свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
137 | ||||
Пятница, 27 июля 2007 года | ||||
Опорный край державы Реализация нового проекта приведет к повышению уровня жизни и доходов россиян Если все, что было решено на VII съезде партии «Единая Россия», воплотится в жизнь, мы очень скоро станем свидетелями и участниками грандиозного проекта «Урал промышленный — Урал Полярный». Его реализация позволит УрФО лишний раз подтвердить статус индустриального ядра страны. Вервые за последние десятилетия в России будут осуществлены широкомасштабная разведка недр и разработка месторождений полезных ископаемых, не связанные с добычей нефти и газа, но по экономическому эффекту сопоставимые с программой освоения Западной Сибири в 70-е годы прошлого века. Своими мыслями о проекте «Урал промышленный — Урал Полярный» делится депутат Государственной думы Валерий ПАНОВ. — Валерий Викторович, Президент России, говоря о богатейшем потенциале Уральского федерального округа, отмечал: чтобы «добиться его прорывного развития, нужны принципиально новые подходы и привлекательные перспективные проекты, закладывающие прочный фундамент роста на десятилетия вперед». Является ли таким проект «Урал промышленный — Урал Полярный»? Что станет следствием его реализации? — Уральский федеральный округ занимает менее 11 процентов территории страны, и здесь живет всего 8 процентов населения. Но регион дает более 16% валового национального продукта, 21% всей промышленной продукции и собирает до 50% налогов в федеральный бюджет. Сегодня Уральский округ обеспечивает 91% производства российского природного газа, 68% — нефти, 41,9% — продукции металлургического комплекса. Концентрация промышленности в регионе в четыре раза выше, чем в среднем по России. Оним словом, на протяжении 300 лет промышленность Урала и Западной Сибири была и остается основой экономического развития страны. И нагрузка на их ресурсную базу постоянно росла. Особенно этот процесс ускорился в прошлом веке. Пнятно, что такая колоссальная нагрузка на местную ресурсную базу профильных отраслей промышленности привела к ее значительному истощению. Поэтому основная идея проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» в том, чтобы дать импульс развитию всей российской экономики за счет вовлечения в хозяйственный оборот более дешевого и близко расположенного сырья месторождений твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала. П мнению ученых, неосвоенных запасов сырья хватит по меньшей мере на десятилетия. Например, железной руды, по предварительным подсчетам, здесь примерно 59,1 миллиарда тонн. Помимо этого в недрах восточного склона Полярного Урала хранится 36 миллиардов тонн энергетических углей. Эти ресурсы способны покрыть потребности всей российской промышленности в течение 80 лет при сегодняшнем уровне потребления. Зпасы региона по хромовым рудам оцениваются в 915 миллионов тонн при годовой потребности страны в 1,2 миллиона тонн. Марганца — 10,5 миллиарда тонн, при том что Урал потребляет его по 1,7 миллиона тонн в год. Меди — 25,1 миллиона тонн, золота —1080,2 тонны, бокситов — 1147,8 миллиона тонн и цинка — 18,6 миллиона тонн. Зпасы нефти оцениваются в 1432 миллиона тонн, газа — 225,6 миллиарда кубических метров, конденсата — 2,05 миллиона тонн. Сырьевая база лесных массивов, примыкающих к намечаемой железной дороге вдоль Уральского хребта, включает леса с эксплуатационными запасами более 300 миллионов кубометров. П данным Уральского отделения РАН, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот, составляет порядка 40 триллионов рублей. Рализация данного проекта во многом решает проблемы обеспечения промышленности не только Урала, но и всей России отечественным высококачественным сырьем на десятилетия, а по отдельным видам — на сотни лет. Скажем, Россия в настоящее время не имеет собственной сырьевой базы по таким стратегическим видам минеральных ресурсов, как марганец и хром. А ресурсная база Полярного и Приполярного Урала позволит на сто двадцать лет обеспечить отечественными хромитами ферросплавную промышленность страны, в значительной степени покрыть потребности в марганцевых рудах. Большое значение может иметь освоение крупных месторождений фосфоритов, кварца, огнеупоров и целого ряда других неметаллических ископаемых. Есть хорошие предпосылки по цветным и благородным металлам: свинцу, меди, золоту, редким и редкоземельным металлам. Потребности промышленности России будут обеспечены по фосфоритам на 90 лет, по бокситам — на 40 лет. — Что необходимо для успешной реализации проекта и что значит его долевое финансирование «на условиях частно-государственного партнерства»? Насколько привлекателен проект для промышленников и предпринимателей, всего бизнес-сообщества региона? — Реализация проекта такого масштаба возможна только при совместном участии государства и бизнес-структур с привлечением значительных, в сотни миллиардов рублей, финансовых ресурсов на длительные сроки. И серьезный интерес к разработке конкретных видов сырья у предпринимателей есть. Скажем, на Полярном Урале уже работают крупнейший производитель ферросплавов Челябинский электрометаллургический комбинат, производитель уникального сырья для электронной промышленности предприятие «Полярный кварц». Освоем участии в проекте говорят лидеры российского бизнеса: ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», группа «Мечел», Уральская горно-металлургическая компания, СУАЛ-холдинг. Финансировать добычу железных руд и других полезных ископаемых готовы «Уралэлектромедь», Российские железные дороги, Курганэнерго и Челябэнерго, Ямальская железнодорожная компания. Среди иностранных инвесторов — японская ассоциация по торговле с Россией и Восточной Европой ROTOBO, деловые круги Японии, Великобритании, Германии, Китая. П сути, реализация проекта уже началась. Региональное отделение федеральной службы по финансовым рынкам зарегистрировало выпуск акций ОАО «Корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный», управляющей компании по реализации одноименного проекта. Рль государства важна в разработке и продвижении проекта, подготовке минерально-сырьевых запасов, создании объектов транспортно-энергетической и социальной инфраструктуры, обеспечении благоприятных условий для его участников в рамках действующего законодательства. Оно только появление информации о том, что на Урале планируется разрабатывать собственную рудную базу, заставило зарубежных поставщиков сырья для металлургических предприятий УрФО пересмотреть в лучшую для потребителей сторону цены и условия поставки с целью заинтересовать клиента в сохранении дальнейших контактов. Например, это уже почувствовали на Челябинском электрометаллургическом комбинате. Итересы и обязательства бизнеса должны быть направлены на строительство промышленных и социальных объектов, создание транспортной и энергетической инфраструктуры, связанной с освоением природных ресурсов. Сизятся и риски развития региональных экономик за счет создания новых предприятий и дополнительной загрузки существующих мощностей. Только на начальном этапе реализации проекта потребуется 400 тысяч тонн рельсов и рельсовых скреплений, 750 тысяч тонн металла, металлоконструкций, стальных труб. Уе на первом этапе реализации проект инициирует разработку и производство новых машин и оборудования, формируя портфель заказов для предприятий машиностроения. Его инвестиционная емкость — более 350 миллиардов рублей. И часть из них будет направлена на покупку продукции машиностроения. Ве эти факторы сыграют существенную роль в процессе усиления экономической интеграции субъектов Российской Федерации — участников проекта — и укрепления единого экономического пространства. В итоге, по расчетам экспертов, уже к 2010 году, благодаря реализации проекта, внутренний региональный продукт ЯНАО увеличится в 2,7 раза, в ХМАО — в 2,5 раза, в Свердловской и Челябинской областях к 2015 году — в три раза. Прирост валового продукта России к 2010 году должен составить 38 процентов. — На VII съезде «Единой России» принято решение считать проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» партийным. Депутатам Государственной думы — членам партии «Единая Россия» — поручено обеспечить партийный контроль над его исполнением. Как это будет осуществляться на практике? — Масштабность проекта такова, что задействованных сил для того, чтобы сохранить взятый темп работ и ускорить его, мало. В сложившейся ситуации следует рассчитывать на помощь массовой политической силы, имеющей всероссийскую народную поддержку. В нашей стране такая сила одна — партия «Единая Россия». Сздав в истории парламентаризма современной России прецедент, когда конституционное большинство в Государственной думе принадлежит одной партии, «Единая Россия» взяла на себя роль организатора многих национальных проектов. Но мы приняли на себя и ответственность за их успешную реализацию. Созданная в стране вертикаль власти проецирует на региональные и муниципальные органы управления эту организующую и контролирующую роль. Тк это и происходит в реальной жизни. Сегодня большая часть депутатов всех уровней — члены партии «Единая Россия», за которых на местных выборах проголосовали южноуральцы. Многие из них представляют директорский корпус. Отделения Межпарламентской ассамблеи депутатов, членов и сторонников партии «Единая Россия» созданы в большинстве представительных органов местного самоуправления. Члябинское региональное отделение партии превратилось в организованную политическую силу, которая заняла ведущее место на политической арене Челябинской области. Наши отношения с правительством Челябинской области и губернатором, практически всеми общественными объединениями можно назвать позитивными, деловыми и конструктивными. Ргиональные отделения партии «Единая Россия» и Союза промышленников и предпринимателей приняли долгосрочное соглашение о взаимном партнерстве и подписали договор о сотрудничестве. Это позволит сплотить финансовые и политические ресурсы края для решения важнейших задач, в первую очередь, для реализации национальных проектов, число которых входит теперь и «Урал промышленный — Урал Полярный». На депутатский корпус, возглавляемый фракцией «Единая Россия», и на саму партию возложен контроль за их исполнением. А экономический базис для дальнейшего развития создают именно промышленники и предприниматели. — В начале июня Челябинскую область посетил председатель Государственной думы РФ Борис Грызлов. Каковы основные итоги вашей встречи? — Сегодня у нас есть исторический шанс по-новому обустроить экономику Урала и Западной Сибири, создать качественно новый уровень жизни уральцев и россиян. Инициированный Петром Латышевым в 2005 году и поддержанный Президентом России Владимиром Путиным проект собрал большой круг представителей власти, науки и бизнеса, которые не только обсудили широкий круг проблем, но и нашли эффективный путь их решения. Участниками Челябинского регионального объединения работодателей «ПромАсс» являются более 800 предприятий, каждое из них уверено в позитивных результатах возможного участия. И самый убедительный из них — планируемое увеличение валового регионального продукта в 3 раза за десять лет! По масштабу его можно поставить в один ряд с реализацией плана ГОЭЛРО, индустриализации и освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири в 20-е годы прошлого века. «Урал промышленный — Урал Полярный» — это действительно грандиозный стратегический проект федерального масштаба. Поэтому реализацию его мы видим через федеральную целевую программу, которая позволит компенсировать отсутствие практических механизмов. Сгодня создаются новые для России стандарты взаимодействия власти и общества — государственно-частное партнерство. Партнерами проекта станут ведущие компании промышленности и строительного комплекса, банки, малый и средний бизнес. Чтобы не существовало разрыва между ожиданиями и результатами, неудовлетворенностью динамикой, необходимо задействовать инновационные технологии, позволяющие задавать новые стандарты качества бизнеса и жизни. — Что даст реализация проекта россиянам? — Мы постоянно работаем в обществе, с избирателями, с бизнес-средой, и можем констатировать: в стране уже чувствуется дух творчества и развития. Именно тот дух, который позволяет нации осуществить грандиозные проекты и делает жизнь людей по-настоящему содержательной. Вдущая политическая сила страны — партия «Единая Россия», реализуя план Президента РФ Путина, подвигает Россию под влиянием общественного спроса к изменениям. В нашем проекте ярко выражен спрос российского бизнеса в виде сформированных и осмысленных предложений участников хозяйственной жизни по долгосрочному ведению экономической политики, что уже привело к образованию в обществе среднего класса. Именно он больше всего хочет стабильности и развития, поскольку уже принял новые ценности, научился использовать новые возможности. Сгодня на территории Челябинской области работает около 200 предприятий, выпускающих машины и оборудование. И этот потенциал Челябинской области будет использован в реализации проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный». Ведущие предприятия этой отрасли производят оборудование для освоения указанных территорий: автомобильный завод «Урал» — грузовые автомобили, ЧТЗ — гусеничную технику, «Кыштымское машиностроительное объединение» — буровое геологоразведочное оборудование. Зачительную роль в проекте может сыграть отрасль металлообработки. Новый импульс получит строительная индустрия. В Челябинской области реализуется несколько перспективных проектов строительства заводов по производству новых стройматериалов. Благодаря проекту потенциал лесного ресурса (а это 110 миллионов га) будет использован более эффективно. «Урал промышленный — Урал Полярный» может стать локомотивом в развитии инновационных технологий Уральского региона. Челябинская область занимает первое место в УрФО по количеству разработанных и внедренных в производство инновационных проектов. Опыт и отработанный механизм коммерциализации научных идей отработан в Южно-Уральском венчурном инновационном фонде. По оценке экспертов торгово-промышленной палаты, за три года интеллектуальный капитал фонда увеличился с 375 тысяч до 75 миллионов рублей. Безусловно, для проведения столь масштабного проекта, понадобятся квалифицированные кадры. Южный Урал готов предоставить свои интеллектуальные ресурсы для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Ее раз хочу подчеркнуть: реализация проекта приведет к увеличению внутреннего валового продукта страны в целом и повышению уровня жизни и доходов россиян.
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |