Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 46 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 15 марта 2007 года

Подарим детям небо

   Отвлечь ребятню от улицы помогут кружки технического творчества, считает Александр Кабанов

   За прошедший год детская и подростковая преступность выросла на 20 процентов. Где искать выход? Один из вариантов решения проблемы предлагает Александр КАБАНОВ, в прошлом работник ГРЦ, создавший концепцию развития системы детского технического творчества.

   Куда деть энергию?

   — Эх, жаль, что наш президент не авиамоделист! — шутит Александр, но тут же становится серьезным. — К сожалению, сегодня власти на всех уровнях считают клубы юных техников чем-то неважным, не заслуживающим внимания. А что получаем в результате? Миллиардные затраты на борьбу с преступностью и наркоманией, на дополнительное оснащение милиции, на постройку новых тюрем...

   Ме часто приходится встречать людей, которые не знают, для чего живут. Сходить на работу, вечерком выпить пива, посмотреть телевизор, а утром все сначала — и так до бесконечности. Те мечты, которые у них когда-то были, откладываются до пенсии, а пенсия, как известно, это общественная смерть: денег как не было, так и нет, возможность реализовать себя так и не подвернулась, отсюда — внутренняя неустроенность. А почему?

   Д потому, что все закладывается в детстве. С 6 до 12 лет дети как пластилин, лепи из них что угодно. И если в этот период их не заинтересовать, то потом будет поздно: всю оставшуюся жизнь они проведут в поисках. Они даже не поймут, чего именно им не хватает: будут пробовать наркотики, хулиганить, бить стекла, затевать драки — энергии-то много, девать ее некуда! А ведь займись ими общество в свое время, глядишь, получился бы увлеченный, счастливый, состоявшийся в жизни человек.

   Вложение в мозги нации — самое надежное

   Рбенок изначально стремится к технике. Понаблюдайте, как загораются детские глазенки при виде машины, мопеда, самолета, танка, яхты. И интерес этот есть не только у мальчишек, но и у многих девочек. Но общество этой тяге не дает развиваться. Что предлагают подросткам центры дополнительного образования? В основном театральные, танцевальные, вокально-хоровые кружки, декоративное творчество, изостудии, спортивные секции. Спорт — это здорово, искусство тоже нужно, но почему же мы лишаем детей возможности найти себя в техническом творчестве, которое может дать им целый комплекс знаний и умений?

   Всоветские времена работе кружков юных техников уделяли огромное внимание, считая вложение в мозги нации самым надежным помещением капитала. Многие из моих друзей, вспоминая свое авиамодельное прошлое, говорят с сожалением: «Сейчас этого нет...» Мы, посещая в детстве кружки и клубы, запускали самолеты, строили суда, ездили на картингах, обидно, что наши дети этого лишены. Грустно смотреть, как с ведома властей застраиваются последние свободные площади, на которых можно было бы оборудовать полигоны для технического творчества.

   …Стремясь хоть чем-то занять ребенка, оторвать от улицы, покупаем в кредит компьютер и успокаиваемся: ребенок дома, сидит тихо, нас не донимает — что еще надо? Но при всех достоинствах компьютера излишняя привязанность к нему тоже опасна: формируется виртуальная зависимость, ребенок растет инфантильным, не приспособленным к реальной жизни, его творческие способности не развиваются в полной мере.

   На детей денег нет...

   Рдителям не под силу удовлетворить технические запросы детей: картинг стоит сегодня 50 тысяч рублей, себестоимость одного полета радиоуправляемой модели — 200-300 рублей... То есть средства нужны немалые. Но и не такие громадные, как это может показаться. Надо только сделать так, чтобы государство повернулось лицом к этой проблеме.

   Пчему детское техническое творчество сегодня забыто?

   Оъясняется это действием Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», на основании которого государство перестало финансировать дополнительное образование. Результат — руководители-мужчины сразу ушли. Система детского технического творчества, создаваемая многими десятилетиями, разрушилась.

   Сйчас деньги в области есть. По данным Министерства образования и науки Челябинской области (исх. № 02-69 от 15.01.2007 г.), на модернизацию материально-технической базы учреждений дополнительного образования выделено 900 тысяч рублей. Но боюсь, что эти средства могут быть потрачены на другие цели.

   Пнимаю, что нашим руководителям приходится латать дыры в городском хозяйстве, а на детей ни времени, ни денег не остается. Но положите на одну чашу весов эти самые затраты, а на другую — антиобщественное поведение детей, которых мы теряем, — что перевесит?

   Решать в государственном масштабе

   Фнансирование детского технического творчества должно идти в первую очередь от президента. По моим подсчетам, на всю страну потребуется не более 300 млрд. рублей, а на Челябинскую область — около 300-500 миллионов, которые можно будет частично найти в государственном бюджете, частично в областном. В России 30 миллионов детей, из них третья часть как раз в возрасте от 6 до 12 лет. Каждому надо дать возможность приобщиться к техническому творчеству.

   Упех любого дела зависит от двух факторов — финансов и кадров. Если государство подключится к финансированию, кадры появятся.

   Мло кто знает, что в нашем городе живут чемпионы мира по ракетомоделированию Петр Мечковский и Сергей Тарелкин, а также чемпион мира по свободно летающим моделям планеров Василий Решетов.

   Оращался я в Министерство образования и науки области и России, писал губернаторам тридцати областей, отослал концепцию развития детского технического творчества Познеру, Жириновскому, министру обороны Иванову, президенту. Пытался найти понимание в управлении образования... Ответов-отписок приходит много — у нас, мол, все хорошо: 800 тысяч детей заняты активным техническим творчеством, работают около сотни клубов. Могу любого посадить в машину и провезти по нашим городам, чтобы своими глазами посмотрели, сколько КЮТов осталось на самом деле, в каком они техническом состоянии находятся. Есть сведения, что в машгородке пытаются списать такое уникальное оборудование, как 8-метровый алюминиевый бассейн для судомоделей, построенный еще при Макееве. Чтобы сделать сегодня такой же, понадобятся как минимум 25-30 тысяч рублей.

   Вянваре на совете областной авиамодельной федерации руководители признались, что не могут набрать команды на соревнования по планерам, по воздушному бою, по моделям-копиям, по радиоуправляемым моделям... Это тревожит.

   …Должно быть понимание, что дополнительное образование так же важно, как основное, и нельзя к нему относиться как к чему-то второстепенному, остаточному. Я намерен целенаправленно «пробивать» идею возрождения технического творчества детей, чего бы мне это ни стоило.

   «Дядя Саша, приезжайте еще!»

   Александр Кабанов по-хорошему одержим своей идеей. Не ожидая милостей от власть предержащих, он третий год вместе со своими единомышленниками реализует собственный проект «Твой первый самолет», даря ребятишкам радость полета. Вроде бы ничего сложного: раскрасить модель планера, собрать его, а потом запустить и долго-долго следить за парящим в небесной лазури собственным самолетиком. Но интереснее занятия трудно себе представить.

   — Мы возвращаем ребятам детство, — мечтательно произносит Александр.

   — Приезжаем в лагерь — там скучно, тихо, спокойно: кто-то пинает мячик, кто-то играет в резиночку... А когда прощаемся, по всему лагерю летают самолеты и ребята, раскрасневшиеся, азартные, кричат: «Дядя Саша, приезжайте еще!»

   Информация к размышлению

   * Анализ средненедельных затрат свободного времени детей на различные виды деятельности в среднем по стране показывает: затраты на педагогически организованные виды деятельности в 5 раз меньше, чем на прогулки и бесцельное хождение по улицам.

   * На социально значимую деятельность детей уходит в среднем от 30 до 50 минут в неделю.

   * 96 процентов детей отдают предпочтение просмотру телепередач, свыше 50 — посещению дискотек.

   * Потребность детей заниматься техническим творчеством превышает число реально занимающихся в 8 раз, спортом — в 6 раз, художественно-эстетической деятельностью — в 3 раза.

   * Около 50 процентов детей не удовлетворены содержанием своего свободного времяпровождения, свыше 30 — не вполне удовлетворены, около 20 процентов из числа опрошенных на вопрос не ответили.

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика