Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 48 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 17 марта 2007 года

9 суток под водой

   О своем первом погружении в морскую пучину вспоминает Евгений Колесов

   19 марта 1909 года указом Николая Второго подводные лодки были объявлены самостоятельным классом боевых кораблей. Но только с 1996 года по приказу главнокомандующего ВМФ этот день стал называться Днем моряка-подводника.

   Еть у подводников обычай: кто первый раз осуществляет погружение, обязательно проходит посвящение в подводники. Не миновала чаша сия и Евгения Колесова, 24-летнего инженера ГРЦ, когда в мае прошлого года он отправился в командировку на Баренцево море для участия в запуске спутника.

   — Набирают в плафон аварийного освещения морской воды с глубины (там чище), командир лодки в торжественной обстановке и в присутствии личного состава поздравляет с первым погружением, и потом этот плафон надо выпить — 300-400 граммов, — с улыбкой вспоминает Евгений. — Для военных норма увеличивается, приходится выхлебать не один, а восемь плафонов — за первое погружение, за первый проход узкости, за первую тревогу, еще за что-то...

   Стого самого дня вошел Евгений в славное братство моряков-подводников, что подтверждается выданным ему на борту свидетельством.

   …Впервые миасский инженер поднялся на борт субмарины в октябре 2004 года. Лодку пригнали тогда на заводской ремонт, и представился редкий случай увидеть ее целиком.

   Кгда смотришь документальные кадры по телевидению, невозможно оценить истинные размеры подводного судна, так как видна только его надводная часть. На самом же деле, по словам Евгения, длина субмарины — около сотни метров, высота — с пятиэтажный дом. «КамАЗ» рядом с лодкой смотрится детской игрушкой.

   Ее более сильное впечатление подводный крейсер производит изнутри: 4 этажа (верхняя, средняя и нижняя палубы и трюм), десять отсеков, более сотни человек личного состава.

   — Перед командировкой спросил у опытных людей, которые уже не раз выходили в море, каких ощущений ждать от погружения, — признается Колесов. — Мне сказали так: «На самолете летал? Так вот полет, по сравнению с погружением, покажется тебе легкой пешеходной прогулкой!»

   Сова «опытных» не то чтобы напугали, но насторожили. Вернее, настораживала неизвестность. Страха при этом не было, наоборот — все интересно, все в диковинку!

   Сравиться с волнением помогло наблюдение за поведением личного состава подводной лодки: абсолютное спокойствие моряков, многим из которых было по 18-19 лет, вселяло уверенность, что все будет хорошо.

   Д так оно, в общем, и было — хорошо. Если не считать нескольких моментов, когда гражданским, как бы там они ни храбрились, пришлось слегка поволноваться. Представьте себе ситуацию: на глубине 175 метров включается сигнал аварийной тревоги: вода в девятом отсеке! Лодка всплывает, моряки производят небольшой ремонт, и субмарина снова начинает погружение. На глубине 150 метров — вновь тревожный сигнал: снова вода в 9-м отсеке! Аварийное всплытие, ремонт, погружение... И больше ничего подобного до конца похода не произошло. Но каково было гражданским?..

   — Страшновато поначалу, — соглашается Евгений. — Но когда видишь, что на корабле нет ни паники, ни суеты, понимаешь: ситуация под контролем, все поправимо, можно продолжать заниматься своими делами.

   См момент погружения молодой инженер описывает как смесь восторга и страха перед водной бездной. Здесь, на немыслимой глубине, в полностью герметичном, замкнутом пространстве неизвестно куда уходят земные проблемы. То, что волнует наверху, под водой теряет свою значимость. Думаешь только о работе, которую надо выполнить хорошо, потому что на тебе — огромная ответственность.

   Всь день и у гражданских, и у военных проходит в работе. Только у каждого она своя. Первые доводят до ума аппаратуру и предпринимают все возможное для удачного запуска спутника. Вторые отрабатывают действия личного состава в случае возникновения аварийных ситуаций, устранить которые под водой на порядок сложнее, чем на надводном судне.

   Зто вечером всегда найдется время для песен и разговоров в кают-компании. Тут уж морячки за словом в карман не лезут, рассказывая своим сухопутным гостям о разных ЧП, которые могут произойти на корабле. Впрочем, ничего сильно страшного, по словам Евгения, они не поведали — пожалели гостей. Упомянули, правда, что бывали случаи, когда лодка в аварийной ситуации вставала под очень большим углом и личному составу приходилось передвигаться по ней чуть ли не ползком. А еще говорили, бывает такая сильная качка, что нет смысла ловить летающие по каюте вещи — тут бы самому хоть как-то на месте удержаться!

   Двять суток продолжался поход. Запомнился Евгению подъем на верхнюю палубу, откуда взору открылось зрелище замечательное: в радиусе 3-4 метров вокруг корабля вода словно кипела, следом тоже тянулся бурлящий серебристо-синий шлейф.

   А самое большое впечатление оставил запуск спутника — ведь первый старт сродни первой любви: то же волнение, нетерпеливое ожидание, те же чувства восторга и обожания в душе. Небольшая вибрация, рывок — и под ногами тяжело закачалась лодка, словно прощаясь с успешно стартовавшим изделием.

   Здание выполнено. Пора на базу...

   Ипусть, как говорится, количество погружений всегда равняется количеству всплытий!

   Из истории

   * Мысль создать подводную лодку в России впервые пришла в голову Ефиму Никонову в 1718 году, который планировал с ее помощью уничтожать корабли противника. Лодка испытывалась трижды, но сделать корпус настолько прочным, чтобы устранить опасность течи, так и не удалось. Таким образом, изобретение практического применения не получило.

   * В 1834 году русскому инженеру Карлу Шильдеру удалось сконструировать подводную лодку. По сегодняшним меркам она мало походила на субмарину: деревянная бочка, приводимая в движение веслами. Для облегчения наблюдения за обстановкой лодка была оборудована устройством, поднимающим наклонное зеркало — прообразом перископа. Вооружение первой русской субмарины составляли шестовая мина и зажигательные ракеты.

   * Первое подводное соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».

   * К 1941 году в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

   * В военные годы советские лодки потопили 400 кораблей неприятеля, 100 из которых были боевыми.

   * Переломный этап в истории ВМФ — внедрение в 50-е годы на подводные лодки ядерных энергетических установок, благодаря чему они получили практически неограниченную автономность плавания.

   * Всего в Советском Союзе построено 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше одной тысячи дизельных подводных лодок.

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика