Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 131 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 19 июля 2007 года

Добрых рук мастерство

   Здоровье и успокоение приносят в дом деревянные поделки Василия Бабенкова

   Главной приметой нашего времени все чаще становится евростандарт: безликие жалюзи, пластиковые окна, подвесные потолки, электронная бытовая техника... И уже не поймешь, обставляем ли мы свою жизнь из соображений удобства и комфорта или стараемся просто выглядеть не хуже других. Но как радуется уставший от роскоши глаз, натыкаясь вдруг на вышитую бабушкой старинную скатерть или на сплетенное

   руками деда грибное лукошко!

   «Не то дорого, что золото, а то, что добрых рук мастерство», — гласит русская пословица. И впрямь: больше ценится то, что рукотворно, а не то, что с блеском отштамповано «под копирку» в модной фирме. И мы потихоньку возвращаемся к своим истокам, порой не замечая этого. Скажете, не так? Но в таком случае почему с Бажовского фестиваля мы везем домой домовят из грубой мешковины, каменные шкатулки, берестяные туески? На память, да, верно. Но еще и потому, что все эти вещицы — живые, теплые, дышащие.

   ...Василий Бабенков, давний друг газеты, зашел к нам «на огонек» просто так, поздороваться. Из разговора выяснилось, что руки собеседника — как раз из тех, что мастеровыми называют. И хотя по образованию он инженер-механик, но и его потянуло к традициям предков, а именно — к дереву.

   — Не буду лукавить, — признался Бабенков, — не по доброй воле мастерить надумал. В 90-х годах сами знаете, какое время было. А детей-то учить надо! Нашел приработок в бригаде, которая мебель на заказ делала. Через восемь лет артель распалась, стал работать самостоятельно.

   Пд столярную мастерскую Василий приспособил гараж. Под вечер выкатит «жигуленка» на улицу, включит старенький магнитофон и под песни Визбора берется за нехитрое свое ремесло. Он, можно сказать, мастер малых форм: солонки, стаканчики, вазочки, разделочные доски, скалки, полочки под телефон, миниатюрные табуретки с резными ножками — домашняя утварь, одним словом.

   Всь гараж забит заготовками, досками, толстыми сучьями. Честно говоря, выглядят они достаточно непрезентабельно, на такие и внимания-то сразу не обратишь — дрова дровами. Но вот хозяин бережно достает из шуршащего пакета готовые изделия, крошечные солонки и стаканчики, и в воздухе разливается приятный древесный запах.

   — Какое дерево так славно пахнет?

   — Пахнет не дерево, — усмехается Василий Иванович. — Просто поделки свои я натираю пчелиным воском, смешанным со скипидаром. Экологически чистое покрытие!

   Пребираю блюдечки — простые, незамысловатые, ни резьбы на них, ни росписи. Обычное дерево, но будто что-то живое в руках держишь. Вроде бы похожи все друг на друга, а приглядишься — нет, разные: и по форме, и по размеру, и по рисунку древесины.

   — Правильнее сказать «текстура», а не рисунок, — поправляет мастер. — Они из разных пород дерева, а потому и выглядят каждый по-своему. Даже у одного и того же дерева текстура может быть разной. Вот эта вещица из свежесрубленного карагача сделана — видите, какое разнообразие оттенков, от бледно-желтого до шоколадно-коричневого? А эта — из сухостоя, тут уже нет такого контраста тонов.

   Всилий Иванович берет суконку, легонько трет бочок солонки:

   — Пошоркал немножко — блестит как лакированная. Загляденье!

   …Яблоня, груша, клен, береза, рябина, карагач — любое дерево подвластно умелым рукам Бабенкова. А есть ли среди них любимое?

   — Ольху, пожалуй, больше других люблю — за легкость обработки. А вот осина больно ершистая, никак ее не отшлифуешь.

   — А хорош ли приработок?

   Сеется в ответ:

   — Какой там приработок! Больше на подарки делаю, чем продаю. Мои поделки уже и на Украину уехали, и до Узбекистана добрались, и в Загорске живут, и в Севастополе. Расписывать не умею, да и не считаю нужным — натуральное дерево и само по себе чудо как хорошо!

   — Можно в ваши поделки воду наливать?

   — Когда меня об этом спрашивают, отвечаю так: «Можно, только учтите, что дерево, когда на него попадает влага, сразу свою молодость вспоминает, когда оно цвело, и соки по нему бежали. И потому оно распрямляется, появляются трещины. Так что, сами видите, с водой ему лучше не контактировать!»

   — Считаете свое занятие искусством?

   — Это слишком громко сказано! — протестует мастер. — Не искусство, а ремесло. Искусство, как я понимаю, это когда что-то сделал и повторить невозможно — так рисуют великие художники, танцует Плисецкая... А то, что делаю я, любой повторить сможет. С большой симпатией отношусь к дереву, а вот ламинат не переношу — это ж надо додуматься до такого, чтобы перевести дерево в стружку, а из нее сделать ламинат! Хорошо, что сейчас народ начинает понимать разницу между ними. Я, когда о своих поделках рассказываю, говорю: «Вспомните, много ли у вас дома деревянных изделий? Захочется иной раз по дереву постучать — а под рукой-то только ламинат!» Нет, дерево есть дерево, успокоение приносит и здоровье.

   ...А у вас, дорогой читатель, есть по чему постучать? Учтите, ламинат в отличие от дерева сглаз не снимает...

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика