Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 144 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 1 декабря 2001 года

РАСПЛАТА ПО ИМЕНИ СПИД

Фото Александра  МИЗУРОВА.   Кждый наркоман должен быть готов к тому, что рано или поздно он станет ВИЧ-инфицированным

   Вт и наш город перестал вписываться в рамки тихого, захолустного местечка. Зловещая тень эпидемии СПИДа накрыла и Миасс. Причем, слово «эпидемия» — это не преувеличение. На сегодняшний день в кабинете анонимного консультирования по проблемам ВИЧ-инфекции, который находится в п. Строителей, зарегистрированы уже 236 ВИЧ-инфицированных. Но это только верхушка айсберга, — считает врач-инфекционист этого кабинета Татьяна Васильевна Никулина.

   — Как правило, мы официальные данные умножаем еще на десять. Итого, более 2000 миасцев уже являются носителями ВИЧ.

   — Татьяна Васильевна, несмотря на то, что в СМИ идет много информации о СПИДе, большая часть населения так до сих пор и не различает этих двух понятий: ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом.

   — Да, действительно, даже сами зараженные, когда говоришь им о диагнозе, растерянно спрашивают: «У меня что, СПИД?»

   ВЧ-инфицирование — это начальная стадия заболевания, СПИД — конечная, самая тяжелая.

   ВЧ — вирус иммунодефицита человека. Он живет в крови и страшен тем, что постепенно разрушает клетки иммунной системы, отвечающей за борьбу с болезнями. На первых порах ВИЧ-инфицированный никак не ощущает своего заражения. Но со временем его организм перестает сопротивляться любой болезни и в конце концов какая-нибудь из них становится для него смертельной. Быть больным СПИДом — значит, быть зараженным ВИЧ и иметь уже разрушенную иммунную систему.

   — Известно, что лекарства против СПИДа еще не найдено. Сколько лет жизни отпускает болезнь ВИЧ-инфицированному?

   — Конечно, все зависит от организма человека, от возможностей покупать дорогостоящие препараты, условий жизни. И все-таки по статистике это 10-15 лет, не более. А потом и туберкулез, и пневмония, и онкология, и все, что угодно, с последующим летальным исходом.

   — Хоть кабинет у вас и анонимный, все-таки вы обладаете информацией о возрасте своих пациентов, социальном статусеВот и наш город перестал вписываться в рамки тихого, захолустного местечка. Зловещая тень эпидемии СПИДа накрыла и Миасс. Причем, слово «эпидемия» — это не преувеличение. На сегодняшний день в кабинете анонимного консультирования по проблемам ВИЧ-инфекции, который находится в п. Строителей, зарегистрированы уже 236 ВИЧ-инфицированных. Но это только верхушка айсберга, — считает врач-инфекционист этого кабинета Татьяна Васильевна Никулина.вной путь заражения ВИЧ у нас в Миассе, как и по всей России, через внутривенное введение наркотиков. Подавляющее большинство ВИЧ-инфицированных — люди в возрасте до 30 лет. В том числе четверо детей до 15 лет, самому младшему из них — 10. 16 подростков в возрасте 16-18 лет.

   — Как такой маленький, 10-летний заразился ВИЧ?

   — Причина все та же — внутривенное введение наркотика. Мальчик из неблагополучной семьи. А наверху соседки, две «добрые» тети, кстати, мать и дочь, рады были продать компании его друзей шприц с героином. Обе женщины оказались носителями ВИЧ. Шприц, пущенный по кругу, заразил всю компанию.

   Кждый наркоман сегодня должен быть готов к тому, что рано или поздно он заразится ВИЧ. Вспоминаю одного молодого человека, которого до глубины души потряс его диагноз: «Но ведь я пользовался толВот и наш город перестал вписываться в рамки тихого, захолустного местечка. Зловещая тень эпидемии СПИДа накрыла и Миасс. Причем, слово «эпидемия» — это не преувеличение. На сегодняшний день в кабинете анонимного консультирования по проблемам ВИЧ-инфекции, который находится в п. Строителей, зарегистрированы уже 236 ВИЧ-инфицированных. Но это только верхушка айсберга, — считает врач-инфекционист этого кабинета Татьяна Васильевна Никулина.ько собственным шприцем!» Однако этим шприцем он залезал в общую емкость с наркотиком, которая, очевидно, была загрязнена инфицированной кровью. Вирус иммунодефицита живет в засушенной плазме крови до 10 лет!

   — Ученые нашли этот вирус даже в древних захоронениях. Почему же именно в наше время разразилась эпидемия СПИДа?

   — Я не буду углубляться в научный и медицинский аспекты этой проблемы, они достаточно запутанны, а что касается человеческого и духовного, то считаю, что это божья кара.

   Эо наказание нашему обществу за то, что оно так отошло от прежних нравственных устоев. Многие дети и подростки заброшены, предоставлены сами себе, а родители заняты лишь добыванием денег. Ни о каком воспитании речи нет. Кто должен объяснить девочке, только начинающей жить, как опасна для нее половая связь с другом-наркоманом?

   Млодежь рано вступает в половые отношения. Но самое ужасное, что юноши и девушки при этом никак себя не защищают. Случаев заражения в Миассе ВИЧ-инфекцией половым путем немного, но они есть.

   СИД называют оборотной стороной наркомании. А наркомания — болезнь социальная. Подниматься на борьбу с ней надо всем обществом, и прежде всего в семье. Создать такую атмосферу доверия между родителями и детьми, чтобы подросток не боялся обратиться к взрослым с любым важным для него вопросом, вплоть до интимного. Мне кажется, что сейчас лучшеВот и наш город перестал вписываться в рамки тихого, захолустного местечка. Зловещая тень эпидемии СПИДа накрыла и Миасс. Причем, слово «эпидемия» — это не преувеличение. На сегодняшний день в кабинете анонимного консультирования по проблемам ВИЧ-инфекции, который находится в п. Строителей, зарегистрированы уже 236 ВИЧ-инфицированных. Но это только верхушка айсберга, — считает врач-инфекционист этого кабинета Татьяна Васильевна Никулина.Вот и наш город перестал вписываться в рамки тихого, захолустного местечка. Зловещая тень эпидемии СПИДа накрыла и Миасс. Причем, слово «эпидемия» — это не преувеличение. На сегодняшний день в кабинете анонимного консультирования по проблемам ВИЧ-инфекции, который находится в п. Строителей, зарегистрированы уже 236 ВИЧ-инфицированных. Но это только верхушка айсберга, — считает врач-инфекционист этого кабинета Татьяна Васильевна Никулина. быть сверхоткровенным, чем что-то недоговорить. Вплоть до того, что покупать собственному чаду презервативы!

   — По нашим законам медики не имеют права разглашать диагноз совершеннолетних подростков родителям. И все-таки ВИЧ-инфицированные, несмотря на анонимность обследования, не остаются один на один со своей бедой?

   — Быть ВИЧ-инфицированным — трагедия, боль. Мы тоже беседуем с этими людьми, причем, не один раз, пытаясь смягчить удар. Хуже всего тому, кто одинок. Я не могу забыть, какими слезами плакал в кабинете паренек-сирота, лет 20, узнав о страшном диагнозе! Есть у нас случаи, когда инфицированы оба, и муж, и жена, употребляющие наркотики. Им все-таки легче — у них общая беда, они могут обсудить свои проблемы. В конце-концов им вместе доживать.

   Всемьях, где есть подросток-наркоман, родители уже настолько измотаны этой ситуацией, опустошены физически и морально, что когда они приходят к нам, говорят: «Мы ждали этого». Приходят чаще всего, конечно, мамы.

   Вобщем, информация о том, что человек ВИЧ-инфицирован, рано или поздно перестает быть секретом для его окружения. Мы же со своей стороны, храним тайну его заболевания. И даже когда приходится вызывать его на собеседование в кабинет, выдумываем различные предлоги, если родным еще ничего неизвестно.

   — Часто ли вам приходится искать, вызывать своих ВИЧ-инфицированных пациентов и контактных с ними?

   — У нас один кабинет на весь город, работаем втроем: я и две медсестры. Один раз в неделю выделяют машину, остальное время патронажная медсестра ходит пешком. Приходится посещать некоторых раз по пять — и порой безрезультатно.

   Лди у нас до сих пор живут на авось, не думая о последствиях. Приходят, например, сдавать кровь после сомнительного контакта, а анализ ничего плохого не показывает. Мы им говорим — еще рано, приходите тогда-то. Пропадают. Самоуспокаиваются. А поскольку не все из них говорят нам свои адреса и фамилии, то мы их не можем даже разыскать. Бывает, что люди указывают и вымышленные адреса, фамилии. Некоторых носителей ВИЧ выявляют после взятия анализов в больницах. Единицы приходят сами.

   — Сколько времени должно пройти с момента заражения ВИЧ, чтобы анализ крови дал положительный результат?

   — Иногда вирус проявляет себя в крови только через полгода. Следовательно, имеет смысл сдать анализ через 6 месяцев после действий, которые могли привести к инфицированию.

   — Это означает, что донорская кровь тоже может оказаться инфицированной?

   — Конечно, а препараты из такой крови будут являться источником заражения. Но у нас нет такого оборудования, чтобы выдерживать препараты по полгода. И потому кровь сейчас переливают только по жизненно важным показаниям.

   — Начало эпидемии ВИЧ/СПИДа в нашей стране сопровождалось бешеной спидофобией. Люди с ВИЧ и их близкие оказывались в кольце отчуждения и злобы. Но прошло время, общество попривыкло. В Миассе, похоже, уже тоже ничему не удивляются.

   — Да, случаев, чтобы родители выгнали, скажем, своего ВИЧ-инфицированного ребенка на улицу, у нас не было. Стало больше информации, многие знают, что ВИЧ можно заразиться лишь тремя способами: через кровь, через половой контакт без презерватива, от матери ребенок заражается во время ее беременности, родов и кормления грудью. Кстати, в этом году в Миассе родились 3 ребенка от ВИЧ-инфицированных женщин. Хотя до сих пор некоторые боятся заразиться ВИЧ и при обычном бытовом контакте. Эти страхи необоснованны. Подчеркну: ВИЧ не передается при поцелуе, через слюну, при рукопожатии, через объятия, через кашель или чихание, через пот или слезы, через пищу, приготовленную ВИЧ-инфицированным, в общественном транспорте, при пользовании туалетом, душем, фонтанчиками с питьевой водой, бассейном, столовыми приборами и посудой, стульями, столами, компьютерами, спортивным инвентарем и т. п.

   — Следовательно, ситуация, когда в сентябре в городском роддоме рожала необследованная женщина, оказавшаяся ВИЧ-инфицированной, ничем не угрожала лежавшим вместе с ней роженицам?

   — Это угроза только для медперсонала, контактировавшего с ее кровью. Но сейчас уже любой медик в хирургии, наркологии, станции скорой помощи и других, наверное, морально готов к тому, что любой из его пациентов может оказаться носителем ВИЧ. И действует по принципу: защити себя сам. Кстати, оценивая ситуацию в близлежащей к нам 3-й горбольнице, могу сказать, что медики там снабжены всем необходимым, вплоть до спецкостюмов.

   Ве ВИЧ-инфицированные, стоящие на учете в нашем кабинете, дают расписку о том, что при обращении за медицинской помощью они первым делом сообщают медперсоналу о своей инфицированности. Сокрытие этого факта уголовно наказуемо, предусмотрено лишение свободы сроком от 3 до 5 лет. И все-таки я понимаю, насколько трудно этим людям сказать о себе: «Я — ВИЧ-инфицированный». И потому они со своими проблемами идут опять-таки к нам. А мы берем их за руку и ведем на прием к знакомому гинекологу или стоматологу: «Примите нашего больного».

   — Но бесконечно это продолжаться не может. Каждый месяц число ВИЧ-инфицированных в Миассе увеличивается более чем на 20 человек. Вскоре все они будут нуждаться уже в специализированной помощи.

   — Если эпидемия не будет остановлена (а мой прогноз пока очень пессимистичен), то рано или поздно встанет вопрос о создании отделения или центра, подготовке специалистов. Все это опять-таки упирается в деньги, и большие. Где же их при нашей нищете взять?

   Чстно говоря, безысходность всей этой ситуации настолько нас, медиков, удручает, что мы сами периодически впадаем в депрессию.

   Яне могу понять, почему молодые, красивые, хорошо одетые люди, приходящие к нам на прием, стали наркоманами. Было скучно жить? Хотелось острых впечатлений? Просто поддержали компанию друзей? Кстати, многие из тех, кто стали ВИЧ-инфицированными, утверждают, что укололись один раз. Или уже бросили. Мне трудно в это поверить, я считаю, что бывших наркоманов не бывает. Но если это так, какая страшная цена за минуту слабости!

   П словам моей собеседницы, ситуацию может изменить только что-то очень кардинальное. Нужна серьезная городская программа по борьбе с наркоманией, СПИДом. ЦМП и кабинет анонимного консультирования требуют дополнительного оснащения техникой, кадрами.

   Ее не поздно объединить усилия всех, кто заинтересован, кто неравнодушен: милиции, педагогов, врачей, общественности. Если мы не хотим потерять целое поколение.

   


Марина БЕЗРУЧЕНКО. (Материал подготовлен при содействии Центра медицинской профилактики).

   Число ВИЧ-инфицированных в нашей области достигло девяти тысяч человек. 4780 из них — жители областного центра. Только за последние 10 месяцев число заразившихся ВИЧ-инфекций в Челябинске увеличилось на 50 процентов. От этого недуга умерли семь жителей области. И что характерно, болезнь стремительно «стареет». Возраст самого пожилого южноуральца, носителя ВИЧ-инфекции, — 80 лет.

   П темпам распространения наркомании и ВИЧ-инфекции Россия в 2000 г. перегнала некоторые страны Африки.

   П прогнозам специалистов в 2008 — 2010 годах от СПИДа и гепатита в России начнут погибать десятки тысяч молодых людей и подростков.

   Гандиозный скандал в среде врачей разразился недавно в Америке. В Вашингтоне большая группа медиков выступила с заявлением о том, что эффективность презервативов в предотвращении вензаболеваний и ВИЧ не превышает 80%.



назад


Яндекс.Метрика