свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
116 | ||||
Четверг, 28 июня 2007 года | ||||
Раненых не бросаем Многие владельцы внедорожников наслышаны о состязаниях джиперов. Начались они в нашей области в последний год второго тысячелетия. С 1999 года ежегодно весенние джип-фестивали «ЗАХА» проходили сначала в окрестностях деревни Веселовка под Златоустом, потом под Саткой, затем недалеко от Вишневогорска. За экстримом Кждый год с нетерпением ждал мая. Где еще удастся, не жалея пленки, отснять настоящий экстрим автогонок по бездорожью, выполнение немыслимых квестзадач, таких как поставить автомобиль с помощью хай-джека на четыре пенька, вывесить джип на веревках и пройти на двух колесах метров десять, проехать с полным стаканом воды, не расплескав его (самое легкое и привычное упражнение), завести машину, используя вес бревна, или бампером закрыть спичечный коробок, не повредив его?! Где еще мог увидеть, как «УАЗик» форсирует в половодье Ай, уходя с капотом под воду?! где еще мог почувствовать, что отношения между людьми тем чище, чем больше грязи преодолели они на джипах?! Как ни досадно, но тот майский областной джип-фестиваль года два назад прекратил свое существование. Н одном из первых таких фестивалей мы познакомились с миасским джипером Денисом Болотских (на снимке вверху), и много раз на состязаниях были в группе его поддержки. Пожалуй, ни в одном виде спорта не встречается столько примеров взаимовыручки и такой готовности помочь, по сути, своему же противнику, который поломался на трассе или надежно засел. З эти годы обычный «УАЗик» Дениса превратился в настоящую боевую машину. Среди «собратьев» он выделяется сегодня своим неслабым видом: широкопрофильные колеса, две лебедки, дополнительные фары-люстра. На бортах и дверях автомобиля десятка полтора регистрационных номеров с соревнований, в которых Денис участвовал в прошлые годы вместе с Евгением Милютиным, Александром Хилиным, Антоном Осиповым. — Денис, как все началось? — Наверно, стал джипером оттого, что в юности был заядлый турист. Тяга к путешествиям переросла именно в увлечение этим видом автоспорта. Соревнования в области проходят редко, и мы по возможности сами устраиваем «покатушки» по бездорожью. Не раз бывали на Иремеле, Юраке, Нургуше, Березяке, в верховьях Белой, прошли вокруг озера Уфимского. Обычно едем туда, где можно от души «поколбасить». — «Поколбасить» — по-русски это что? — Это значит пройти по старым лесовозным дорогам, болотам, найти переправы рек, залезть в такие места, где без лебедки не обойтись, где по-настоящему можно подготовить себя к соревнованиям, испытать машину, где штурман приобретает навык работы с картой и GPS-навигацией. — Твоей машине бездорожье — что асфальт. Знаю, многие либо покупают уже «навороченный» джип, либо отдают его оборудовать в автомастерскую. А ты все сам? — Этот «УАЗик» взял после списания. Привлекло то, что он с военными мостами. Сразу же перетряхнул все узлы и агрегаты, отлифтовал, то есть поднял кузов, усилил его и постепенно стал готовить машину, чтобы участвовать в классе «Спорт». Конечно, все делаю сам, при этом с минимальными затратами. К примеру, даже обычные диски под широкопрофильную резину были переделаны самостоятельно. Золотая лихорадка Дней десять назад в районе деревни Тыелга состоялись соревнования джиперов под названием «Золотая лихорадка». В открытом первенстве УРФО по трофи-рейдам среди любителей приняли участие два экипажа из Миасса. В классе «Спорт» на «УАЗе» — пилот Денис Болотских с сыном Егором, штурманом Антоном Осиповым и Евгением Милютиным. В классе «Стандарт» на «Ниве» — Алексей Хурсанов со штурманами Михаилом Пермяковым. Надо сказать, что в базовый лагерь на берегу реки Миасс приехали поучаствовать в соревнованиях 48 экипажей из городов области и Екатеринбурга. Отечественные «УАЗы», «Нивы», японские внедорожники и даже зверь американских военных — мощный «Hammer». Но еще больше было зрителей и болельщиков. Н вопрос, как откатался в «Золотой лихорадке», Алексей Хурсанов ответил: — Не тупил бы я и могучая техника фирмы «Самсунг», могли бы и лучше, а так взяли 7 контрольных точек из 20 и заняли последнее место в стандарте. Хотя преждевременный финиш тоже хорошо, ибо тащить «Ниву» без сцепления из Новоандреевки на порядок проще, чем неизвестно как из леса. Умоих приятелей все оказалось намного сложнее. Вот рассказ о соревнованиях штурмана Антона Осипова. — Организаторы этих соревнований проложили трассу по очень интересным местам. Было много контрольных точек на болотах, где занятно довелось помесить чачу, были и скальные точки, где поразвлекались на лебедке. Несмотря на неудачу, кайф получили. Денис ездит очень хорошо. Он и на рожон не лезет, и видно, что грамотно ведет машину. Опыт у него приличный. По сравнению с пилотами других экипажей, которые просто надеялись на большие колеса и на лебедку, мы брали большинство точек тактически правильно. Денис верно выбирал траекторию прохождения опасных участков: где-нибудь краешком, краешком, и в итоге берем точку, возвращаемся обратно, а те, кто тупо — все еще сидят, «лебедятся». — Ты вот сказал: «Несмотря на неудачу». В чем-то не повезло? — Для нас главным во всех предыдущих соревнованиях было само участие в них, хотя, бывало, оказывались в числе призеров. Нынче впервые собрались идти на результат. Но неудачи нам словно кто-то запрограммировал. Накануне, уже перед выездом, сломался ноутбук, мы остались без навигации. Ноутбук восстановили ближе к полуночи, на базу приехали около часа ночи. Получив на следующее утро на старте карту с координатами навигации, стали забивать их в ноутбук, но русифицированная версия программы оказалась ошибочна, широта с долготой были перепутаны. Потеряли чуть не полчаса. — Ну, это мелочи. — Дальше хуже. Часа в три решили остановиться, перекусить, до этого легко взяли несколько точек. Едет «Гоблин», «УАЗик» под № 13. Денис у них еще спросил: «Вы что, не голодные, есть не хотите?» Те притормозили: «Ха-ха-ха, мы на результат», — и эффектно так, педальку в пол и с места рывком. Минуты не прошло, слышу: «бум». И на дороге нет никого. Лежат в кустах колесами вверх. Недооценили крутой подъем с поворотом. Запомнилось, их было человек пять. Кричу Дениса, подбегаю, помогаю всем выбраться из машины. Водителю зажало руку. А тут еще бензином запахло. Надо срочно приподнять «УАЗик», хотя бы качнуть. С домкратами возиться времени нет. Денис быстро подгоняет машину, пытается с одной стороны своим джипом приподнять «перевертыш». Не получается. Разворачивается, перегоняет на противоположную. В запаску толкнул «Гоблина», водитель только успел освободить руку, и тут наша машина оседает на бок. Оказывается, при развороте мы напоролись на старую борону, заросшую наполовину дерном. Судьба как бы дала шанс спасти человека. Наскочили еще удачно — один прокол. Разбортовали, хотели поменять камеру, компрессор есть, а дыра большая, порвало корд. Нам организаторы помогли запаской. На этом потеряли часов шесть. В итоге двенадцатое место из тринадцати. — Выходит, в этих соревнованиях вам было суждено пройти тест на человеческие отношения. — Честно говоря, только сейчас я понял, что наш экипаж действительно подвергся такому психологическому испытанию. В тот миг об этом даже мысли не было. Когда мы помогали этому перевертышу, один человек вообще проехал мимо, не притормозил, не спросил, чем помочь. Он просто тупо шел на результат. Такие иногда становятся призерами, но теряют друзей. Унас все иначе. Нынче весной созвонились, списались по Интернету и на первое мая поехали на Нургуш. Машин было чуть ли не пятнадцать. Правда, до намеченной точки дошли не все. Дорога была очень сложная: грязь, снежники, ледяная корка. — Дикие, необжитые места, таежная природа. Увидеть ее такой – в этом тоже есть своя прелесть езды. — В этот раз на соревнованиях ребята медведя видели. На дыбы встал перед машиной. Кажется, челябинцы рассказывали. Мы до точки не дошли метров полста — началось глубокое болото. Решили пройти посмотреть. Там бобры устроили плотины, высотой метра по полтора, несколько каскадов. Развернулись и пошли в объезд. — Как показали себя машины? Ведь не секрет, кто-то гордится «УАЗом», есть приверженцы «Нив», другие хают все отечественное и твердят, что только иномарки — настоящие джипы. Если можно так сказать, назови боевые потери джиперов. — Трасса была довольно тяжелая, и не все машины выдержали экстрим. «УАЗиков» было много. У них обошлось без серьезных поломок, если не считать два перевертыша (второй «УАЗ» завалился на скальной точке). Красиво, как танк, шел по бездорожью «Hammer», но и ему не повезло — срезало привод переднего колеса, разбилось лобовое стекло и зеркало, но дяденька не расстроился. У «Toyota Surf» развалилась раздатка и рама пополам. Еще не выдержала раздатка у прототипа «джипа»-самоделки, и такие мелочи, как мятые бока, разбитые стекла, зеркала, вмятины, не в счет. Дух бездорожья Нсмотря на подобные потери, настоящее счастье для джиперов — грязными, измученными тяжелой борьбой с бездорожьем, картами, GPSами, лебедками, генераторами, уставшими и просто голодными вернуться в лагерь, сказав себе: «Я это сделал!!!» Тк уж устроен человек, что ему обязательно надо когда-нибудь, поборов страх, пройти темную комнату, переплыть речку, остаться ночевать в лесу, покорить гору, сесть за руль. И не надо езду по бездорожью называть мужскими забавами, блажью. По себя скажу: не каждому дано стал джипером, но в душе живет дух бездорожья, дух джиперского братства. Тот самый пресловутый дух, что объединяет людей, которым, наряду со здоровым авантюризмом, присущи многие положительные качества. И правильно говорят: если хоть раз в жизни тебе удалось его уловить, почувствовать, определить его источник и составляющие — он не оставит тебя никогда, где почти все население экстремалы — твои друзья и хорошие знакомые. И не важно, кто ты – зритель или участник. Если ты автомобилист и был на таких соревнованиях, ты будешь учиться ездить там, где в принципе ездить невозможно и все это останется с тобой, на всю жизнь.
Страницу подготовил Виктор СУРОДИН
|
назад |