Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 24 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 9 февраля 2007 года

НОУмания — это престижно

   В научном обществе учащихся школы № 7 двери открыты для всех любознательных

   — Зачем школе нужно НОУ? — переспросил десятиклассник Игорь Биткин, и сам же ответил. — Это наша изюминка!

   Нучные общества учащихся есть сегодня во многих школах, но именно

   7-я стала десять лет назад зачинателем этого дела.

   Впоминает Ирина Панфилова, учитель высшей категории, одна из основателей школьного НОУ:

   — Когда-то в Миассе было городское НОУ, оно просуществовало несколько лет и закрылось. Чуть позже Вера Алексеевна Шамратова (заместитель директора по учебной работе) предложила заняться наукой в школе № 7. Пообщалась я с ребятами и выяснила, что они, оказывается, очень многим интересуются. Вася Третьяков просто «болел» НЛО, часами мог о них рассказывать. Саша Балдин с третьего класса интересовался акулами, Нина Бесенева увлекалась бабочками, Оля Аркабаева — топазами... Вот эти четыре доклада и прозвучали на школьной конференции в 1998году.

   …С каждым годом желающих участвовать в научной работе становилось все больше, и на 10-й, юбилейной, конференции, которая пройдет 13 февраля, будет зачитано уже 42 доклада на самые разные темы — актуальные, современные, не разработанные пока наукой.

   ...И творчество тоже

   Нредко можно услышать споры о том, чего в НОУ больше — науки или творчества? Педагоги школы № 7 считают, что это сплав того и другого, и творчество начинается уже с выбора темы. Причем кому-то интерес к занятиям наукой прививают родители. Так случилось с Сергеем Дегтяревым, которого папа «заразил» ракетостроением.

   — Он заинтересовался ракетами по-настоящему, — рассказывает математик Светлана Сенькина. — Пришел ко мне и просит: «Не могли бы вы мне быстренько объяснить дифференциалы и интегралы?» — «Сережа, — говорю, — это курс 10-11 класса, а ты пока в 9-м!» — «Я попробую понять!» И в самом деле понял. Прекрасную работу написал, участвовал в конкурсе «Созвездие» и привез диплом победителя. Это был первый диплом в истории конкурса, который вручили не москвичу, а юноше с Урала. Сегодня Сергей — студент МФТИ.

   Тмы детских научных работ разные: порой — экзотические, а порой — привычные, приземленные. Ну что нового, казалось бы, можно сказать о теореме Пифагора? Но ежегодно кто-нибудь выбирает эту тему, и каждый раз она звучит по-новому. Или, допустим, академик Виктор Макеев: вроде давно все сказано-пересказано, и тем не менее в его биографии всегда находятся какие-то неизвестные широкой общественности факты. А недавно юные исследователи прочли в книге о Макееве, что на Урал дважды приезжал Сергей Королев. Попытки найти дополнительную информацию так и остались бы безуспешными, если бы в ГРЦ не нашелся свидетель этого события...

   Вработе НОУ участвуют, как правило, учащиеся 8-11 классов. Но не бывает правил без исключений. Самые пытливые, дотошные, настойчивые начинают заниматься наукой и раньше, с седьмого класса. Для тех, кто помладше, в НОУ открыта секция рефератов. Учителя дают малышам возможность испытать себя: сначала соберите научные сведения, а потом можно и за самостоятельную работу приниматься.

   Нкоторые настолько увлекаются выбранной темой, что продолжают работать над ней по 3-5 лет. Алена Шевцова, например, четыре года занималась рыбами, а в итоге — диплом лауреата Всероссийского конкурса им. академика Вернадского.

   С НОУ жить интересней

   Чм можно привлечь современного ребенка к научной работе? По словам педагогов, популярность НОУ растет постоянно. Заниматься здесь престижно, почетно и полезно. Хотя первые шаги многим сделать непросто.

   — Прохожу по классам, рассказываю о нашей работе, приглашаю в НОУ, — делится Ирина Панфилова. — И никогда старшеклассники открыто не говорят, что придут. Стесняются? Боятся, что засмеют? Может быть. Но позже все-таки приходят. И радует, что среди них не только отличники и ударники, но и троечники. Троечник живет серенько, на него частенько и внимания-то не обращают. Но ведь любому человеку хочется, чтобы его уважали, с его мнением считались! И представьте, как этот ребенок начинает себя ощущать, когда получает диплом на городской или областной конференции. У него расправляются плечи, появляется уверенность в своих силах, класс начинает относиться к нему совсем по-другому. Да и сама жизнь становится интересной, насыщенной.

   Игра или ранняя специализация?

   Кждый ребенок, занимающийся в НОУ, меняется на глазах — в этом учителя единодушны.

   — Они начинают лучше учиться, ценят время, становятся самостоятельными, эрудированными, — перечисляет заместитель директора по учебной работе Нелли Мильштейн. — К Интернету относятся уже как к источнику новых знаний — с уважением.

   Нредко выпускники, поступив в вуз, продолжают работать над своей темой и там. По словам учителя биологии Елены Гумелевской, трое из тех, кто занимался в НОУ по ее профилю, стали кандидатами биологических наук — Наталья Ракова, Марина Веселова и Ольга Третьякова.

   Тк что в споре, что такое НОУ — игра или ранняя специализация, преподаватели школы № 7 поддерживают вторую позицию.

   Ворят им и бывшие воспитанники. Ольга Лисицына, выпускница прошлого года, лауреат конкурсов «Наследие», «Шаг в будущее», «Созвездие», а ныне студентка МГУ имени М. Ломоносова, подтверждает: «Работа в НОУ научила меня проводить наблюдения, систематизировать научные данные, выделять главное, оформлять научную работу по всем правилам».

   Не просто реферат — исследование!

   — Был случай, когда ребенок занимался топазами, — объясняет Ирина Панфилова. — Все описал, измерил углы кристалла... и выяснилось, что подобного в каталоге нашего заповедника нет, есть только в Бразилии. Открытие? Еще какое! Новость для всего региона! Это и есть научно-исследовательская работа. Если же ребенок берет обычную тему (скажем, выращивание картофеля), сажает картофель в тени, на солнце и в кустах, в течение сезона наблюдает за ним, записывает и делает свои выводы, тогда работа получается учебно-исследовательской.

   — Обычные рефераты сегодня не принимаются, — добавляет учитель литературы Екатерина Круглова. — Обязательно должны быть самостоятельные исследования, снабженные фотографиями, графиками, таблицами, схемами. С появлением в школе нового компьютерного класса ребята все чаще применяют презентации — ярко, зрелищно, наглядно.

   Н мало написать хорошую работу, ее надо правильно, согласно требованиям конкурса оформить и представить. И педагоги учат ребят строить выступление в соответствии с общепринятыми этическими нормами (приветствовать членов жюри, благодарить за внимание и т. п.), четко и грамотно говорить, вести дискуссию.

   Н конкурсах случается всякое. Например, вдруг оказывается, что на доклад отводится не 10 минут, как обычно, а всего-то пять. Как ребенку перестроиться за считанные минуты, отбросить второстепенное и вычленить главное?

   Н справляются. С последней биологической конференции, где произошло подобное, привезли три первых места.

   И учителя «больны» наукой

   Н 80 процентов успех ребенка зависит от учителя, работающего с ним. В школе № 7 педагогический коллектив почти стопроцентно «болен» наукой. Рядом с увлеченными детьми взрослые не могут оставаться равнодушными. Им тоже хочется почувствовать себя исследователями и первооткрывателями. И они идут нехожеными тропами рядом со своими воспитанниками — перелопачивают горы литературы, отправляются в экспедиции, занимаются забором проб и анализов. Но наступает время, когда педагог понимает: он отдал пытливому ученику все, что мог.

   — И тогда на помощь приходят компетентные люди — ученые заповедника, ракетного центра, сотрудники лабораторий, музеев, — поясняет историк Ольга Баранова. — Не было случая, чтобы кто-то отказался стать научным руководителем. Когда ребенок общается с консультантом и видит в его глазах интерес к себе, это его окрыляет.

   Одаренные дети — наше будущее

   Н столе у директора школы Елены Кузнецовой — увесистая папка с дипломами и грамотами, которые ребята на протяжении десяти лет привозят с конкурсов различного уровня. Но только этой папкой успехи образовательного учреждения не ограничиваются...

   — НОУ — лишь часть работы с одаренными детьми, которая ведется в школе, — рассказывает Елена Степановна. — В прошлом году наша команда победила в финале городской интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». По количеству победителей и призеров городских олимпиад школа заняла третье место. На городском НОУ лидируем уже несколько лет. Так что диплом победителя Миасского городского округа за активное внедрение инновационных образовательных программ в 2006 году нам вручили не зря. Дважды в год учителям и учащимся, активно занимающимся научной работой, вручаются денежные премии «Достижение цели», учрежденные бывшим выпускником школы Михаилом Камышевым. И еще одно приятное событие: в только что изданной энциклопедии «Одаренные дети — будущее России» — шесть фамилий наших учеников и педагогов.

   Галя Ежикова, 10 «А» класс:

   — НОУ дает уверенность в себе. Узнаешь много нового. Приятно общаться с умными людьми, спорить с ними, высказывать свое мнение.

   Сергей Савичев, 10 «А»класс:

   — Главное, чему учит НОУ, — правильно распределять время. Мы учимся так же, как все, нас ни от чего не освобождают, но приходится находить время на занятия наукой.

   Игорь Биткин, 10 «В»класс:

   — Сравниваю работу в НОУ и участие в олимпиадах, что лучше? Думаю, что НОУ дает глубокие знания, а олимпиада — всесторонние.

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика