Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 104 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 8 июня 2007 года

Добрый ангел

   Веру в лучшее дарит своим подопечным социальный работник Надежда Сударикова

   ...В одной руке у Надежды Петровны объемная хозяйственная сумка, в другой — листок бумаги в клеточку,

   на котором записано, что надо сегодня купить каждому из ее 12-ти подопечных. Молоко, кефир,

   сметана, хлеб, батон нарезной, гречка, сахар, перец горошком — на этот нехитрый

   продуктовый набор только и хватает стариковских пенсий...

   Доверяют нам больше, чем детям

   Ндежда Сударикова — работник отделения надомного обслуживания в комплексном центре социального обслуживания населения. Это официальное название должности. На самом же деле она, как и все ее коллеги, добрый ангел для инвалидов и пожилых людей, на старости лет оставшихся в одиночестве.

   Да-три раза в неделю посещает своих подопечных, разнося заказанные продукты и лекарства, в остальные дни платит за квартиру, выписывает в поликлинике лекарства, переоформляет документы. Обязанностей много, день — ненормированный, но даже ночью помнит обо всех просьбах и проблемах доверившихся ей пожилых людей.

   — Они даже детям своим так не доверяют, как нам, соцработникам, — удивляется Надежда. — Ждут у двери, чтобы, не дай Бог, не пропустить мой звонок. А уж когда приду, все новости расскажут, своими мыслями поделятся. Жаль, что не всегда эти мысли хорошие... Женщина 80-ти с лишним лет живет одна, отписала квартиру одной из трех своих дочерей, остальные обиделись: «Раз так, пусть она за тобой и ухаживает!» А у дочери работа и трое мужиков в семье — есть ли время часто мать навещать? Та сердится: «Всю жизнь дочке отдала и что взамен получила? Не хочу жить, смысла нет!» Нельзя, говорю, грех на душу брать, живите столько, сколько Бог даст... Обиды есть у всех стариков — на жизнь, на судьбу, на маленькую пенсию. Но ведь не все плохо в их жизни было! Вот и прошу вспомнить и рассказать мне что-нибудь хорошее.

   Надя, Наденька, Надюша...

   Дя многих своих подопечных Надежда — единственная собеседница и родная душа. Дети выросли и разъехались в разные стороны, а заботиться о ком-то старикам хочется. Раньше отдушиной был телефон: если нет сил дойти до подруги — набираешь номер и разговариваешь сколько угодно. Теперь не так. «Разговор по душам» может влететь в копеечку, и поэтому даже в праздники, как бы ни тянулась рука к трубке, приходится ограничивать себя в общении.

   Ичто тогда остается? Радио, телевизор и... Надежда.

   Ндей, Наденькой, Надюшей зовут свою помощницу пенсионеры, а она, невзирая на дождь, на штормовое предупреждение, на зимние морозы, всегда приходит к ним в назначенное время. А как иначе? Ждут же, скучают! Да так скучают, что, бывает, и домой звонят. Оправдываются, что забыли сказать про лекарство, которое им срочно нужно. Возможно, так оно и есть. Но вполне может быть и по-другому: хочется еще разок услышать Надюшин голос, ласковый, приветливый, родной.

   Кефир для Мариванны

   ВНадиной сумке — тетрадь, где аккуратно ведутся записи по каждому подопечному: кому что куплено и по какой цене. Соцработник прекрасно помнит, кто какой хлеб или батон любит, где надо купить кефир для Мариванны, а в каком киоске приобрести сметанку для Сансаныча. Иногда для того, чтобы найти нужный продукт, приходится обойти с десяток магазинов. На днях пришлось долго искать спички: все продавцы в голос твердили, что спичек нет, и лишь в пятой по счету торговой точке обмолвились, что искать бесполезно, их нет даже на складе.

   Седи часто повторяющихся в тетради наименований простых повседневных продуктов глаз неожиданно выхватывает что-то другое, необычное — желатин, изюм, ванилин, яйцо... Не иначе, заказчица — любительница постряпать?

   — Эта бабушка печет замечательные пряники и с удовольствием угощает ими соседей, — подтверждает Надежда Петровна. — И вообще она, пожалуй, у меня единственная, кто как-то следит за собой, любит телепередачу «Малахов +», готовит настойки для растирания коленей. А теперь от того же Малахова узнала рецепт, как чистить суставы, и попросила меня купить оливковое масло, лимоны и чеснок. Будет делать то ли мазь, то ли настой.

   Герань от бессонницы

   Вкаждой семье — свои печали. Чаще всего они связаны с родственными отношениями. Сколько грустных историй приходится выслушивать Надежде Петровне, не знает никто, потому что она умеет хранить доверенные ей тайны. И при этом никогда не вмешивается в чужие дела, не пытается кого-то воспитать, приструнить, пристыдить.

   — Чужая семья — потемки. Они все равно помирятся, потому что родственники. Моя задача — просто послушать. Иногда этого бывает достаточно, чтобы старикам полегчало. Даже когда ворчат, капризничают, жалуются, я слушаю и улыбаюсь. Жалко их, не от хорошей жизни они такими стали.

   Рзговоры со стариками разные бывают. И просьбы тоже разные. Одни просят помочь оформить пластиковую карточку, по которой скоро будут возвращать деньги за телефон. Другие умоляют поскорее купить пряжи на шерстяные носки, потому что в квартире холодно. Третьи интересуются, как написать заявление на материальную помощь, ведь пенсия — всего 1900 рублей. Четвертые со смехом рассказывают, что решили заказать себе заранее фото на керамике, и теперь ищут подходящую фотографию «из молодых». Пятые делятся рецептом от бессонницы, победить которую им помогает герань: сорвать листочек, помять его в руках, вдохнуть запах — и крепкий, здоровый сон на всю ночь обеспечен.

   Старость приходит ко всем

   Бывают и чрезвычайные происшествия — к счастью, редко. Последнее случилось восьмого марта, когда одна из подопечных упала в коридоре и не могла подняться самостоятельно. Тревогу забили подруги, не сумевшие дозвониться до нее. Несмотря на праздничный день, Надежда тут же приехала, с помощью соседей открыла дверь, увидела в темноте квартиры шевельнувшуюся фигуру: «Слава Богу, живая!» Месяц навещала бабушку в больнице, а через неделю после выписки, когда оба сына смогли быть рядом с матерью, старая женщина умерла.

   — Надежда Петровна, трудная у вас работа?

   — Легкой ее, конечно, не назовешь. И не только потому, что весь день приходится проводить на ногах, но и потому, что надо быть терпеливым, милосердным, умеющим искренне пожалеть, посочувствовать. Старикам не хватает нашей с вами любви, внимания, заботы. Не так уж много они просят, самую что ни на есть малость, а у нас не всегда находится пара минут, чтобы заскочить к ним, поцеловать, спросить про здоровье. Увы, старость — это такая гостья, которая приходит без приглашения абсолютно ко всем. Придет и к нам. Сумеем ли мы встретить ее так же достойно, как наши родители?

   ...Вдруг подумалось, что совсем не случайно эта милая, энергичная и жизнерадостная женщина носит имя Надежда: именно надежду на что-то хорошее, что еще может случиться в жизни, дарит она своим дорогим старикам.

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика