Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 137 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 27 июля 2007 года

Опорный край державы

   Реализация нового проекта приведет к повышению уровня жизни и доходов россиян

   Если все, что было решено на VII съезде партии «Единая Россия», воплотится в жизнь, мы очень скоро станем свидетелями

   и участниками грандиозного проекта «Урал промышленный — Урал Полярный». Его реализация позволит УрФО лишний раз подтвердить статус индустриального ядра страны.

   Вервые за последние десятилетия в России будут осуществлены широкомасштабная разведка недр и разработка месторождений полезных ископаемых, не связанные с добычей нефти и газа, но по экономическому эффекту сопоставимые с программой освоения Западной Сибири в 70-е годы прошлого века. Своими мыслями о проекте «Урал промышленный — Урал Полярный» делится депутат Государственной думы Валерий ПАНОВ.

   — Валерий Викторович, Президент России, говоря о богатейшем потенциале Уральского федерального округа, отмечал: чтобы «добиться его прорывного развития, нужны принципиально новые подходы и привлекательные перспективные проекты, закладывающие прочный фундамент роста на десятилетия вперед». Является ли таким проект «Урал промышленный — Урал Полярный»? Что станет следствием его реализации?

   — Уральский федеральный округ занимает менее 11 процентов территории страны, и здесь живет всего 8 процентов населения. Но регион дает более 16% валового национального продукта, 21% всей промышленной продукции и собирает до 50% налогов в федеральный бюджет. Сегодня Уральский округ обеспечивает 91% производства российского природного газа, 68% — нефти, 41,9% — продукции металлургического комплекса. Концентрация промышленности в регионе в четыре раза выше, чем в среднем по России.

   Оним словом, на протяжении 300 лет промышленность Урала и Западной Сибири была и остается основой экономического развития страны. И нагрузка на их ресурсную базу постоянно росла. Особенно этот процесс ускорился в прошлом веке.

   Пнятно, что такая колоссальная нагрузка на местную ресурсную базу профильных отраслей промышленности привела к ее значительному истощению. Поэтому основная идея проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» в том, чтобы дать импульс развитию всей российской экономики за счет вовлечения в хозяйственный оборот более дешевого и близко расположенного сырья месторождений твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала.

   П мнению ученых, неосвоенных запасов сырья хватит по меньшей мере на десятилетия. Например, железной руды, по предварительным подсчетам, здесь примерно 59,1 миллиарда тонн. Помимо этого в недрах восточного склона Полярного Урала хранится 36 миллиардов тонн энергетических углей. Эти ресурсы способны покрыть потребности всей российской промышленности в течение 80 лет при сегодняшнем уровне потребления.

   Зпасы региона по хромовым рудам оцениваются в 915 миллионов тонн при годовой потребности страны в 1,2 миллиона тонн. Марганца — 10,5 миллиарда тонн, при том что Урал потребляет его по 1,7 миллиона тонн в год. Меди — 25,1 миллиона тонн, золота —1080,2 тонны, бокситов — 1147,8 миллиона тонн и цинка — 18,6 миллиона тонн.

   Зпасы нефти оцениваются в 1432 миллиона тонн, газа — 225,6 миллиарда кубических метров, конденсата — 2,05 миллиона тонн. Сырьевая база лесных массивов, примыкающих к намечаемой железной дороге вдоль Уральского хребта, включает леса с эксплуатационными запасами более 300 миллионов кубометров.

   П данным Уральского отделения РАН, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот, составляет порядка 40 триллионов рублей.

   Рализация данного проекта во многом решает проблемы обеспечения промышленности не только Урала, но и всей России отечественным высококачественным сырьем на десятилетия, а по отдельным видам — на сотни лет. Скажем, Россия в настоящее время не имеет собственной сырьевой базы по таким стратегическим видам минеральных ресурсов, как марганец и хром. А ресурсная база Полярного и Приполярного Урала позволит на сто двадцать лет обеспечить отечественными хромитами ферросплавную промышленность страны, в значительной степени покрыть потребности в марганцевых рудах.

   Большое значение может иметь освоение крупных месторождений фосфоритов, кварца, огнеупоров и целого ряда других неметаллических ископаемых. Есть хорошие предпосылки по цветным и благородным металлам: свинцу, меди, золоту, редким и редкоземельным металлам. Потребности промышленности России будут обеспечены по фосфоритам на 90 лет, по бокситам — на 40 лет.

   — Что необходимо для успешной реализации проекта и что значит его долевое финансирование «на условиях частно-государственного партнерства»? Насколько привлекателен проект для промышленников и предпринимателей, всего бизнес-сообщества региона?

   — Реализация проекта такого масштаба возможна только при совместном участии государства и бизнес-структур с привлечением значительных, в сотни миллиардов рублей, финансовых ресурсов на длительные сроки. И серьезный интерес к разработке конкретных видов сырья у предпринимателей есть. Скажем, на Полярном Урале уже работают крупнейший производитель ферросплавов Челябинский электрометаллургический комбинат, производитель уникального сырья для электронной промышленности предприятие «Полярный кварц».

   Освоем участии в проекте говорят лидеры российского бизнеса: ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», группа «Мечел», Уральская горно-металлургическая компания, СУАЛ-холдинг. Финансировать добычу железных руд и других полезных ископаемых готовы «Уралэлектромедь», Российские железные дороги, Курганэнерго и Челябэнерго, Ямальская железнодорожная компания. Среди иностранных инвесторов — японская ассоциация по торговле с Россией и Восточной Европой ROTOBO, деловые круги Японии, Великобритании, Германии, Китая.

   П сути, реализация проекта уже началась. Региональное отделение федеральной службы по финансовым рынкам зарегистрировало выпуск акций ОАО «Корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный», управляющей компании по реализации одноименного проекта.

   Рль государства важна в разработке и продвижении проекта, подготовке минерально-сырьевых запасов, создании объектов транспортно-энергетической и социальной инфраструктуры, обеспечении благоприятных условий для его участников в рамках действующего законодательства.

   Оно только появление информации о том, что на Урале планируется разрабатывать собственную рудную базу, заставило зарубежных поставщиков сырья для металлургических предприятий УрФО пересмотреть в лучшую для потребителей сторону цены и условия поставки с целью заинтересовать клиента в сохранении дальнейших контактов. Например, это уже почувствовали на Челябинском электрометаллургическом комбинате.

   Итересы и обязательства бизнеса должны быть направлены на строительство промышленных и социальных объектов, создание транспортной и энергетической инфраструктуры, связанной с освоением природных ресурсов.

   Сизятся и риски развития региональных экономик за счет создания новых предприятий и дополнительной загрузки существующих мощностей. Только на начальном этапе реализации проекта потребуется 400 тысяч тонн рельсов и рельсовых скреплений, 750 тысяч тонн металла, металлоконструкций, стальных труб.

   Уе на первом этапе реализации проект инициирует разработку и производство новых машин и оборудования, формируя портфель заказов для предприятий машиностроения. Его инвестиционная емкость — более 350 миллиардов рублей. И часть из них будет направлена на покупку продукции машиностроения.

   Ве эти факторы сыграют существенную роль в процессе усиления экономической интеграции субъектов Российской Федерации — участников проекта — и укрепления единого экономического пространства. В итоге, по расчетам экспертов, уже к 2010 году, благодаря реализации проекта, внутренний региональный продукт ЯНАО увеличится в 2,7 раза, в ХМАО — в 2,5 раза, в Свердловской и Челябинской областях к 2015 году — в три раза. Прирост валового продукта России к 2010 году должен составить 38 процентов.

   — На VII съезде «Единой России» принято решение считать проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» партийным. Депутатам Государственной думы — членам партии «Единая Россия» — поручено обеспечить партийный контроль над его исполнением. Как это будет осуществляться на практике?

   — Масштабность проекта такова, что задействованных сил для того, чтобы сохранить взятый темп работ и ускорить его, мало. В сложившейся ситуации следует рассчитывать на помощь массовой политической силы, имеющей всероссийскую народную поддержку. В нашей стране такая сила одна — партия «Единая Россия».

   Сздав в истории парламентаризма современной России прецедент, когда конституционное большинство в Государственной думе принадлежит одной партии, «Единая Россия» взяла на себя роль организатора многих национальных проектов. Но мы приняли на себя и ответственность за их успешную реализацию. Созданная в стране вертикаль власти проецирует на региональные и муниципальные органы управления эту организующую и контролирующую роль.

   Тк это и происходит в реальной жизни. Сегодня большая часть депутатов всех уровней — члены партии «Единая Россия», за которых на местных выборах проголосовали южноуральцы. Многие из них представляют директорский корпус. Отделения Межпарламентской ассамблеи депутатов, членов и сторонников партии «Единая Россия» созданы в большинстве представительных органов местного самоуправления.

   Члябинское региональное отделение партии превратилось в организованную политическую силу, которая заняла ведущее место на политической арене Челябинской области. Наши отношения с правительством Челябинской области и губернатором, практически всеми общественными объединениями можно назвать позитивными, деловыми и конструктивными.

   Ргиональные отделения партии «Единая Россия» и Союза промышленников и предпринимателей приняли долгосрочное соглашение о взаимном партнерстве и подписали договор о сотрудничестве. Это позволит сплотить финансовые и политические ресурсы края для решения важнейших задач, в первую очередь, для реализации национальных проектов, число которых входит теперь и «Урал промышленный — Урал Полярный». На депутатский корпус, возглавляемый фракцией «Единая Россия», и на саму партию возложен контроль за их исполнением. А экономический базис для дальнейшего развития создают именно промышленники и предприниматели.

   — В начале июня Челябинскую область посетил председатель Государственной думы РФ Борис Грызлов. Каковы основные итоги вашей встречи?

   — Сегодня у нас есть исторический шанс по-новому обустроить экономику Урала и Западной Сибири, создать качественно новый уровень жизни уральцев и россиян. Инициированный Петром Латышевым в 2005 году и поддержанный Президентом России Владимиром Путиным проект собрал большой круг представителей власти, науки и бизнеса, которые не только обсудили широкий круг проблем, но и нашли эффективный путь их решения. Участниками Челябинского регионального объединения работодателей «ПромАсс» являются более 800 предприятий, каждое из них уверено в позитивных результатах возможного участия. И самый убедительный из них — планируемое увеличение валового регионального продукта в 3 раза за десять лет! По масштабу его можно поставить в один ряд с реализацией плана ГОЭЛРО, индустриализации и освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири в 20-е годы прошлого века. «Урал промышленный — Урал Полярный» — это действительно грандиозный стратегический проект федерального масштаба. Поэтому реализацию его мы видим через федеральную целевую программу, которая позволит компенсировать отсутствие практических механизмов.

   Сгодня создаются новые для России стандарты взаимодействия власти и общества — государственно-частное партнерство. Партнерами проекта станут ведущие компании промышленности и строительного комплекса, банки, малый и средний бизнес. Чтобы не существовало разрыва между ожиданиями и результатами, неудовлетворенностью динамикой, необходимо задействовать инновационные технологии, позволяющие задавать новые стандарты качества бизнеса и жизни.

   — Что даст реализация проекта россиянам?

   — Мы постоянно работаем в обществе, с избирателями, с бизнес-средой, и можем констатировать: в стране уже чувствуется дух творчества и развития. Именно тот дух, который позволяет нации осуществить грандиозные проекты и делает жизнь людей по-настоящему содержательной.

   Вдущая политическая сила страны — партия «Единая Россия», реализуя план Президента РФ Путина, подвигает Россию под влиянием общественного спроса к изменениям. В нашем проекте ярко выражен спрос российского бизнеса в виде сформированных и осмысленных предложений участников хозяйственной жизни по долгосрочному ведению экономической политики, что уже привело к образованию в обществе среднего класса. Именно он больше всего хочет стабильности и развития, поскольку уже принял новые ценности, научился использовать новые возможности.

   Сгодня на территории Челябинской области работает около 200 предприятий, выпускающих машины и оборудование. И этот потенциал Челябинской области будет использован в реализации проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный». Ведущие предприятия этой отрасли производят оборудование для освоения указанных территорий: автомобильный завод «Урал» — грузовые автомобили, ЧТЗ — гусеничную технику, «Кыштымское машиностроительное объединение» — буровое геологоразведочное оборудование.

   Зачительную роль в проекте может сыграть отрасль металлообработки. Новый импульс получит строительная индустрия. В Челябинской области реализуется несколько перспективных проектов строительства заводов по производству новых стройматериалов. Благодаря проекту потенциал лесного ресурса (а это 110 миллионов га) будет использован более эффективно.

   «Урал промышленный — Урал Полярный» может стать локомотивом в развитии инновационных технологий Уральского региона. Челябинская область занимает первое место в УрФО по количеству разработанных и внедренных в производство инновационных проектов. Опыт и отработанный механизм коммерциализации научных идей отработан в Южно-Уральском венчурном инновационном фонде. По оценке экспертов торгово-промышленной палаты, за три года интеллектуальный капитал фонда увеличился с 375 тысяч до 75 миллионов рублей.

   Безусловно, для проведения столь масштабного проекта, понадобятся квалифицированные кадры. Южный Урал готов предоставить свои интеллектуальные ресурсы для повышения квалификации и переподготовки специалистов.

   Ее раз хочу подчеркнуть: реализация проекта приведет к увеличению внутреннего валового продукта страны в целом и повышению уровня жизни и доходов россиян.

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика