Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 139 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 31 июля 2007 года

Мир на кончике луча

   Замечать красоту окружающего мира учат сеансы оптического театра Виталия Пястолова

   ... Я немного опоздала к началу. Не совсем ясно представляя, что меня ждет, в кромешной тьме нащупала свободный стул... В тот же миг экран вспыхнул разноцветными всполохами, зазвучала нежная музыка, мириады звезд рассыпались тоненькими серебристыми нитями, постепенно превращаясь то в водоросли на дне океана, то в планету Земля, то в распускающийся прямо на моих глазах подсолнух... А музыка играла и играла, меняя ритм, темп, характер, и, словно подстраиваясь под нее, менялись на экране цвета, создавая причудливые, завораживающие комбинации, а сквозь них нет-нет да и прорастали очертания цветов, птиц, ракушек, деревьев. Казалось, что этот непрерывный свето-звуковой поток подхватил и несет тебя неведомо куда, а ты, поддавшись воле своенравных волн, грезишь о чем-то своем, прекрасном, недостижимом...

   Музыкальная светоживопись

   Мжет быть, все было совсем и не так, ведь на сеансе оптического театра я присутствовала года три назад, но ощущения удивительной благости (другого слова не подберу) запомнились.

   Унав, что автор этого великолепного представления, ныне преподаватель ОБЖ и МХК школы № 20 Виталий Пястолов живет в нашем городе, захотела разузнать о новом виде экранного искусства, тем более что на выставке картин Н. К. Рериха в краеведческом музее нынче были организованы сеансы оптического театра.

   П словам Виталия Викторовича, автором идеи является Сергей Зорин, показавший свои первые спектакли в Москве более десяти лет назад. На премьере присутствовали супруги Горбачевы, Святослав Рерих, Андрей Тарковский. Последний, кстати, назвал действие в театре «целостным звуковым потоком, по которому зритель может приплыть в пространство собственной души» и предсказал этому виду искусства большое будущее.

   Чо же на самом деле представляет собой оптический театр? Это музыкальная светоживопись, где световые узоры гармонично сочетаются с музыкой, выражая такие состояния человеческой души, которые невозможно выразить другими способами.

   П сути, это театр, где роли актеров исполняют свет и музыка, а сценарий «пишется» во время самого представления совместными усилиями зрителей и светохудожника, автора разыгрываемой пьесы.

   Дай работу фантазии

   Бывший военный, получивший в институте специальность социального педагога-психолога, а позже закончивший факультет культурологии в Уральском университете, Пястолов долгое время работал в Курганском доме детского творчества методистом по нравственно-эстетическому воспитанию. И старался придумать, как лучше это воспитание осуществить, понимая, что просто говорить об эстетике, о красоте бесполезно, необходимо подключить к восприятию красоты всю внутреннюю сферу человека. Идеальный вариант в данном случае — оптический театр, где гармония цвета, музыки, ритма, образов, слова помогает достичь наилучших результатов.

   Уеники школы № 20 смотрят представления оптического театра дважды в год — в сентябре и в мае. Малышам, по мнению педагога, достаточно 15-минутного сеанса, более старшим можно показывать дольше, а взрослым, бывает, и 40-минутного представления оказывается мало.

   УВиталия Пястолова нехитрая, специально сделанная курганскими умельцами аппаратура. Сборы на «гастроли» (а выезжать ему приходится часто, приглашают и в школы, и в средние специальные учебные заведения) достаточно сложные, так как надо бережно упаковать хрупкую технику в чемоданы и доставить ее к месту выступления. Коллеги не раз предлагали ему перейти на компьютерные технологии, но у Виталия на этот счет свое мнение:

   — Мультимедийный проектор создает дробное изображение, что на мозг человека влияет не очень хорошо. Мы привыкли к солнечному свету, воспринимаем его естественно, с радостью. Потому световое изображение должно быть непрерывным, а его как раз и дает обычный диапроектор. Так как одновременно работают несколько приборов, создается ощущение движения на экране. Одно изображение сменяет другое, они накладываются друг на друга, удаляются, приближаются, возникают какие-то неясные образы. И вот тут-то начинает работать наше воображение, дорисовывая увиденное, дополняя его новыми красками...

   Всегда с чистого листа

   Сециальной партитуры у Виталия нет. Да и нужна ли она? Каждый новый показ — это и новый виток в творчестве светохудожника.

   — Все делаю вручную. Прислушиваясь к реакции зала, следую прихотливым музыкальным извивам, делаю акценты на каких-то моментах, одни картинки показываю дольше, другие — меньше. В принципе, одинаковых сеансов нет и быть не может, ведь каждый раз я создаю светомузыкальное произведение с чистого листа. Иногда спрашивают: «То, чем вы занимаетесь, — это цветомузыка?» Нет, отвечаю, цветомузыка — это просто бессмысленная смена цветов. В оптическом же театре всегда есть высший смысл: «Оглянитесь вокруг и постарайтесь увидеть красоту мира, в котором мы с вами живем». Часто ли нам приходится ее замечать? Кажется, что все привычно, знакомо. Но после сеанса в оптическом театре в нас что-то неуловимо меняется: хочется стать другим, вытащить на свет то доброе, хорошее, что есть в душе каждого, хочется пойти в парк, полюбоваться небом, вылечить сломанную ветку дерева, подобрать мусор с лесной поляны.

   Отыщи, человек, красоту

   Врепертуаре оптического театра Виталия Пястолова несколько программ: «В прекрасное далеко я начинаю путь», «Через тернии к звездам» и другие, но все они — о прекрасном, об устремлениях к хорошему, светлому, чистому. Дети приходят в неописуемый восторг, видя как изображение земного шара сменяется громадной пчелой или бабочкой и снова космосом: «Как это так? Почему?..» Красота небесная, красота земная — все сплетено воедино.

   «Вам нравится?» — спрашивает у детей педагог и, услышав утвердительный ответ, предлагает: «Попробуйте найти такую же красоту за пределами классной комнаты и тоже почувствуете себя счастливыми!» А потом рассказывает школьникам притчу. Психологи заметили одну странную вещь: посетители вернисажей обращают в основном внимание на те картины, которые им не нравятся. Они группируются, оживленно обсуждают недостатки полотна и стиль работы художника. Когда же видят картину, которая нравится, то говорят: «О, вот это совсем другое дело!» — и проходят дальше, вместо того чтобы полюбоваться ее красотой и получить от этого положительный настрой.

   — Эта склонность к критиканству навязывается зачастую средствами массовой информации, которые посылают нам негатив, — считает Виталий. — И выходит, что людям привычнее говорить о плохом, ругать всех и вся, критиковать и выражать недовольство, хотя гораздо естественнее замечать в окружающем мире хорошее... В начале сеанса всегда беседую с аудиторией, стараюсь понять, кто ко мне пришел и с какой целью. Если после сеанса в зале тихо и нет вопросов, это меня радует: значит, эмоции взяли верх над интеллектом. Информации в нашем мире и так слишком много. Моя же задача — включить творчество, заставить работать правое полушарие. Когда я вижу у людей сияющие, просветленные лица и слезы на глазах, считаю, что цели своей добился.

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика