Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 27 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 14 февраля 2007 года

Дать ученику крылья

   О новых подходах в работе классного руководителя шла речь на семинаре работников образования

   «Для полноценного образования человеку необходима помощь со стороны образованных людей. Эта помощь и есть воспитание». Цитатой из книги

   «Этническая педагогика» директор школы № 18 Любовь Заноха начала семинар, посвященный

   современным подходам в деятельности классного руководителя в рамках национального

   проекта «Образование».

   Не просто контроль, а воспитание

   Срьезный и интересный разговор педагогов-единомышленников неслучайно проходил в стенах именно школы № 18. В 2004 году это образовательное учреждение было признано лучшим в области по воспитательным системам, а на II Всероссийском конкурсе заняло третье место.

   Нциональный проект «Образование» потребовал расширения и изменения функций классного руководителя. Ушло то время, когда его деятельность ограничивалась только проверкой дневников и контролем над успеваемостью.

   П словам руководителя школы, сегодня главным моментом в работе педагогов становится воспитание активной жизненной позиции ребенка.

   Сособов и форм такого воспитания много: Школы актива, Дни самоуправления, научно-практические конференции, интеллектуальные игры, трудовые дела, разнообразные творческие объединения. Одна из новых форм, появление которой связано с внедрением информационно-коммуникационных технологий, — социальный проект, где ребята учатся работать в команде, моделировать будущее, отстаивать свои позиции, убеждать и спорить. А первым помощником учеников должен стать (и становится) классный руководитель.

   Приемы разные — результат один

   Пдагоги школы № 18, участники конкурса «Самый классный классный-2007», поделились с коллегами опытом работы. Педагогические приемы у всех разные, а результат одинаковый — добрые, воспитанные, открытые дети.

   Тк, Людмиле Зверевой, классному руководителю 10 «А», помогает в работе с классом анкета, в которой почти сотня вопросов. По ответам детей легко выявляется их отношение к людям, к Родине, к труду, к знаниям, к семье. И если хотя бы один подросток из всего класса поставит минус рядом с утверждением «Мне жаль беспомощных людей, хочется им помочь», это уже сигнал для педагога, на что обратить внимание при планировании внеклассных мероприятий. А если семь человек без колебаний соглашаются с фразой «Не может быть общения без бутылки «Клинского», учитель тут же организует классный час «Мы выбираем здоровье», где мастерски противопоставляет злополучной бутылке ребячьи увлечения музыкой, камнерезным искусством, живописью, поэзией.

   Шола и класс живы до тех пор, пока существуют в них красивые традиции, утверждает Людмила Зверева. Такой традицией могут стать, например, записи в дневниках, которые делает учитель в конце четверти: «Оля, я очень рада, что результаты твоей учебной работы стали лучше. Тебе удалось победить свою неуверенность!» или «Саша, обидно, что ты не захотел принять помощь учителя. Тебе стоит подумать, как решить эту проблему. У тебя все получится!»

   Тадиционным стало и обращение учителя к подросткам с просьбой поставить карандашом пометку «SOS» напротив того предмета, который вызывает тревогу.

   А чего стоит любимый всеми «Праздник добрых пожеланий», во время которого ребята дарят добрые слова друг другу, родителям, учителям, работникам школы.

   — Взаимодействие взрослого и ребенка лишь тогда становится успешным, — делает вывод Людмила Николаевна, — когда оно не формально, дает шанс на перспективу и направлено не на раздачу ярлыков, а на реальную помощь.

   Главное — система

   Лбая работа даст результат только тогда, когда будет выполняться в системе. О системе в деятельности классных руководителей, в том числе в проведении и анализе воспитательных мероприятий, говорилось в тот день много.

   Зместители директоров по воспитательной работе были единодушны: воспитание в школе должно стать приоритетным. А успешность работы классного руководителя во многом зависит от личности педагога. Важно встать не над ребенком, а рядом с ним, сделаться его старшим другом, воспитывать не нотациями, а всем своим поведением, внешним видом, манерой общения, искренней доброжелательностью.

   Кк сказала Любовь Заноха, задача современной школы — дать ученикам крылья, и ключевая фигура здесь — классный руководитель, который должен наконец-то отойти от стереотипов и начать работать по-новому.

   20 минут на общение

   Н справится ли школа с воспитанием в одиночку? Не секрет, что сегодняшние родители, занятые зарабатыванием денег, зачастую физически не имеют времени на полноценное общение с детьми. В среднем 20 минут в день — вот и все, что они могут себе позволить. И школа вынуждена брать на себя еще и родительские функции, учить элементарным вещам, вникать в проблемы подростков и помогать решать их.

   Более того, иногда именно классный руководитель способствует установлению доверительных, близких отношений между своими подопечными и их родителями: «Придете домой — подойдите к маме, спросите, как она себя чувствует, что ее тревожит, устала ли она. Обнимите и скажите, что она самая лучшая мама на свете!» То есть идет одновременно воспитание и детей и родителей.

   А каково приходится классному руководителю? Школа — это не место работы, это образ жизни. Здесь остаются только те, кто может забыть о себе ради своих учеников. И они, эти учителя, будут любить детей и без новых требований национального проекта. Однако отчетной документации становится все больше, и задавленные этой тяжестью педагоги нередко сетуют: «Из-за бумаг времени на детей совсем не остается!»

   ...Между тем детская преступность в городе выросла за прошедший год на 20 процентов. Кто виноват? Школа? Родители? Или отсутствие в городе единых подходов к системе воспитания?

   «...Вы видели когда-нибудь начало гонки бобслеистов? Четыре атлета толкают боб. Огромные, тяжелые сани мчатся вниз по ледяному жерлу. Самым последним в летящий снаряд заскакивает разгоняющий. Его работа уже закончена, хотя впереди еще тысячи метров трассы, но многое зависит и от того, как ты разогнал боб. Наша роль напоминает роль этого самого разгоняющего. Мы нужны лишь на первых двух десятках метров жизни наших подопечных. Но от того, как мы сработаем, часто зависит, с каким успехом они войдут в крутые виражи самостоятельной взрослой жизни».

   Андрей Успенский, победитель конкурса «Учитель года России-2006».

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика