Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 41 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 7 марта 2007 года

Просто травма

   Многие руководители об охране труда знают лишь понаслышке

   В доперестроечные времена охраной труда на предприятиях занимался, как правило, целый штат сотрудников: ни к какому виду работ без допуска ОТБ, предварительной консультации или обучения работники не допускались, а каждый несчастный случай расследовался внимательно и скрупулезно.

   Сйчас работы у государственных инспекторов по охране труда прибавилось: к крупным предприятиям присоединились многочисленные ООО и ИП, руководители которых нередко имеют лишь приблизительное представление о том, что от них в этом плане требуется.

   Н одном из предприятий города рабочие устанавливали щит. Их было двое, а щит довольно тяжелый. Неловкое движение — и сооружение зашаталось. Удержать его не смогли, и щит упал на одного из рабочих. Итог печален — перелом бедра.

   Рньше такая травма однозначно квалифицировалась как тяжелая. Сейчас результат заключения экспертизы может быть иным — ее могут определить как легкую. И вот тут-то начинается самое интересное. Постановление Правительства РФ № 286 в отношении деятельности Фонда социального страхования в случае травмы на производстве гласит: «Лечение застрахованного лица осуществляется непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая». Подчеркиваем — тяжелого. В предыдущих документах такого акцента именно на тяжелых травмах не было. Следовательно, если случай легкий, то застрахованному лицу ничего платить не надо?

   А теперь необходимо выяснить, какую роль играют структуры, которые по закону в случае травмы обязаны участвовать во всех мероприятиях по определению ее тяжести. Медикам вроде бы выгоднее, чтобы травму квалифицировали как тяжелую, но над ними стоит ФОМС, который проверяет и контролирует каждый случай. Работодателю, безусловно, на руку признание травмы легкой, ведь ответственность за охрану труда несет он. Инспекторам по охране труда также проще иметь дело с легкой травмой — они такие случаи не расследуют, следовательно, меньше работы. Фонд социального страхования тем более заинтересован в том, чтобы случай был признан не тяжелым, так как при этом экономятся деньги. То есть маленький человек остается один на один с целыми структурами, и он чувствует себя незащищенным. И это объективная реальность, не зависящая от отдельного чиновника, — такая схема отношений сложилась в этой сфере.

   Сучаи травм носят различный характер, и нередко их объединяет лишь одно: они получены на производстве. Ссора, в результате которой один из ее участников достал нож и ударил другого; человек умер от инфаркта на рабочем месте; укус собаки — случаи разные, но если они произошли на территории предприятия, то подлежат расследованию. У инспектора по охране труда на контроле может быть сразу несколько несчастных случаев, и на их рассмотрение отводится определенный срок.

   Н если на крупных предприятиях есть свои сотрудники по охране труда и там сохранилась система, действующая еще с советских времен, то с малым бизнесом проблем по технике безопасности более чем достаточно. Многие, открывая свой бизнес, не понимают, что с этого дня они вступают в особые отношения с Трудовым кодексом. Это касается как физических, так и юридических лиц. Предприниматели не знают, что от них требуется, а учить их (собрать, проконсультировать) некому. В результате они несут определенные потери: например, только на территории, подведомственной государственному инспектору Михаилу Черкасову, за два месяца оштрафовано 16 должностных лиц. Конечно, предписание госинспектора трудно выполнить за 2-3 недели, нет таких средств у субъектов малого бизнеса, но надо хотя бы стремиться к этому. А то иногда у предпринимателя нет даже журнала, где бы он отмечал посещения инспектирующих органов.

   Кк и многих других, сферы охраны труда также коснулась проблема дефицита квалифицированных кадров. В городе всего два дипломированных специалиста, имеющих профильное образование. Раньше проводились курсы по переподготовке инженеров по охране труда; сейчас их нет, а чтобы дорасти до уровня хорошего специалиста, необходимо проработать в этой сфере 5-7 лет. Да и чтобы разобраться во множестве документов, нужно время: ведь только по спецодежде написано… 3 тома правовых норм; два тома перечня СНиПов, а типовых инструкций — около 16 тысяч. Нет по законодательству теперь отдела по труду в городской администрации, а в областном правительстве эти вопросы курирует лишь один человек — главный специалист отдела в управлении труда и социальной политики Минэкономразвития.

   Государственный инспектор по охране труда по г. Миассу Михаил Черкасов:

   — Я считаю, что у работодателей, будь то руководитель крупного предприятия или ООО, должно присутствовать чувство ответственности за безопасность людей, работающих под его началом. А для этого он обязан знать, что от него в этом плане требуется. Необходимо хотя бы ознакомиться со статьями Трудового кодекса и, естественно, придерживаться их в своей практике. Мы — орган надзирающий и не всегда можем охватить все предприятия. Обычно я намечаю в квартале проведение 10 проверок, и нередко мне не удается это сделать. В таком же положении и другие инспекторы. Сейчас, например, я смог проверить полностью все предприятия с численностью работающих более 100 человек и на три четверти — предприятия, где более 50 работников. А когда дойдет очередь до мелких предпринимателей? Надо не ждать инспектора, а уже сейчас вплотную заняться вопросами охраны труда.

   Кстати

   Пчти во всех офисах стоят компьютеры, оргтехника: факсы, ксероксы и т. д. А знают ли пользователи компьютеров, что к работе на них должны допускаться люди, прошедшие медосмотр, инструктаж по электробезопасности, что на них нельзя работать беременным женщинам? Массу вредных веществ выделяет и ксерокс, об этом тоже нельзя забывать.

   Между тем

   * В России 190 тысяч человек ежегодно умирают от воздействия вредных и опасных производств, 15 тысяч человек погибают в результате травм на производстве, еще 180 тысяч досрочно выходят на пенсию.

   * Уровень смертности на производстве в России сейчас такой же, как и в СССР, хотя население сократилось в два раза.

   


Тамара КЛЕЩЕВА



назад


Яндекс.Метрика