свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
113 | ||||
Суббота, 23 июня 2007 года | ||||
В пятерке лучших Несмотря на кризис системы профтехобразования, училищу № 49 есть чем гордиться Страницы газет пестрят объявлениями «Срочно требуются» с длинными перечнями рабочих специальностей. Дефицит квалифицированных кадров с каждым годом становится все острее. Пожилым рабочим, которым давно уже пора на пенсию, некому передать свой опыт… П словам министра образования Челябинской области Владимира Садырина, в области исчезла подготовка по таким востребованным профессиям, как аппаратчик широкого профиля, наладчик автоматических линий и агрегатных станков, оператор станков с ЧПУ, горнорабочий-машинист. Зато в избытке продавцы, секретари, бухгалтеры, официанты, бармены, что, в общем-то, объяснимо: виноват в этом экономический спад 90-х годов и резкое развитие сферы услуг. Нехватка кадров сдерживает развитие промышленных предприятий, а потому проблемой модернизации системы профтехобразования озаботились и на государственном уровне, и в регионе. По решению губернатора Петра Сумина начальное и среднее профессиональное образование включены в областную целевую программу по приоритетному национальному проекту «Образование», а 2007 год объявлен Годом начального профессионального образования. Поблемы, накопившиеся в этой сфере, как в зеркале, отражаются в деятельности городских училищ. Наш собеседник — директор ПУ-49 Владимир Черкасов. Как ни странно, разговор начался не с перечисления существующих проблем и жалоб на трудности, а с рассказа о том, как они, эти самые трудности, решаются в учебном заведении. Мы научились выживать — В начале 90-х годов рассыпался трест «Уралавтострой», и мы остались без базового предприятия, так как основным направлением деятельности училища всегда была подготовка рабочих строительной отрасли, — начинает Владимир Михайлович. — Пришлось учиться выживать. Возродили на базе училища учебно-курсовой комбинат по краткосрочной подготовке и переподготовке квалифицированных рабочих. За год обучаем около трехсот человек — ни в одном учебном заведении города нет ничего подобного. Это только один из способов выжить. Есть и другие. Например, только наши учащиеся ежегодно трудятся в СХПК «Черновской» по договору и зарабатывают за сезон приличную сумму. Считаю, это здорово. Часть денег идет на зарплату ребятам, остальные — на обновление и укрепление материально-технической базы учебного заведения. Всвязи с тем, что в области успешно реализуются программы по строительству жилья, проблем с трудоустройством выпускников у нас не существует. Их сразу разбирают по предприятиям. Нет трудностей и с комплектованием: на некоторые специальности даже приходится проводить конкурс, чтобы отобрать лучших. Хотя стараемся не отказывать никому из тех, кто желает у нас учиться: в отдельных случаях приходится ехать в министерство и просить, чтобы разрешили взять учащихся сверх плана. Тогда на каждом курсе вместо одной группы набираем две. ...Сегодня в ПУ-49 более 700 учащихся, это самое крупное учебное заведение в городе. Обучение в нем идет по 12 специальностям, хотя лицензий на подготовку гораздо больше. — Можем готовить специалистов по 25 профессиям, — поясняет директор. — Поступит заявка с предприятия — мы, как военные, под козырек и тут же приступим к выполнению заказа. Когда Тургоякскому рудоуправлению срочно понадобились взрывники, мы подготовили пакет документов, заключили договор с ТРУ и выпустили отличных специалистов. Однажды позвонили из Черновского: «Пришли тракторы, а трактористов нет. Не поможете?» Помогли. На днях получаем лицензию на подготовку специалистов по сухому строительству — это передовое и востребованное нынче направление. В ЮУрГУ, на третий курс Пка в области решают вопрос о создании интегрированных учебных заведений, в профессиональном училище № 49 оно появилось шесть лет назад. — В свете системы непрерывного образования мы открыли на базе училища филиал Чебаркульского агролесохозяйственного колледжа, где готовим специалистов среднего звена: техников-строителей, технологов общественного питания и швейного производства. Принимаем только выпускников профессиональных училищ, для которых такая форма повышения уровня образования очень удобна. Два года — и у тебя уже диплом об окончании колледжа. После того как в ЮУрГУ открылось отделение промышленного и гражданского строительства, мы пригласили руководство познакомиться с нашей материальной базой, с учебными программами и в результате договорились, что наших ребят будут брать сразу на третий курс. Около 20 процентов выпускников ПУ-49 поступают в высшие учебные заведения. Повышаем свой уровень Отимизм руководителя понятен и оправдан: учебному заведению есть чем гордиться. Но и поводы для беспокойства тоже есть. Один из главных — кадры. — Горжусь своим педагогическим коллективом: половина мастеров и преподавателей имеют высшую квалификационную категорию. Но столь высокий профессионализм не идет ни в какое сравнение с уровнем заработной платы — оклад чуть больше двух тысяч. По этой причине у нас мало мужчин-преподавателей. Не спорю, женщины — прекрасные специалисты, но, допустим, автомехаников среди них нет. Да и в воспитательном плане учебному заведению необходим мужчина, так как контингент у нас непростой, многие ребята из неблагополучных семей, сироты, которым так нужна мужская рука. Тревожит демографический кризис: прогнозируется, что учащихся будет все меньше, а это значит, что нам надо и дальше повышать свою конкурентоспособность, чтобы дети выбирали именно наше учебное заведение. Ндавно подали заявку на открытие ресурсного центра на базе нашего училища, который будет способствовать более качественной подготовке будущих рабочих. Но нужна финансовая поддержка. Администрация города, к сожалению, в этом не участвует, зато часть денежных средств в создание ресурсного центра готовы вложить фирма «Арка», ПАТ-7, СХПК «Черновской», Миасский керамический завод, ООО «Онега». Рководители этих предприятий мыслят по-государственному. Не станет профессиональных училищ — кто тогда будет сеять хлеб, управлять башенным краном, работать на станке? Инженер, не знающий азов производства, — ущербный инженер. Калифицированный специалист всегда высоко ценился. Поэтому, думаю, профессиональное образование не умрет. А так как за годы безденежья мы сумели научиться многому, то и в новых условиях тоже выживем. И то, что в 2004-2005 учебном году мы вошли в пятерку лучших профессиональных училищ области (всего их 95), говорит само за себя. Только цифры * По прогнозу федерального Министерства образования и науки, к 2010 году число студентов техникумов сократится на 26 процентов, учащихся училищ — на 36 процентов. * Ежегодно система профтехобразования Челябинской области выпускает на рынок труда около 36 тысяч человек, обученных по 96 профессиям и 122 специальностям. * За последние 6 лет число учащихся профтехучилищ в области сократилось на 9,5 тысячи человек (на 20%), студентов техникумов — на 10 тысяч человек (на 13%). В ближайшее время ситуация не изменится: снижение числа учащихся школ будет продолжаться до 2010 года, выпускников 9 классов — до 2014 года. * В Челябинской области 95 профтехучилищ и лицеев, из которых пять находятся в ведении РФ. * В 2007 году на систему профобразования будет направлено только из областного бюджета 173,4 миллиона рублей (в 2006 году — 50 миллионов). Кроме того, планируется привлечь 90 миллионов рублей из средств промышленных предприятий.
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |