Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 53 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 24 марта 2007 года

Наталья Ланкова: У нас поют рядом и мамы, и дочки

   Как уже сообщалось, среди тридцати деятелей искусства и культуры Челябинской области, награжденных губернаторской

   премией, есть трое миасцев. О двух из них — преподавателе Миасского колледжа

   искусства и культуры, руководителе фольклорного ансамбля «Оберег» Наталье Ланковой и директоре городской

   Цнтрализованной библиотечной системы Людмиле Скрябиной — мы хотим рассказать.

   Споявлением на свет мы равны в своих возможностях: можем стать президентом,

   а можем — великим ученым, успешным бизнесменом, врачом-педиатром...

   Ве зависит от Учителей. И речь идет не столько о школьных учителях, сколько о тех людях,

   которые волей судьбы оказываются рядом с нами.

   Првый учитель — бабушка

   Нталья Ланкова, преподаватель Миасского колледжа культуры и искусства, руководитель семейного фольклорного коллектива «Оберег» (на снимке вторая слева), первым своим учителем считает бабушку — певунью из села Янгелька.

   Птом была педагог музыкальной школы № 1 Наталья Зайцева, которая посоветовала девочке поступать в музыкальное училище.

   Издесь снова судьбоносная встреча с Учителем — Еленой Корсуновой, человеком огромного творческого потенциала, энергичным, работоспособным.

   — Пришла к ней без навыков пения, — вспоминает Наталья Ланкова. — Слышу хорошо, а исполнить не могу. Елена Алексеевна научила правильно дышать, извлекать звук. Оказалось, что петь может любой, был бы только хороший учитель.

   Приобщение к ремеслу

    Самое сильное впечатление от народной музыки Наталья получила в институте культуры на отделении фольклористики, где вокал студентам преподавала народная артистка России Елена Сапогова, великолепная исполнительница плачей, причитаний, колыбельных.

   — Занятие она начинала с беседы, причем находила такие слова, затрагивала такие струны в душе, что мы не могли удержаться от слез. И тогда приходило нужное психологическое состояние, нужный звук. Нельзя исполнять народные песни чисто технически, старательно выпевая каждую ноту — нужно пропускать ее через себя, через свою душу. Не играть, не улыбаться ради улыбки: тебе просто не поверят. Все должно идти от души.

   Нкогда не забудет Наталья и руководителей курса супругов Ситниковых — основателей отделения фольклористики.

   Пд их руководством студенты осваивали лепку, ткачество, плетение поясов, работу с бисером, роспись пасхального яйца.

   — Народное искусство настолько понятное, мудрое, что любой, прикоснувшись к нему, легко освоит все, что ему покажут, — уверена Наталья. — У русского народа не принято было чему-то учить. Приобщение к ремеслу проходило через наблюдение. Садился глава семьи за стол, начинал мять глину. Сыновья пристраивались рядом и, глядя на отца, делали то же самое.

   «Они все равно запоют!»

    В «Бригантину» Наталья пришла уже сформировавшимся педагогом. Но было бы неверным сказать, что «Оберег» сразу задумывался как семейный ансамбль.

   — Поначалу занимались дети. Потом мамы, которые ждали в коридоре, начали подпевать и как-то незаметно «просочились» в коллектив, став его неотъемлемой частью. Рада, что получилось именно так, потому что взрослые и дети в одном коллективе — это элемент воспитания. Мама с дочкой поют рядом, позже эту ауру приносят домой, и уже нет места конфликтам, ругани, взаимным упрекам. В семье стали чаще петь дома, появился общий репертуар, есть что показать на семейном празднике.

   Кгда поет «Оберег», зрителей трогают не только звучные, красивые голоса, но и то, что рядом с мамами на сцене в свое удовольствие поют и приплясывают маленькие дети. С какого же возраста принимают в коллектив?

   — С любого, — смеется Наталья. — Наши младшенькие, шестилетки, пришли в ансамбль со своими мамами, когда им было по три с половиной. Мы пели, а они играли, бегали, бесились, а параллельно «впитывали» репертуар. Сегодня этих детей можно спокойно брать на сцену: исполнят все правильно.

   Уивительно, но Наталья никогда не проверяет, есть ли у новичков слух и голос, потому что уверена: «Они все равно запоют!» Правильно петь и дышать здесь учат через игры, которых в русском фольклоре немерено.

   — Допустим, не могут дети одновременно спеть одну ноту, — рассказывает Наталья Ланкова. — Садимся в круг, друг друга за волосы берем и говорим: «Станем мы, ребята, волосяночку тянуть, а кто «о» не вытянет, того за волосы!» И вместе тянем звук «о» до тех пор, пока не сольемся в унисон.

   Проекты, проекты и нет им числа...

   Итересных задумок и проектов в багаже руководителя «Оберега» достаточно. Один из первых — оборудование кабинета, где проходят занятия, под музей народной культуры. Первым экспонатом стала старинная зыбка, которую Наташе преподнесли друзья. За ней последовали комод, самовары, керамические горшки, столетнее зеркало, извлеченное с чердака столетнего же дома, вышитые полотенца, салфетки, прялка. В стилизованной русской печи — подаренная 98-летней Зоей Александровной Злоказовой глиняная емкость для теста, ладка (от слова «ладить, месить»).

   Пследний же проект «Преображение» родился в содружестве с руководителями Натальей Белоусовой (кукольный театр «Вместе») и Рафилей Касьяновой (кружок декоративно-прикладного творчества «Параскева»). В скором времени в «Бригантине», возможно, появится семейный клуб, где каждый найдет себе дело по душе: заняться ли лепкой из глины, попробовать себя в пении, в изготовлении народного костюма — каждый решит сам. Главное — если люди захотят, им будет куда прийти и где найти единомышленников.

   Не ради славы и наград...

   Ивестие о присуждении губернаторской премии стало для Натальи Ланковой неожиданностью. Не ради славы и наград она несет людям радость встречи с народным искусством, а просто потому, что сама его всем сердцем любит. И счастлива оттого, что жизнь дарит ей встречи с людьми неординарными, творческими, готовыми всегда прийти на помощь, поддержать, подсказать. Такими, например, как директор ДК «Бригантина» Людмила Микерина.

   — Рядом с таким руководителем можно горы свернуть, — признается Наталья. — Нужны нам костюмы, хотим ли на семинар поехать — пожалуйста! Если что-то не получилось у нас — никаких упреков, наоборот: «Ничего, девочки, в следующий раз обязательно получится!» Иными словами, воспитание успехом.



назад


Яндекс.Метрика