свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
115 | ||||
Среда, 27 июня 2007 года | ||||
Концерт для печной заслонки с оркестром В руках Александра Коняева даже обыкновенный ухват начинает звучать на разные голоса Открыв дверь в кабинет, не сразу понимаешь, куда попал — в деревенскую избу или в мастерскую. На подоконниках, полках, стульях и просто на полу — пилы, косы, скалки, чугунки, крышки от кастрюль, ложки, ухваты, оконные сливы... Человек-оркестр Пиглядевшись, замечаешь бубны, трещотки, маракасы, ксилофоны, хлопушки. И сразу все становится понятно: здесь обитает детский музыкальный коллектив, носящий с прошлого года звание образцового. Именуется он коротким, красивым словом — «Узор». И впрямь, точнее названия не сыщешь: выступление оркестра зачаровывает слушателей разнообразием узорчатых ритмических линий, исполняемых при каждом повороте мелодии все новыми и новыми инструментами. Солько их тут, этих инструментов? Этого не скажет точно даже руководитель оркестра, педагог ДЮЦ «Надежда» Александр Коняев. По словам его воспитанников, учеников школы № 16, каждый из них спокойно играет на полутора десятках, при случае может заменить двух-трех своих товарищей. Память у ребят отличная, все партии знают наизусть, а ритм помнят так хорошо, что, кажется, разбуди ночью, скажи: «А ну, сыграй «Миасскую улочную!» — тут же застучат-забренчат не задумываясь. А все почему? Да потому, что их учитель — самый настоящий человек-оркестр. И не только оттого, что умеет играть на всем, что есть в кабинете, но и оттого, что сам эти инструменты придумывает, дорабатывает, усовершенствует, мастерит. Вот какой в «Узоре» руководитель! А впрочем, чему же тут удивляться, если стаж педагогической деятельности Александра Дмитриевича — 40 лет, если он, педагог высшей категории, создавал когда-то в городе оркестр баянов, ансамбль ложкарей, клуб гармонистов. И вот уже целых десять лет лелеет и пестует в школе № 16 музыкально-шумовой оркестр. Гордятся ребята учителем и уважают его: ведь он сам сочиняет музыку и собирает частушки, которых у него больше десяти тысяч. А еще он придумал серьезную программу по музыкальному воспитанию «В мире звуков», которую одобрила челябинская комиссия. У кого больше частушек? — Александр Дмитриевич, как вам удается увлечь детей народным искусством?— спрашиваю необыкновенного учителя. — Эстраде оно пока что значительно проигрывает в популярности... — Никакого секрета нет. Беру первый класс, привожу к себе, немножко показываю, немножко рассказываю, играю. Через неделю прихожу снова и спрашиваю: кто хочет?.. Кк правило, желают все. Начинаем с деревянных ложек. Тут детское творчество бьет ключом. Даю задание придумать свой ритм на ложках, новый способ звукоизвлечения или еще смешнее — показать с помощью двух ложек какую-то зверюшку, Шрека, стрекозу, инопланетянина. Таким образом они постепенно привыкают к ложкам, лучше чувствуют их. Потом вводим частушки, причем тоже начинаем с соревновательного момента: кто больше частушек соберет? Тут ребята привлекают пап, мам, бабушек и дедушек, стараются победить. А я проверяю их блокноты с частушками да похваливаю: «Молодец! Такую отыскал, какой даже в моей копилке нет!» Освоили частушки, переходим к музыкально-шумовым инструментам. Может быть, правильно их назвать просто шумовыми, но я уверен: раз эти инструменты аккомпанируют музыке, значит, они тоже отчасти музыкальные. — Как дети запоминают свои партии, ведь произведения у вас длинные, а оркестровки необычные? — Я изобрел собственную систему записи партитуры, где условными значками указываю, где какой инструмент вступает. Ребята прекрасно ее читают, а ритм запоминают на слух. Причем оркестровку мы обычно сочиняем все вместе. ...Наблюдаю, как идет процесс творчества в коллективе. Учитель играет новую мелодию, ребята пытаются отыскать нужный ритм. Стараются все, у кого сейчас в руках указанный в партитуре инструмент. Учитель одобрительно кивает, вслушиваясь в многообразие ритмов, и вдруг: «Настя, выходи!» Счастливая Настя старательно выстукивает только что придуманную ритмическую фигуру. «Молодец, умница! Запомнили Настин вариант? Теперь играем вместе!» И так каждый куплет, с той лишь разницей, что инструменты постоянно меняются, а значит, надо искать новые приемы. В конце концов ритмически выстроено все сопровождение мелодии, и произведение исполняется набело от начала до конца. Дети довольны: они на самом деле ощущают себя творцами. Только что общими усилиями абсолютно всего коллектива была оркестрована новая пьеса. Вы слыхали, как поет пила? Торчество проявляется и в поиске новых инструментов. Иногда им оказывается велосипедный звонок, иногда — дверной. Самым неожиданным для меня стали оконные сливы — подоконники, как называют их ребята. Никогда бы не подумала, что эти «железки» могут так славно звенеть. Александр Дмитриевич, заметив мое удивление, достает еще одну достаточно ржавую железяку: — Знаете, что это такое?.. Печные заслонки. Сочиняю музыку для этого «инструмента». Будем играть с третьим классом. Много звука извлечь не получится: большого разнообразия нет, но звенит хорошо. Чдо-музыкант демонстрирует звучание заслонки, потом — пилы, косы, ухвата, рубеля, чугунков, попутно поясняя: — Это бытовые предметы русского народа. Дети, конечно, не знают, что, для чего и как использовалось их прабабками, а потому приходится рассказывать и показывать: вот так с помощью рубеля гладили льняное белье, а ухватом ставили в печку чугунок с кашей... Слушают раскрыв рты. И как это можно назвать, как не воспитанием любви к Родине? Я забираю детей с улицы — Что еще дают ребенку занятия фольклором? — Частушки учат детей пению. Длинную, сложную песню исполнит не каждый, а короткую, смешную с простым, понятным сюжетом и запомнить легко, и спеть. Бывает, что начинают петь даже «гудошники». Занимался у меня мальчик три года, а на четвертый вдруг попросил: «Можно мне тоже спеть?» «Давай, — говорю, — пой, конечно!» И он стал выступать, пел чисто и с удовольствием. Вообще я уверен: детей, не способных к музыке, нет. Даже самый слабый ребенок, занимаясь в коллективе, дотягивается до уровня остальных. Вот почему я никогда не делю на способных и неспособных, а беру всех желающих. Считаю, что занятия народным творчеством развивают память, дикцию, музыкальный слух и самое главное — чувство ритма. — Как развитие чувства ритма пригодится ребенку в жизни? — Наш век — век больших скоростей, мы стали быстрее говорить, быстрее думать, принимать решения, действовать. Человек должен жить в одном ритме с окружающим миром, иначе он не впишется в него, не найдет свою нишу, будет постоянно отставать. Ведь свой ритм есть и на рабочем месте — будь то заводской конвейер, работа у станка, в офисе, в кабине самолета. Ритм — основа жизни, потому мы с ребятами играем разные мелодии, быстрые и медленные, спокойные и темпераментные, грустные и веселые, чтобы они учились координировать свои движения, перестраиваться. Ивот что еще важно: то, что приобретено в детстве, остается с человеком на всю жизнь. Научился ребенок петь, играть, находить музыку везде где бы то ни было — и он будет всегда душой компании, заводилой и просто счастливым человеком. А самое ценное в моей работе — то, что я забираю ребят с улицы. Иногда спорю с руководством: «Ну хорошо, снимете вы с меня полставки, проживу я без них. А как же дети? По мне, так лучше не снимать, а добавить, чтобы я мог отвлечь от улицы еще группу детей!» Чем тратить деньги на борьбу с наркоманией, легче не допустить ребят до этого зла, увлечь интересными делами. Давайте вкладывать деньги в них — большая помощь государству будет. А государство, глядишь, нам поможет материально, чтобы мы смогли купить себе новые инструменты, делать более разнообразные обработки и радовать своих слушателей так же, как на этнографическом фестивале «Уральские наигрыши». Наш фольклорный ансамбль, в состав которого вошли ученики 4 «а» класса школы № 16 Саша Гайнетдинов, Алена Жерикова, Алеша Косяков, Костя Полуянов, три Егора — Перевалов, Курков, Андреев, Андрей Шик, Таня Алемпьева, Маша Скудина, Света Югова, Саша Сыров, занял первое место в городе.
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |