свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
33 | ||||
Четверг, 22 февраля 2007 года | ||||
Упал с неба? Прошу в архив! Из старых газетных вырезок получилось уникальное издание На днях мне подарили книгу. Чем она дорога для меня? Во-первых, я получила ее из рук автора, жителя Миасса, в прошлом инженера ГРЦ Александра Симонова. А во-вторых, книга «Авиакатастрофы» уникальная: издания, аналогичного по тематике и по количеству собранных фактов, ни в СССР, ни в России не найти. По крайней мере, так утверждает автор, а уж он-то знает, что говорит. Александр работал над книгой шесть лет — с марта 1992 года, когда появилась задумка, и до ноября 1998-го, когда она увидела свет. Хотя, если быть точным, сбор информации начался гораздо раньше — когда автор учился в институте. Ивот эта бесценная информация, дожидаясь своего звездного часа, пылилась на антресолях до тех пор, пока супруга Александра не попросила его освободить шкаф от старых газет. Н в том-то и дело, что это были не просто пожелтевшие от времени газеты, а бережно собираемый архив. Как выполнить просьбу супруги и в то же время употребить тысячи вырезок из российской прессы в дело? Ршение пришло сразу. Старые папки перебазировались на рабочее место Александра, и в течение полугода он сумел систематизировать собранный материал. К1995 году работа над рукописью была завершена, еще три года ушло на поиски источников финансирования. И вот книга появилась, тиражом в две тысячи экземпляров, большого формата, в твердой цветной обложке. Появилась и сразу стала бестселлером. Очем эта книга? О поисках самолета Антуана де Сент- Экзюпери, на котором в июле 1944 года французский писатель отправился в последний разведывательный полет. О том, чем закончилась история со сбитым южнокорейским «Боингом-747» в 1983 году. О том, как в локальных конфликтах нашим летчикам случалось вступать в бой с американцами... Вего не перескажешь, так как в сборнике — 1200 фактов авиакатастроф, авиапроисшествий и их предпосылок, произошедших с 1912 по 1994 год. «Тема, которой я коснулся, долгое время была закрытой для широкой общественности, — признается Александр. — Но она всегда интересовала меня чисто по-человечески, так как содержит много полезной информации, причем не только технической, но и политической, общественной, исторической, раскрывает психологию поведения человека в экстремальных ситуациях. Сегодня у меня скопилось много дополнительной информации — еще на две-три книги хватит, но уверяю вас: ничего качественно нового с 94-го по настоящее время в авиации не произошло». 1969 год. США Вловленные в 25 милях к северу от острова Олдерни в проливе Ла-Манш два спасательных плота — увы, пустых! — да масляное пятно на морской глади — это все, что осталось от «Геркулеса», гигантского транспортного самолета, который был поднят в воздух загулявшим американским сержантом Полем Эдамсом Мейером. Пьяный 23-летний авиамеханик полтора часа выписывал на воздушной махине невообразимые кренделя над головами жителей Британских островов. Маршрут Мейера прошел почти над Лондоном и многими другими английскими городами, а также островами Силли, местом летнего отдыха британского премьер-министра. «Геркулес» по крайней мере четырежды вторгался в воздушные коридоры, связывающие Лондон с внешним миром. Причем, как было установлено, в это время тут пролетали 25 переполненных пассажирских гражданских самолетов. 16 июня 1979 года. СССР 22-летний пилот местных авиалиний города Петропавловска-Камчатского Анатолий Белослюдцев, доведенный до отчаяния мерзостью жизни, в четыре утра 16 июня 1979 года прошел на взлетную полосу, открыл амбарный замок на Ан-2 и взлетел. При выполнении очень левого разворота на окраине Петропавловска Ан-2 зацепил столб. Пилот вылетел из аэроплана и упал на кучу песка (был бы был трезвый — обязательно бы убился). Самолет влетел во двор, врезался в асфальт и «постучал» хвостом в окошко второго этажа. Дом был нежилой, и ему не открыли. Летчик походил по двору, почесал затылок и пошел сдаваться. Следователь вычислил, что до ближайших сопредельных государств — Америки, Японии — Ан-2, бортовой номер 44920, не долетел бы (до Финляндии — тем более)… Март 1985 года. США Мханик аэропорта в Сент-Огастине, штат Флорида, сумел починить заклинившее шасси самолета. Обычное дело? Как сказать. Ведь в данном случае самолет был в воздухе, а механик — на земле. Пилот одномоторного пассажирского самолета перед самой посадкой не смог выпустить правую «ногу» шасси. Горючего было в обрез. Во избежание аварийной посадки решили попытаться высвободить колесо на ходу с помощью настоящего циркового трюка: самолет на минимальной высоте шел над посадочной полосой, а под ним на той же скорости — 90 миль в час — несся открытый автомобиль. Стоя в нем авиамеханик Джо Липп (Липпо) ремонтировал злополучное шасси. С третьего захода ему удалось высвободить колесо. Оказавшиеся в аэропорту телеоператоры сняли уникальные кадры. Август 1985 года. ФРГ Ти истребителя ВВС НАТО низко неслись над озером Штарнбергер-зее, наполняя округу ревом двигателей. От подобного гула люди страдают инфарктами и гипертонией… На этот раз не выдержала древняя церковь — памятник архитектуры в стиле барокко, находящаяся в поселке Вайнертсхаузене. Она зашаталась, рухнула и погребла под обломками иконостас, деревянные скульптуры святых. Об этом печальном случае поведала читателям боннская газета «Генераль-анцайгер». Ноябрь 1985 года. Индонезия Вртолет индонезийской авиакомпании летел несколько часов над Яванским морем. Вдруг летчик почувствовал, что с машиной не все в порядке. Ему пришлось покинуть вертолет, прихватив с собой спасательный жилет. Но вероятность остаться в живых была очень мала, так как море вокруг кишело акулами. Неожиданно пилот почувствовал, что его сзади кто-то толкает. Оглянувшись, он увидел спину крупного животного. Это был дельфин. Позже появилось еще несколько дельфинов. Одни помогали, подталкивая пилота, а другие окружили человека, чтобы защитить его от акул. После восьми суток «плавания» летчик добрался до берега целым и невредимым. Июнь 1987 года. СССР Сокойно проходил полет Ан-2 с пассажирами и грузом на борту. Полет выполнялся пилотами Петрозаводского авиапредприятия В. Лескиненом и В. Адиевым по маршруту Пудож — Петрозаводск. Летчики уже, как говорится, приготовились жать на тормоза, приближаясь к конечному пункту. И вдруг увидели тень птицы. Значения этому не придали, не почувствовали ни удара, ни сотрясения. Однако перед самой посадкой резко стала подниматься температура масла. Благополучно приземлившись, экипаж доложил о ненормальной работе двигателя дежурным авиатехникам. Те, осмотрев самолет, к удивлению, обнаружили крупного ястреба… в маслорадиаторе. Пернатый хищник, из породы тех, кто иногда атакует летательные аппараты, попал точно в шарообразный тоннель масляного радиатора и забил своим телом его соты. Октябрь 1987 года. США О американца Дугласа Янгса из штата Нью-Йорк улетел его самолет… 58-летний авиатор, решив навестить приятеля, приземлился на лужайке рядом с его домом, однако знакомого не застал. Когда Янгс собрался возвращаться обратно, у него отказал стартер. Не закрыв дроссель, пилот вылез из кабины и начал вручную раскручивать пропеллер. Мотор чихнул, заработал, и… одномоторная машина модели 1946 года, собранная хозяином несколько лет назад из запасных частей, побежала по ровному полю, взмыла в небо и умчалась. Полиция занялась розыском обломков пропавшего самолета, в баках которого был запас горючего примерно на два часа полета. 10 апреля 1989 года. США Гликоптер приземлился во дворе флоридской тюрьмы, подобрал находившегося там заключенного (воротилу наркобизнеса) и попытался взлететь. Но тут случилось непредвиденное: вертолет рухнул на землю, пилот и несостоявшийся беглец получили ранения. Это случилось в понедельник (10.04.89). Причина аварии вертолета состояла в том, что его лопасти зацепились за тюремную стену, сообщили официальные представители. Заключенный, ради спасения которого его дружки прибегли к столь рискованной операции, — это Бенджамин Крамер, который должен был находиться в тюрьме пожизненно по обвинению, предъявленному ему в Иллинойсе. Как полагают, Крамеру удалось нанять себе пилота во время прогулок в тюремном дворе. Август 1989 года. Австралия Н большой высоте вблизи австралийского города Алис Спрингс столкнулись два воздушных шара, наполненные горячим воздухом. 51 секунду продолжалось падение одного из шаров с 13 пассажирами на борту. Все они погибли. Прибывшие на место происшествия спасатели увидели в гондоле мертвых воздухоплавателей, которые перед падением крепко обняли друг друга. Развлекательные полеты на воздушных шарах пользуются большой популярностью в этой части страны у австралийцев и многочисленных зарубежных туристов. До этого случая никаких происшествий с подобными летательными аппаратами не происходило. 1 декабря 1990 года. СССР Смолет Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Красноярск — Караганда — Алма- Ата 1 декабря 1990 года, атаковала молния. Взлетев с красноярского аэродрома, лайнер на высоте 1800 метров вошел в снежный заряд, и самолет вздрогнул от сильнейшего электрического удара. Во второй салон сквозь обшивку ворвался огненный шар и медленно поплыл над головами обомлевших пассажиров. Впрочем, через несколько минут шаровая молния так же неожиданно, как и появилась, покинула воздушных путешественников. На земле выяснилось, что был выплавлен газоразрядник на левом крыле. Больше никаких повреждений обнаружить не удалось. 15 сентября 1991 года. Франция Ввоскресенье (15.09.1991) поутру, когда город Париж видел очередной сон, неизвестный летчик установил абсолютный рекорд наглости и мастерства. В 7.20 он пролетел на самолете мощностью в 180 лошадиных силенок под сводом Триумфальной арки, расстояние между колоннами которой — 14,6 метра. А заодно, полетав над Елисейскими полями, проскочил между северной и южной опорами Эйфелевой башни. Учитывая восьмиметровый размах крыльев аппарата, номер можно назвать смертельным. Полиция занялась поисками рекордсмена. Самолет он похитил на пригородном аэродроме, а потом, побив рекорд, аккуратно приземлил самолет под Парижем и благополучно исчез. Дата не указана. Япония …Самолет DC-8 одной из японских авиалиний оторвался от бетонной дорожки, и вдруг на глазах у провожающих из самолета выпал человек. Это был Кейт Сэнсффорд, решивший зайцем прокатиться в Токио из Сиднея. Он благополучно миновал пропускной пункт и спрятался в люке шасси. После взлета створки люка открылись, чтобы принять колеса… Фотограф-любитель, снимавший взлет самолета, невольно запечатлел драматический миг. Трагическое путешествие Кейта Сэнсффорда длилось 12 секунд. Дата не указана. СССР …Представляете ситуацию: заглядывают вертолетчики из кабины в салон и не находят там единственного пассажира, а дверь вертолета открыта. Что испытали пилоты в эту минуту, вряд ли надо описывать. Они развернулись и обратным курсом полетели над снежной тайгой искать останки непонятно как потерянного человека. Каково же было их изумление, когда увидели: навстречу по лесу идет человек. Сели. Взяли человека на борт. Испуган, но невредим совершенно. Спас бедолагу овчинный полушубок. Расстегнутый, он надулся и сработал, как складки кожи у белки-летяги. Получилось не падение, а в некотором роде планирование. Высота была небольшая, снег, по счастью, глубоким, словом, человек вторично родился. Лет тридцать назад история эта рассказана была в «Известиях». Хобби есть у многих: одни собирают календарики или визитки, коллекционируют зажигалки, пивные банки, фантики от жвачек, другие разводят экзотические домашние растения, строят целые архитектурные ансамбли из спичек… Хтите рассказать читателям «МР» о своем хобби или об увлечениях вашего соседа, знакомого, родственника? Звоните.
Наталья КОРЧАГИНА
|
назад |