Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 13 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 25 января 2007 года

Крест Леонидыча

   21 января исполнилось 105 лет со дня рождения Леонида Оболенского

   Чтоб духу не было!

   Првая моя встреча с ним произошла в редакции городской газеты. Мы столкнулись в коридоре. Он широко распахнул дверь и, разгоряченный разговором, стремительно вышел из кабинета редактора. Резво ступая по лестнице и жестикулируя, он продолжал что-то эмоционально говорить. Мимолетный взгляд в глаза — и образ незнакомца, как фотография, уже впечатался в сознание. Подтянутый, на шее бабочка, живые карие глаза, седые усики, на лице паутинки времени — десятки мелких морщин. Следом из кабинета вылетел возбужденный словесной перепалкой грузный шеф. «Во-о-он, во-о-он, чтоб духу не было!» — гневно кричал он, спускаясь следом по ступенькам. Высокий худощавый незнакомец уже легко и быстро шагал по улице, а на первом этаже редактор громко выдавал вахтеру ценные указания: «Чтоб ноги этого предателя Родины больше не было здесь». Вахтер молча выслушал все, что предназначалось тому, уходящему. Он не говоря ни слова кивал головой, а когда шеф выпустил пар и тяжело поднялся в свой кабинет, спросил:

   — Ты знаешь, кто это был? — и тут же добавил, — Оболенский. Второй раз в редакцию зашел — и вот, видишь…

   Соило только Оболенскому обосноваться в городе, как в инстанции уже начала стекаться нелестная информация. Однако с восторгом, как о кладезе знаний, говорили о нем фотолюбители машгородка. Что преподаватель ВГИКа, кинорежиссер, что он перебрался в наш город из Челябинска, что до этого работал на областном телевидении, что в «Прометее» начал руководить киностудией очень интересный, с непростым прошлым человек.

   ВВеликую Отечественную войну Оболенский ушел ополченцем на фронт. Попал в плен. Там его отправили на принудительные работы, что позже органами НКВД было квалифицировано как «работа на фашистов». Трижды бежал из фашистского плена. Но только в последний раз побег удался, после долгих скитаний оказался в Молдавии, где его, больного, подобрали монахи. Он стал иноком Лаврентием и был в монастыре до октября 45-го. За якобы сотрудничество с немецкими оккупантами был осужден на 10 лет лагерей. Негативный шлейф клейма «враг народа» тянулся за ним всюду. В тень этого шлейфа попадали люди, не бравшие во внимание нравоучения партийных органов и воспринимавшие Оболенского как человека энциклопедического образования и многогранных дарований. Леонидыч, так по-свойски величали его друзья и знакомые, обладал удивительным даром обаяния, огромной мощности биополем, притягательной силе которого сегодня поражались бы экстрасенсы.

   Хранитель времени

   Водном из фильмов Оболенский сыграл старика, коллекционирующего настенные часы. В кадре их было множество — разных размеров, форм. Все это тикало, звенело, куковало, и было ощущение, что седовласый старец, ухаживающий за этими часовыми механизмами, — настоящий хранитель времени. А по сути, Оболенский сыграл сам себя, ибо он и был его хранителем. В нем сконцентрировалась, казалось, целая эпоха.

   Нзаурядный чечеточник в московском театре, гибкий эксцентрический актер в фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». Ближайший сотрудник Льва Кулешова, «совративший» в кинематограф Сергея Эйзенштейна. Умелец, который первым привез из Германии звуковую аппаратуру для нашего кино и стал первым советским звукооператором. Который танцевал с Марлен Дитрих. Который на склоне лет сыграл еще десятка два ролей в кино и получил в Монте-Карло «Золотую нимфу».

   Нет, нет, он искренен

   Онажды на челябинском вокзале Бог послал Леонида Леонидовича мне в попутчики. Под стук колес два с половиной часа университетских лекций по истории, литературе, композиции, операторскому искусству и просто человеческим отношениям потрясли и… не запомнились. Но направили к какому-то своему видению мира. Слова шефа «предатель Родины…» не выходили из головы, и вдруг, как прозрение, они обозначились колоссальным сомнением, и это несмотря на то, что редактор имел солидный вес в обществе и был почитаем мной просто как человек. Душа возмущалась и противилась видеть в элегантном, удивительно благородном собеседнике изменника Родины. В сознании после встречи не утихало противоборство: предатель, но зачем для меня, юнца, его такое «лицедейство»? Неужели он так вошел в придуманную себе пожизненную роль? Нет, нет, он искренен. Глаза. В них нет ухищрения. А как же лагеря, и срок за что?..

   Сто экземпляров

   Нше, можно сказать личное, общение с Леонидом Леонидовичем Оболенским, как ни странно, продолжилось после его кончины. Общением стала книга. Точнее, дневниковые записи Леонидыча и его письма к последней жене Ирине. Они обретали вид книги на маленьком пузатом экранчике компьютера, который незадолго до этого появился в доме, на столе у дочери. Она осваивала программы и с удовольствием согласилась помочь в подготовке книги.

   Чрез полгода книга вышла в свет, но свет не увидел ее. Тираж — сто экземпляров на всю Россию. «Тема для импровизации» сразу стала редчайшим изданием. С обложки — пристальный взгляд старческих глаз. Знакомых, обычно радостных и притягательных…

   Кига — экран. Кадры — страницы. Герой и актер — Оболенский. Монологи, письма, рисунки. В книге россыпи глубоких раздумий о жизни и смерти, о любви и вечности... Мудрость, как луч в темном зале, пронзает всю книгу.

   Сраницы. Их всего двести десять, размером в тетрадный лист, в сто экземпляров… В который раз перелистываю их.

   «Первая встреча с кинематографом — 1918 год. Я учусь в гимназии и художественном училище. Колчака еще в Перми нет. Отец рекомендует меня в губернскую комиссию по празднованию первой годовщины Октября. К нам приезжает человек с киноаппаратом, который я вижу впервые. Мне говорят: «Вот тебе автомобиль, вози, показывай, что снимать. Наша группа состояла из двух человек — я был и сценаристом, и режиссером. Или мне показалось, что был. Но кое-что про кино я понял. Потом мне помогали понимать Кулешов, Пудовкин, Барнет…»

   «Живет старик. Он живет один. Утром встает рано, «делает день», приводит в порядок жилище и себя. Идет в «Комету» и в булочную, чтобы купить что-нибудь поесть. Ему навстречу идут люди. Они уже узнают его, здороваются с ним, улыбаются. А он улыбается в ответ…»

   «Бог создал нас счастливыми, а потом отнял счастье и прогнал от себя. Нелогично? Наверно, не знал, что, отняв счастье, он пробудил в нас сострадание к тому, кто в горе. То, что логично, — сострадание друг к другу. И он признался в ошибке и заплакал».

   «Потребность отдавать любовь, ласку, заботу, себя рождается более сложными струнами души. Поэтому эта потребность более «счастливоносна». От себя зависит! Вот почему отдавание любви и есть созидание счастья».

   «Никто не уговорит меня, что счастье съедобно, как сладкий пирог. Воздушный, но съедобный. Нет, тысячу раз нет! Счастье — это когда я могу поделиться с кем-нибудь моим, неповторимым миром, отдать эту частицу. А если не возьмут? Ну и пусть! Радостно отдать».

   Сдьба испытывала его, и он становился мудрее. Ломали — не ломался, унижали, а он делался только выше. И все вокруг освещал.

   И снова «Дело № …»

   Впоследние годы жизни Оболенский опять был в опале. На него, переступившего порог старости, вновь было возбуждено уголовное дело как на предателя.

   Шстьдесят лет, целая человеческая жизнь, длилось дело «изменника Родины» Л. Л. Оболенского. Но как чудо с небес! Свершилось!!! В деле год назад поставлена точка. Напомним, коммунисты Челябинска заново обвинили давно ушедшего в мир иной народного артиста России, режиссера и педагога, нашего соотечественника в предательстве, в измене Родине.

   18 октября 2005 года из Уголовной коллегии высшей судебной палаты Республики Молдова был получен документ. Из него следует: во-первых, дело Л. Л. Оболенского прекращено за отсутствием состава преступления, во-вторых, он полностью реабилитирован. Кроме того, российские прокуроры выяснили: в архивах немецкой разведки нет никаких данных о сотрудничестве Оболенского с фашистами, о чем утверждалось в материалах следственного дела.

   ...Прах Оболенского упокоен в миасской земле.

   Уодим мы без возвращенья

   Вглубины памяти страны,

   Иъятые из обращенья,

   Кк золотой запас казны.

    (М. Львов).

   Идеологическое сито

   Вт цитата из январского письма в редакцию современного краеведа. Критикуя окончание моей публикации о В. В. Морозове («МР» от 4 января 2007 года), он призывает: «Бывшее надо просеять через строгое идеологическое (да, идеологическое!) сито, чтобы отобрать здоровые зерна для настоящего и будущего… Надо целенаправленно мыслить, вырабатывать и договариваться об оптимальной идеологии народа и народов. И как можно скорее и правильнее: мир стремительно изменяется! Непросто, безумно сложно договориться, а надо».

    А ведь сито уже было. Гитлер пестовал арийскую расу. Огромное, во всю страну Советов идеологическое сито под названием Гулаг было у нас. Просеивали не только «бывшее», просеивали творение Божье — людей. Вознося свою идею, пропалывали народы. Твердых, крепких, стойких убеждениями, сильных духом — в отвал. Податливых — для строительства коммунизма. Фундамент без бутового камня? Новейшая история.

   Ооленского, познавшего идеологическое давление, давно нет рядом с нами, а мысли Леонидыча о целостности мировосприятия как нельзя кстати. «У Гегеля: «Истина — это целое». Это чувство пропорций. Знание, что у всего есть свое место. В отличии большого и малого. И связи вещей и явлений. Лишенный культуры, вернее, очищенный от нее человек, которого в идеале видели Руссо и Толстой, полагая, что он «природен» и естественен, на деле совершенно иной: он не естественен. Ибо природа, живое — все весьма сложно. Просто — только схемы».

    «Моисей дал нам закон, чего нельзя делать: убивать, воровать, врать, предавать, прелюбодействовать… А Христос дал нам благодать. Вы попробуйте любить друг друга, тогда вы не будете ни убивать, ни воровать, ни предавать — ничего этого не будет, если вы будете любить ближнего своего как самого себя».

   Н это ли главная идея на земле? Не ее ли имел в виду наш краевед и мой критик?

   Смягчать сердца человеческие

   Н вернемся к книге Оболенского.

   «— Я беглый пленный, сейчас постриженный монах по имени Лаврентий.

   — А кто по профессии?

   — Художник, артист, режиссер, звукооператор и т. д.

   — Это прекрасно! Вот что, в монастырь ты больше не возвращайся. Тебе я даю послушание и благословение архиерейское. Как художник, ты должен в своем искусстве смягчать человеческие сердца. И это твое послушание. Ибо сердца стали каменными. А сочувствие — это первый шаг к потеплению, и ты поможешь Христу нести его Крест.

   Яне знаю, разразится ли «катаклизм», — это вне меня. Но я знаю твердо, что если он разразится, то ты уцелеешь. Потому что уцелеют «призванные». «Призванные» поверят в себя и в силы, которые их сохранили, чтобы жить. Это им начинать снова!

   Иты — иже с ними».

   Вту первую встречу я был не с ним. В тот день я получил наглядный урок истории. Идеология спустила с лесенок эпоху. Но Жизнь учит.

    «Глобус глубоко болен. Вспыхивают гнойники. Не заживают раны. Угроза самоистребления. Чума! Она не пройдет, не угаснет от заклинаний. Кто-то прячется в изоляцию (у Камю), а кто-то заглушает душу барабанным боем и порно. И цинизмом предельным! Так вот, самое главное — не растеряться. Собой остаться. Не бежать в панике за всеми — с напуганным стадом баранов. Распознать — кто же пугает? Зачем? Кто и зачем отнимает у души культуру, а у сердца любовь и веру?»

   А по силе ли нам противостоять этому, нести возложенный на нас Крест? Живем, а значит, несем!

   


Страницу подготовил Виктор СУРОДИН



назад


Яндекс.Метрика