новом виде экранного искусства, тем более что на выставке картин Н. К. Рериха в краеведческом музее нынче были организованы сеансы оптического театра. П словам Виталия Викторовича, автором идеи является Сергей Зорин, показавший свои первые спектакли в Москве более десяти лет назад. На премьере присутствовали супруги Горбачевы, Святослав Рерих, Андрей Тарковский. Последний, кстати, назвал действие в театре «целостным звуковым потоком, по которому зритель может приплыть в пространство собственной души» и предсказал этому виду искусства большое будущее. Чо же на самом деле представляет собой оптический театр? Это музыкальная светоживопись, где световые узоры гармонично сочетаются с музыкой, выражая такие состояния человеческой души, которые невозможно выразить другими способами. П сути, это театр, где роли актеров исполняют свет и музыка, а сценарий «пишется» во время самого представления совместными усилиями зрителей и светохудожника, автора разыгрываемой пьесы. Дай работу фантазии Бывший военный, получивший в институте специальность социального педагога-психолога, а позже закончивший факультет культурологии в Уральском университете, Пястолов долгое время работал в Курганском доме детского творчества методистом по нравственно-эстетическому воспитанию. И старался придумать, как лучше это воспитание осуществить, понимая, что просто говорить об эстетике, о красоте бесполезно, необходимо подключить к восприятию красоты всю внутреннюю сферу человека. Идеальный вариант в данном случае — оптический театр, где гармония цвета, музыки, ритма, образов, слова помогает достичь наилучших результатов. Уеники школы № 20 смотрят представления оптического театра дважды в год — в сентябре и в мае. Малышам, по мнению педагога, достаточно 15-минутного сеанса, более старшим можно показывать дольше, а взрослым, бывает, и 40-минутного представления оказывается мало. УВиталия Пястолова нехитрая, специально сделанная курганскими умельцами аппаратура. Сборы на «гастроли» (а выезжать ему приходится часто, приглашают и в школы, и в средние специальные учебные заведения) достаточно сложные, так как надо бережно упаковать хрупкую технику в чемоданы и доставить ее к месту выступления. Коллеги не раз предлагали ему перейти на компьютерные технологии, но у Виталия на этот счет свое мнение: — Мультимедийный проектор создает дробное изображение, что на мозг человека влияет не очень хорошо. Мы привыкли к солнечному свету, воспринимаем его естественно, с радостью. Потому световое изображение должно быть непрерывным, а его как раз и дает обычный диапроектор. Так как одновременно работают несколько приборов, создается ощущение движения на экране. Одно изображение сменяет другое, они накладываются друг на друга, удаляются, приближаются, возникают какие-то неясные образы. И вот тут-то начинает работать наше воображение, дорисовывая увиденное, дополняя его новыми красками... Всегда с чистого листа Сециальной партитуры у Виталия нет. Да и нужна ли она? Каждый новый показ — это и новый виток в творчестве светохудожника. — Все делаю вручную. Прислушиваясь к реакции зала, следую прихотливым музыкальным извивам, делаю акценты на каких-то моментах, одни картинки показываю дольше, другие — меньше. В принципе, одинаковых сеансов нет и быть не может, ведь каждый раз я создаю светомузыкальное произведение с чистого листа. Иногда спрашивают: «То, чем вы занимаетесь, — это цветомузыка?» Нет, отвечаю, цветомузыка — это просто бессмысленная смена цветов. В оптическом же театре всегда есть высший смысл: «Оглянитесь вокруг и постарайтесь увидеть красоту мира, в котором мы с вами живем». Часто ли нам приходится ее замечать? Кажется, что все привычно, знакомо. Но после сеанса в оптическом театре в нас что-то неуловимо меняется: хочется стать другим, вытащить на свет то доброе, хорошее, что есть в душе каждого, хочется пойти в парк, полюбоваться небом, вылечить сломанную ветку дерева, подобрать мусор с лесной поляны. Отыщи, человек, красоту Врепертуаре оптического театра Виталия Пястолова несколько программ: «В прекрасное далеко я начинаю путь», «Через тернии к звездам» и другие, но все они — о прекрасном, об устремлениях к хорошему, светлому, чистому. Дети приходят в неописуемый восторг, видя как изображение земного шара сменяется громадной пчелой или бабочкой и снова космосом: «Как это так? Почему?..» Красота небесная, красота земная — все сплетено воедино. «Вам нравится?» — спрашивает у детей педагог и, услышав утвердительный ответ, предлагает: «Попробуйте найти такую же красоту за пределами классной комнаты и тоже почувствуете себя счастливыми!» А потом рассказывает школьникам притчу. Психологи заметили одну странную вещь: посетители вернисажей обращают в основном внимание на те картины, которые им не нравятся. Они группируются, оживленно обсуждают недостатки полотна и стиль работы художника. Когда же видят картину, которая нравится, то говорят: «О, вот это совсем другое дело!» — и проходят дальше, вместо того чтобы полюбоваться ее красотой и получить от этого положительный настрой. — Эта склонность к критиканству навязывается зачастую средствами массовой информации, которые посылают нам негатив, — считает Виталий. — И выходит, что людям привычнее говорить о плохом, ругать всех и вся, критиковать и выражать недовольство, хотя гораздо естественнее замечать в окружающем мире хорошее... В начале сеанса всегда беседую с аудиторией, стараюсь понять, кто ко мне пришел и с какой целью. Если после сеанса в зале тихо и нет вопросов, это меня радует: значит, эмоции взяли верх над интеллектом. Информации в нашем мире и так слишком много. Моя же задача — включить творчество, заставить работать правое полушарие. Когда я вижу у людей сияющие, просветленные лица и слезы на глазах, считаю, что цели своей добился.
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |