Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 115 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 27 июня 2007 года

Концерт для печной заслонки с оркестром

   В руках Александра Коняева даже обыкновенный ухват начинает звучать на разные голоса

   Открыв дверь в кабинет, не сразу понимаешь, куда попал — в деревенскую избу или в мастерскую. На подоконниках, полках, стульях и просто на полу — пилы, косы,

   скалки, чугунки, крышки от кастрюль, ложки, ухваты, оконные сливы...

   Человек-оркестр

   Пиглядевшись, замечаешь бубны, трещотки, маракасы, ксилофоны, хлопушки. И сразу все становится понятно: здесь обитает детский музыкальный коллектив, носящий с прошлого года звание образцового. Именуется он коротким, красивым словом — «Узор». И впрямь, точнее названия не сыщешь: выступление оркестра зачаровывает слушателей разнообразием узорчатых ритмических линий, исполняемых при каждом повороте мелодии все новыми и новыми инструментами.

   Солько их тут, этих инструментов? Этого не скажет точно даже руководитель оркестра, педагог ДЮЦ «Надежда» Александр Коняев. По словам его воспитанников, учеников школы № 16, каждый из них спокойно играет на полутора десятках, при случае может заменить двух-трех своих товарищей. Память у ребят отличная, все партии знают наизусть, а ритм помнят так хорошо, что, кажется, разбуди ночью, скажи: «А ну, сыграй «Миасскую улочную!» — тут же застучат-забренчат не задумываясь.

   А все почему? Да потому, что их учитель — самый настоящий человек-оркестр. И не только оттого, что умеет играть на всем, что есть в кабинете, но и оттого, что сам эти инструменты придумывает, дорабатывает, усовершенствует, мастерит. Вот какой в «Узоре» руководитель!

   А впрочем, чему же тут удивляться, если стаж педагогической деятельности Александра Дмитриевича — 40 лет, если он, педагог высшей категории, создавал когда-то в городе оркестр баянов, ансамбль ложкарей, клуб гармонистов. И вот уже целых десять лет лелеет и пестует в школе № 16 музыкально-шумовой оркестр. Гордятся ребята учителем и уважают его: ведь он сам сочиняет музыку и собирает частушки, которых у него больше десяти тысяч. А еще он придумал серьезную программу по музыкальному воспитанию «В мире звуков», которую одобрила челябинская комиссия.

   У кого больше частушек?

   — Александр Дмитриевич, как вам удается увлечь детей народным искусством?— спрашиваю необыкновенного учителя. — Эстраде оно пока что значительно проигрывает в популярности...

   — Никакого секрета нет. Беру первый класс, привожу к себе, немножко показываю, немножко рассказываю, играю. Через неделю прихожу снова и спрашиваю: кто хочет?..

   Кк правило, желают все. Начинаем с деревянных ложек. Тут детское творчество бьет ключом. Даю задание придумать свой ритм на ложках, новый способ звукоизвлечения или еще смешнее — показать с помощью двух ложек какую-то зверюшку, Шрека, стрекозу, инопланетянина. Таким образом они постепенно привыкают к ложкам, лучше чувствуют их. Потом вводим частушки, причем тоже начинаем с соревновательного момента: кто больше частушек соберет? Тут ребята привлекают пап, мам, бабушек и дедушек, стараются победить. А я проверяю их блокноты с частушками да похваливаю: «Молодец! Такую отыскал, какой даже в моей копилке нет!» Освоили частушки, переходим к музыкально-шумовым инструментам. Может быть, правильно их назвать просто шумовыми, но я уверен: раз эти инструменты аккомпанируют музыке, значит, они тоже отчасти музыкальные.

   — Как дети запоминают свои партии, ведь произведения у вас длинные, а оркестровки необычные?

   — Я изобрел собственную систему записи партитуры, где условными значками указываю, где какой инструмент вступает. Ребята прекрасно ее читают, а ритм запоминают на слух. Причем оркестровку мы обычно сочиняем все вместе.

   ...Наблюдаю, как идет процесс творчества в коллективе. Учитель играет новую мелодию, ребята пытаются отыскать нужный ритм. Стараются все, у кого сейчас в руках указанный в партитуре инструмент. Учитель одобрительно кивает, вслушиваясь в многообразие ритмов, и вдруг: «Настя, выходи!» Счастливая Настя старательно выстукивает только что придуманную ритмическую фигуру. «Молодец, умница! Запомнили Настин вариант? Теперь играем вместе!» И так каждый куплет, с той лишь разницей, что инструменты постоянно меняются, а значит, надо искать новые приемы. В конце концов ритмически выстроено все сопровождение мелодии, и произведение исполняется набело от начала до конца. Дети довольны: они на самом деле ощущают себя творцами. Только что общими усилиями абсолютно всего коллектива была оркестрована новая пьеса.

   Вы слыхали, как поет пила?

   Торчество проявляется и в поиске новых инструментов. Иногда им оказывается велосипедный звонок, иногда — дверной. Самым неожиданным для меня стали оконные сливы — подоконники, как называют их ребята. Никогда бы не подумала, что эти «железки» могут так славно звенеть. Александр Дмитриевич, заметив мое удивление, достает еще одну достаточно ржавую железяку:

   — Знаете, что это такое?.. Печные заслонки. Сочиняю музыку для этого «инструмента». Будем играть с третьим классом. Много звука извлечь не получится: большого разнообразия нет, но звенит хорошо.

   Чдо-музыкант демонстрирует звучание заслонки, потом — пилы, косы, ухвата, рубеля, чугунков, попутно поясняя:

   — Это бытовые предметы русского народа. Дети, конечно, не знают, что, для чего и как использовалось их прабабками, а потому приходится рассказывать и показывать: вот так с помощью рубеля гладили льняное белье, а ухватом ставили в печку чугунок с кашей... Слушают раскрыв рты. И как это можно назвать, как не воспитанием любви к Родине?

   Я забираю детей с улицы

   — Что еще дают ребенку занятия фольклором?

   — Частушки учат детей пению. Длинную, сложную песню исполнит не каждый, а короткую, смешную с простым, понятным сюжетом и запомнить легко, и спеть. Бывает, что начинают петь даже «гудошники». Занимался у меня мальчик три года, а на четвертый вдруг попросил: «Можно мне тоже спеть?» «Давай, — говорю, — пой, конечно!» И он стал выступать, пел чисто и с удовольствием. Вообще я уверен: детей, не способных к музыке, нет. Даже самый слабый ребенок, занимаясь в коллективе, дотягивается до уровня остальных. Вот почему я никогда не делю на способных и неспособных, а беру всех желающих. Считаю, что занятия народным творчеством развивают память, дикцию, музыкальный слух и самое главное — чувство ритма.

   — Как развитие чувства ритма пригодится ребенку в жизни?

   — Наш век — век больших скоростей, мы стали быстрее говорить, быстрее думать, принимать решения, действовать. Человек должен жить в одном ритме с окружающим миром, иначе он не впишется в него, не найдет свою нишу, будет постоянно отставать. Ведь свой ритм есть и на рабочем месте — будь то заводской конвейер, работа у станка, в офисе, в кабине самолета. Ритм — основа жизни, потому мы с ребятами играем разные мелодии, быстрые и медленные, спокойные и темпераментные, грустные и веселые, чтобы они учились координировать свои движения, перестраиваться.

   Ивот что еще важно: то, что приобретено в детстве, остается с человеком на всю жизнь. Научился ребенок петь, играть, находить музыку везде где бы то ни было — и он будет всегда душой компании, заводилой и просто счастливым человеком. А самое ценное в моей работе — то, что я забираю ребят с улицы. Иногда спорю с руководством: «Ну хорошо, снимете вы с меня полставки, проживу я без них. А как же дети? По мне, так лучше не снимать, а добавить, чтобы я мог отвлечь от улицы еще группу детей!» Чем тратить деньги на борьбу с наркоманией, легче не допустить ребят до этого зла, увлечь интересными делами. Давайте вкладывать деньги в них — большая помощь государству будет. А государство, глядишь, нам поможет материально, чтобы мы смогли купить себе новые инструменты, делать более разнообразные обработки и радовать своих слушателей так же, как на этнографическом фестивале «Уральские наигрыши». Наш фольклорный ансамбль, в состав которого вошли ученики 4 «а» класса школы № 16 Саша Гайнетдинов, Алена Жерикова, Алеша Косяков, Костя Полуянов, три Егора — Перевалов, Курков, Андреев, Андрей Шик, Таня Алемпьева, Маша Скудина, Света Югова, Саша Сыров, занял первое место в городе.

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика