Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 136 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 26 июля 2007 года

Жестокое время было

   По улице галопом проскакал верховой, и тут же началась винтовочная пальба. Бабка мигом спрятала детей под стол у стены с маленькими оконцами

   и сама, плюхнувшись рядом, прижалась спиной к деревянной бочке. Какое-то чутье подсказало ей, ибо в этот момент от рамы отлетела щепка,

   зазвенело осколками стекло, а в косяке у двери появилась свежая дырочка от пули-дуры.

   Июльская жара

   Дуг любил приврать, но тут божился, что ту дырку в косяке бабка не спутает ни с какой другой. Не поверив, мы все же согласились, что дырку надо исследовать. Затолкали гвоздь. Он уперся во что-то твердое и шляпкой указал на окно. Кто-то притащил коловорот, покрутили, и на сверле появилась свинцовая стружка. Так мы, пацаны, впервые прикоснулись к событиям гражданской войны в Миассе. Потом были находки на чердаках и в сараях: револьвер без барабана, ржавые затвор и штык от трехлинейки, настоящая казацкая шашка с зазубринами и с отгнившей ручкой... А еще мы выменивали друг у друга винтовочные гильзы, пули и по несколько раз бегали смотреть «Чапая». На уроках разинув рты слушали о героях революции, гражданской войны и классовых врагах трудового народа. Детский ум воспринимал все просто и ясно, как в кино: Чапай с Петькой у пулемета и психическая атака недоумков-каппелевцев. Кто-то гордился своим дедом-буденновцем, но молчали другие про дедов-казаков. С годами пришло осознание, что в жизни все было намного сложнее. Страшнее и ужаснее. И это особенно почувствовалось в октябре 1993 года, когда из Москвы повеяло холодком гражданской войны. Расстрел и штурм Белого дома явили тогда, что гражданская война для каждого из нас может стать реальностью.

   Пошлой осенью со старожилом Ленинска Владимиром Васильевичем Калугиным мы стояли на берегу небольшого разреза.

   — В 50-х годах у старой дороги, что на Иремельскую плотину, гидравлику поставили, золото мыть начали. И вот ведь — черепа стали вымывать, да не один, не два… Из-под струи во все стороны полетели. И до этого случалось, но такое… Отказались мужики тут работать. Во время революции, говорят, сражение здесь большое происходило. Как мост через реку проедешь, на горке стоял деревянный памятник, красивый, со звездой вверху. На нем надпись: «Спите, орлы боевые, вы заслужили покой». А белых? Их, может, в ямы старательские поскидывали? Жестокое время было. Брат брата убивал.

   Д сих пор не дает покоя еще одна загадочная находка. В начале прошлой зимы за горой, почти на берегу Ильменя, среди старательских выработок в самом узком месте у болота наткнулись на три ряда старых, с обвалившимися краями, окопов бруствером к дороге. Чьи они — белых? красных? Был ли бой?

   Пчти девяносто лет отделяют нас от начала гражданской войны на Южном Урале. Сегодня уже не услышишь живого рассказа очевидца. Только документы и пожелтевшие странички рукописей-воспоминаний. 1918 год. Мятеж белочехов в Златоусте, и миасский красноармейский отряд спешит на помощь в соседний город… А в это время переворот в Миассе. Отряд, возвращаясь, вступает в бой у горы Моховой. Поражение красных — и белый террор… В июле 1919 года бойцы 5-й армии под командованием Тухачевского — в Миасской долине, а части корпуса генерала Каппеля — на укрепленных Чашковских высотах. Бой за Миасс, и снова в городе рабоче-крестьянская власть.

   А с 24 июля по 5 августа 1919 года, 88 лет назад, именно в эти летние дни, идут ожесточенные бои за Челябинск. В боях участвует до 80 тысяч человек. Полегло, по одним данным, 20 тысяч человек, по другим — вдвое больше. Горы трупов и жара. Смрад. Такой людской бойни земля уральская не знала ни в кои веки.

   Псле распада Советского Союза на наших глазах стала происходить переоценка ценностей, заставляющая вновь и вновь вглядываться в не столь далекое прошлое. Если немногие имена красноармейцев история донесла до нас в названиях улиц, на мемориальных досках, в списках погибших на памятниках той поры, то имена воевавших на стороне белых преданы забвению. Лишь только в семьях кто-то помянет классового врага — родственника, перекрестившись за упокой.

   Внашем городе есть улица красного командира, маршала Тухачевского. Но даже немыслимо представить, что где-то на окраине вдруг объявится какой-нибудь переулок, названный в честь генерала Каппеля. А ведь тот и другой воевали за Россию.

   Нсмотря на узаконенный День примирения и согласия, в обществе, увы, не исчезло напряжение. Были и есть люди, взирающие на красное знамя с надписью «Вся власть Советам!» как на святыню. Но были и другие, кто сражался по ту сторону баррикад под лозунгами «За единую и неделимую Россию», «За Учредительное собрание». В бой они шли под трехцветным флагом. И те, и другие были дети России и боролись за ее будущее, точнее, за то, каким они его представляли.

   Дети России. Красный сын

   Оержав блестящую победу в Златоустовском сражении, Михаил Николаевич Тухачевский выиграл битву за Урал и открыл путь Красной Армии в Сибирь. К концу 1919 года он уже лучший командарм, лучший «революционный генерал». Пик популярности М. Тухачевского пришелся на лето 1923 года. В июльском номере журнала «Военный вестник» за тот год сообщалось, что на имя командующего Западным фронтом была получена телеграмма: «Руководителю пятой армии, освободителю Урала от белогвардейщины и Колчака в день четвертой годовщины взятия Урала Красной Армией Миасский горсовет шлет пролетарский привет; в ознаменование дня город Миасс переименовывается в город Тухачевск — вашего имени». Однако в 1926 году городу возвратили его прежнее название. И все же три года наш город назывался Тухачевск.

    В мае 1937 года Тухачевский снят с поста первого заместителя наркома обороны. Через две недели арестован и объявлен главой военно-фашистского заговора в РККА. Архивы сохранили последнее слово подсудимого: «Я хочу сказать, что гражданскую войну провел как честный советский гражданин, как честный командир Красной Армии. Не щадя своих сил, дрался за советскую власть. И после гражданской войны делал то же самое. Но путь группировки, стащившей меня на путь подлого правого оппортунизма и трижды проклятого троцкизма, который привел к связи с фашизмом и японским генеральным штабом, все же не убил во мне любви к нашей армии, любви к нашей советской стране, и, делая это подлое контрреволюционное дело, я тоже раздваивался. Вы сами знаете, что, несмотря на все это, я делал полезное дело в области вооружения, в области боевой подготовки и в области других сторон жизни Красной Армии.

   Пеступление настолько тяжело, что говорить о пощаде трудно, но я прошу суд верить мне, что я полностью открылся, что тайн у меня нет перед советской властью, нет перед партией. И если мне суждено умереть, я умру с чувством глубокой любви к нашей стране, к нашей партии, к наркому Ворошилову и великому Сталину».

   Сециальное судебное присутствие Верховного суда СССР 11 июня 1937 года рассмотрело дело Тухачевского и других военачальников и приговорило их к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение на следующий день. Реабилитирован М. Н. Тухачевский в 1957 году.

   Дети России. Белый сын

   Вначале июля 1918 года Владимир Оскарович Каппель со своим отрядом, частями Народной армии и 4-м Чехословацким полком наносит красным ряд тяжелых поражений. В мае-июне 1919 года временно задержано наступление Красной Армии, но сделано это ценой гибели значительной части личного состава недоформированного корпуса Каппеля, брошенного Ставкой в бой. Во время оборонительных боев лета-осени 1919 года корпус Каппеля находится на самых ответственных участках фронта и сражается против самых боеспособных частей, в том числе знаменитой 25-й стрелковой Чапаевской дивизии. В дни крушения власти правительства Колчака Каппель назначается главнокомандующим белыми войсками Сибири. С непрерывными боями в 50-градусный мороз вооруженные силы отходят вдоль железной дороги, совершают беспримерный 3000-верстный путь от Омска до Забайкалья.

   Уроза неминуемого разгрома нависла над каппелевцами близ Красноярска. Генерал сумел вывести полки из окружения, но это стоило ему жизни. В стужу Каппель провалился в ледяную воду, отморозил ноги и заболел воспалением легких. Тем не менее он продолжал руководить войсками даже тогда, когда мог держаться на лошади лишь привязанным к седлу. Предсмертные слова Каппеля: «Пусть войска знают, что я был предан им, что я любил их и своею смертью среди них доказал это». И каппелевцы доказали преданность своему вождю. Они не бросили его тело на поругание большевикам и, невзирая на трудности и опасности похода, перевезли его через сибирскую тайгу. Каппель был похоронен в Китае, в Харбине, у алтаря христианской Иверской церкви.

   Вдекабре 2006 года останки Владимира Каппеля были перевезены для перезахоронения в Москву в Донской монастырь. В торжественных речах звучало, что Каппель — одно из достояний России, человек, который проявил себя настоящим русским генералом. В каждом народе почитают героические личности, и все, что с ними связано, должно быть окружено почетом. Георгиевский кавалер, подвижник белого движения, он найдет свое упокоение на русской земле в некрополе Донского монастыря рядом с генералом Деникиным и философом Ильиным.

   Вековой раскол

   Касные пришли к власти, но в гражданской войне проиграли все. Проиграли белые: их ждала смерть или эмиграция. Проиграли крестьянские повстанцы, получившие вместо «вольных коммун» пулеметы чоновских карателей или ГУЛАГ. Победители вместо власти рабочих и крестьян, за которую они сражались, получили диктатуру. Но главное — проиграла сама Россия. Вместе с разрухой, голодом, доходящим до людоедства, жуткими человеческими потерями в десятки миллионов жизней гражданская война принесла России, вслед за православным расколом петровских времен, еще один — классовый раскол общества на белых и красных, своих и чужих.

   Триколор над нами

   Вноябре нынешнего года исполнится 90 лет Октябрьской революции, или октябрьскому перевороту. Право, не знаю, как и назвать эту дату. Люди по-разному относятся к ней. Одни по-прежнему считают ее великим праздником, другие — трагедией, третьи к ней безразличны. В 1997 году в целях смягчения противостояния и примирения различных слоев российского общества указом Президента России 7 ноября было объявлено Днем согласия и примирения. 

   Нкануне 90-летия революционных событий из местного бюджета выделено 465 тысяч рублей на ремонт памятников города. На эти средства будут приведены в надлежащий вид и обелиски, расположенные на территории Миасского округа, большая часть из которых посвящена борцам за установление советской власти. Дело нужное. А как же смягчение противостояния, примирение? Ведь кто-то, погибая, видел страну под бело-сине-красным флагом. Государственным стягом современной России. Есть над чем подумать! Или не надо голову ломать? Души классовых врагов на земле, белых и красных, примирят синие небеса. Триколор над нами, однако.

   


Страницу подготовил Виктор СУРОДИН



назад


Яндекс.Метрика