Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 43 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 10 марта 2007 года

Потребительский рэкет

   Что должен знать покупатель, чтобы не выбросить деньги на ветер

   15 марта во всем мире отмечается День защиты прав потребителей. А все ли потребители, то есть мы с вами, знают, в чем, собственно, заключаются их права?

   ВРоссии этот день отмечается с 1992 года — именно тогда был принят Закон «О защите прав потребителей». Он закрепляет четыре основных права: на безопасность, информацию, на выбор и право быть услышанным.

   ВМиассе защитой прав потребителей занимается территориальный отдел Роспотребнадзора. По словам ведущего специалиста-эксперта Людмилы Вязовой, больше всего люди жалуются на нарушение правил продажи. Например, нередко в торговых точках нет книги жалоб и предложений, не вывешены правила торговли, отсутствует информация о товаре: его названии, способе применения, правилах эксплуатации и т. д. Есть нарушения и по качеству товара: не соблюдается режим хранения, ведется реализация просроченных товаров. Особенно часто режим хранения нарушается в отношении концентрированного и сгущенного молока, пресервов, причем повсеместно: товары выставлены на полках в торговом зале, а не в витринах с охлаждением.

   Нредко реализуется некачественная продукция или товар без сопроводительных документов. И здесь стоит напомнить, что покупатель, приобретая товар, имеет право потребовать удостоверение качества на него. Именно этот документ дает полное представление о товаре: когда и кем изготовлен, как должен храниться, состав, цвет, срок годности. Нередко потребители начинают требовать сертификат качества, который для покупателя в принципе дает немного — что товар сделан в безопасных условиях. Продавец обязан по просьбе покупателя предоставить эти документы.

   Струдники Роспотребнадзора совместно со специалистами торгового отдела, милиции имеют право делать контрольные закупки, проверяя соответствие веса показаниям весов. И здесь, надо отдать должное изобретательности недобросовестных продавцов, с чем только не сталкиваются покупатели: в ход идут высверленные или спиленные гири (причем недовес может достигать 150-200 граммов), неклейменые весы, весы, установленные не по уровню, и т. д. Наиболее злостное в этом плане нарушение — отсутствие пломбы, когда откручивается болт, защищающий весы, и стрелка останавливается где угодно, естественно, в пользу продавца. Хотя проверки на рынках проводятся еженедельно, это не особенно пугает нечистых на руку продавцов — действительно, рядом с каждым контролера не поставишь, а штрафы в 1-2 тыс. рублей для продавцов и 10-20 тыс. рублей для предпринимателей, видимо, не являются слишком строгим наказанием. Собственно, в этих ситуациях не должны зевать сами покупатели и при малейшем сомнении требовать, чтобы товар был взвешен повторно.

   Могие миасцы считают, что в отдел Роспотребнадзора можно обратиться лишь в том случае, когда нарушены права при купле-продаже. Круг обязанностей по защите прав потребителей специалистов этой федеральной структуры шире: бытовые услуги, общепит, связь, транспорт, медицина, долевое строительство, страхование — то есть все, что связано с взаимоотношениями продавца, поставщика услуг и потребителя. В рамках Закона «О защите прав потребителя» гражданин всегда найдет здесь поддержку.

   А всегда ли потребитель прав?

   Вт случай из жизни. Елена Ивановна купила мягкую мебель на рынке. Через некоторое время гарнитур привезли ей домой. Он оказался не того цвета, что заказала покупательница. Возник конфликт: Елена Ивановна требовала забрать назад мебель и вернуть деньги. Но документа о том, где бы оговаривались цвет обивки, габариты, комплектация, не существовало, а мебель как товар не подпадает под правило разрешения обмена товара в течение 14 дней. Другой случай: девушка купила сотовый телефон. При этом ей дали неверную информацию о наборе функций, которые он выполняет. Покупательница сама не проверила их наличие, а свидетелей, что ей дали неверную информацию, не оказалось.

   Ткие случаи, к сожалению, нередки. Кстати, чаще всего жалобы касаются качества бытовой техники, сотовых телефонов и обуви.

   Птребитель имеет право не ограничиваться жалобой в Роспотребнадзор, а подать иск в судебные органы на возмещение ущерба.

   Светы от специалистов Роспотребнадзора:

   Вслучае продажи некачественного товара потребитель имеет право:

   — требовать безвозмездного гарантийного ремонта;

   — требовать замены товара;

   — расторгнуть договор купли-продажи.

   Эи три правила потребитель должен помнить как таблицу умножения, и тогда есть гарантия, что он не останется у разбитого корыта.

   Иогда продавцы бытовой техники начинают утверждать, что недостаток проданного товара несущественный, и просят в ближайшей мастерской это засвидетельствовать.

   Лшь две лаборатории (и обе они в Челябинске) могут дать заключение о наличии дефектов: ул. Бажова, 127, телефон 77-252-56; ул. Сони Кривой, 56, «Торгово-промышленная палата», телефон 26-618-16). Нередко продавец предлагает покупателю самому отнести товар в мастерскую. Это обязанность того, кто продал некачественный товар. Более того, если товар весит более 5 килограммов, за ним обязаны приехать домой. Но при этом должно быть письменное заявление покупателя.

   Нкто не может навязать гарантийный ремонт, если покупатель решил расторгнуть договор купли-продажи. В случае гарантийного ремонта сразу же должен быть оговорен срок, и если предлагается срок больше 30 дней, то лучше на него не соглашаться.

   Ели товар взяли на гарантийный ремонт, то продавец обязан выдать в пользование другой. Правда, есть список товаров, которые в пользование не предоставляются, например, автомобили, бытовая техника, продукция, которой пользуются при термообработке продуктов и т. д.

   Вслучае обмена продавец имеет право на экспертизу (20 дней), и если обмен не состоялся, в течение 10 дней деньги должны быть возвращены.

   Ели дело дошло до суда и решение принято в пользу потребителя, то все издержки (ущерб, дорога, доставка и т. д.) ложатся на продавца.

   Ндо запомнить одно золотое правило: нельзя допускать, чтобы недобросовестный продавец манипулировал потребителем, а покупатель — требовал того, чего не разрешает закон о потребителях.

   Кстати

   * За 2006 год территориальным отделом Роспотребнадзора проведено 140 проверок, выявлено 95 нарушений, выписано 113 постановлений о штрафах.

   * Из 141 жалобы 113 — на торговлю, 11 — на бытовые услуги, 4 — на связь, 2 — на жилищно-коммунальные услуги.

   


Тамара КЛЕЩЕВА



назад


Яндекс.Метрика