свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
7 | ||||
Среда, 17 января 2007 года | ||||
Ольга Красноярцева: Хочу остаться профессионалом В этом году миасскому дуэту Ольге Красноярцевой и Галине Курдиной вручена медаль фонда Ирины Архиповой — одна из самых почетных наград, присуждаемых деятелям культуры и искусства нашей страны. Как стать певицей Ко из нас не мечтал о прекрасном голосе — этом Божьем даре, завораживающем, берущем за душу? Кажется, весь мир у ног наших кумиров, людей ярких и неординарных. Но не все так просто. У человека, наделенного талантом, уже нет выбора: он просто обречен на пожизненный личностный рост, на верность себе и своей одаренности. — Есть ли у меня голос, могу ли я петь со сцены — эти вопросы вставали передо мной неоднократно, — признается Ольга Красноярцева. — Направления жизни и карьеры менялись не один раз. И в Миасское музыкальное училище, где я сейчас преподаю, меня в свое время совершенно заслуженно не приняли. Кк вспоминает Ольга Николаевна, уверенность «я хочу петь» появилась в тринадцать лет. Она сложилась из ярких детских воспоминаний о прекрасном тембральном голосе бабушки, уральской казачки, опере «Чио-чио-сан», родившей в детской душе чувства, перевернувшие всю жизнь. Но серьезную музыкальную карьеру традиционно начинают с раннего детства. Музыкальную школу пришлось заканчивать экстерном, затем — дирижерско-хоровое отделение Челябинского училища культуры. Параллельно с учебой по смежной специальности — сотрудничество с различными творческими коллективами. Видимо, за упорство и верность своей мечте судьба наградила Ольгу встречей с Учителем, определившим генеральное направление всей жизни. — Виктор Григорьевич Раков всегда доверял своему внутреннему слуху, чутью, — рассказывает Ольга Николаевна. — Он поверил в меня, вынес вердикт «голос есть», а потом много лет пестовал меня. Он автор программы, с которой я поступила на вокальное отделение музыкального училища. Он отстоял меня на втором курсе, когда карьера, казалось, зашла в тупик и грозило отчисление. Он в прямом смысле слова «добыл» мне голос, настроил его, обработал, огранил и даже спланировал мой дальнейший путь. П словам Ольги Красноярцевой, в те годы она была довольно камерным человеком: смелость и решительность характера, о которых говорят все близкие и друзья, появились позже. Мечтала об институте имени Гнесиных, считала себя скорее педагогом, чем оперной дивой. Но учитель видел яркий сценический образ и настоял: только ГИТИС, факультет «Музыкальный театр». Сто человек на место — Ощущение легкости и свободы, с которым я поступала в ГИТИС, и сейчас со мной, — делится Ольга Николаевна. — Больше ста человек на место, кругом рыдающие абитуриенты, а я прохожу тур за туром с еще недавно не свойственной мне уверенностью, без комплексов и сомнений, просто с чувством счастья. Я не боялась не поступить: ведь в таком случае я вернулась бы к своему педагогу в ставшее родным училище и смогла бы еще год заниматься там, где меня любят и понимают. Н этой волне уверенности нашей землячке удалось поступить на элитный курс режиссера Владимира Дудина. Вместе с ней в этот недосягаемый по тем временам для простого смертного вуз прошли еще три выпускника Челябинского училища культуры — у совсем молодых уральских ребят уже был опыт титанического труда и решимости отстаивать и развивать свой талант. Это умение помогло учиться на курсе, состоявшем на две трети из москвичей, и извлечь из учебы в столице столько знаний и впечатлений, что хватило на многие годы. Ив столице ей очень повезло с наставниками: курс вела Галина Олейниченко. Для поклонников она была кумиром, звездой сцены, личностью всемирно известной, а для студентов — теплым и добрым человеком, заботливой матерью. Галина Васильевна знала все обо всех романтических историях и маленьких трагедиях своих подопечных, об их настроении, самочувствии, душевном состоянии — для певца это очень важно. Как признается Ольга Николаевна, это умение пестовать ученика, необыкновенная трудоспособность (Галина Олейниченко и в 78 лет ведет целый класс студентов) с тех пор стали ее жизненными ориентирами и до сих пор помогают в педагогической деятельности. — Воспоминания об учебе в ГИТИСе самые счастливые, однако не могу сказать, что жизнь на «московских скоростях» мне была очень по душе, — рассказывает Ольга Красноярцева. — Просто Москва — это квинтэссенция культуры, которую я впитывала все пять лет. Если же, к примеру, в столице не шла опера Верди «Трубадур», я находила ее в Питере — садилась на ночной поезд, шла в театр и возвращалась через сутки в Москву, полная впечатлений для дальнейшей жизни и работы. Слава Богу, это не выветривается, это все осталось во мне. Я до сих пор рассказываю ученикам о музыкантах и исполнителях, которых видела и слышала вживую. И совершенно не могу понять: к нам в Миасс приезжает на гастроли магнитогорская хоровая капелла, а в зале — 50 человек. В городе, где есть музыкальный колледж, такого быть не должно. Миасский кулик Псле окончания ГИТИСа Ольгу Красноярцеву ждали в Ивановском музыкальном театре, однако семейные обстоятельства заставили ее вернуться в Миасс. Приехав на родину 20 лет назад сложившимся вокалистом, Ольга Николаевна стала работать в училище педагогом по постановке голоса. Параллельно началась ее карьера певицы. — Говорят, каждый кулик свое болото хвалит, и тем не менее мы недооцениваем наш творческий город, по крайней мере, тот Миасс, каким он был два десятилетия назад, — убеждена Ольга Николаевна. — С нашим городом у меня связаны дорогие имена: семья Чагиных, Валерий Синько, Галина Брошейтова, Иван Рослый. У нас была сильная филармония, блестящие симфонический оркестр и оркестр народных инструментов. С ними я полностью реализовалась пусть не как оперная, но как камерная певица. И хотя я не выполнила программу своего учителя, зато пошла по его педагогической стезе. Сам Миасский колледж искусства и культуры — явление уникальное: сегодня в стране не осталось ни одного бесплатного учебного заведения, где две трети предметов — индивидуальное образование, при котором с одним учеником занимаются два высококвалифицированных специалиста. Юным миасским талантам стоит ценить эту возможность, не уставать искать себя и расти профессионально. П мнению Ольги Красноярцевой, творческая личность реализуется в любых условиях, не тратя жизнь на ожидание материальной отдачи. И все же какое удовольствие было петь с симфоническим оркестром — гордостью Миасса. Его руководитель Борис Чагин любовно прорабатывал партии всех инструментов, талантливые музыканты собирались каждый вечер на репетиции, тратили личные средства на уход за инструментами, транспорт. Но без помощи города оба коллектива распались. — У нас остался духовой оркестр, прекрасный муниципальный ансамбль скрипачей, — говорит Ольга Николаевна. — Перед 15-летием ансамбля «Вдохновение» деятели культуры пришли на сессию депутатов, бросили клич — поддержите таланты! Жаль, но откликнулась только «Забота». Я очень надеюсь, в рядах горожан вырастут меценаты, которые не оставят своим вниманием культуру. По-другому и быть не должно. Когда я рассказываю в других городах о нашей «Уральской Швейцарии», богатых культурных традициях, люди хотят к нам приехать. У моей семьи была возможность переехать в Екатеринбург, год я пыталась вписать себя в ту реальность, где была бы и работа, и успех, но так и не смогла. Я не могу вырвать из сердца Миасс и своих друзей, только здесь я счастлива. Сделать это сейчас Вноябре Ольга Красноярцева закончила первый курс аспирантуры Магнитогорской филармонии — этим она ознаменовала 20-летие своей творческой карьеры. На вопрос, зачем певице с элитной школой еще один университет, отвечает — хочется остаться профессионалом. Чтобы держать планку, расти как педагог и исполнитель, нужна обратная связь: не просто отзывы поклонников, но и работа специалистов. — Я очень удачливый человек — встречаю поддержку своим начинаниям, — говорит Ольга Николаевна. — Муж всегда принимает мою сторону, он сам творчески относится к жизни. Был у меня в жизни момент, когда я лежала в больнице с бронхиальной астмой и срывалось мое первое в жизни выступление в органном зале. Если бы не его энергия, оптимизм и вера в меня, я бы не справилась. И по поводу аспирантуры муж твердо сказал: «Жизнь проходит — сделай это сейчас». Знаю, мои близкие в чем-то обделены, берут на себя мои домашние обязанности. Но сколько бы муж ни говорил мне, что вечно витаю в облаках и пора снять розовые очки, мою самореализацию поощряет именно он. Н менее важной составляющей успеха Ольга Красноярцева называет свою вторую половинку — концертмейстера Галину Курдину. Их дружбе и сотрудничеству исполнилось 15 лет. И самым трудным в Магнитогорской филармонии оказались не два отделения сольного концерта, а отсутствие аккомпаниатора, который много лет рядом, понимает с полуслова. — Не устаю удивляться эрудиции Галины Петровны, — восхищается Ольга Красноярцева. — За каждой нотой — порой целые открытия, и если их не сделать, музыкальное произведение не зазвучит, не вдохновит. Мы пятнадцать лет вместе и буквально дышим в унисон. Я не состоялась бы в жизни как певица, если бы не мои единомышленники. Мне в жизни очень повезло с близкими людьми, учителями и коллегами — я действительно счастливый человек. Галина Курдина: — В классической музыке — весь спектр человеческих эмоций, которые делают нашу жизнь яркой, насыщенной и счастливой. Музыка бездонна: можно бесконечно наслаждаться красотой мелодий, юмором, глубиной и свежестью чувств. Очень жаль, что это направление искусства становится скорее элитарным, чем массовым — мы себя обедняем, лишаем радости и утешения. Мзыка воздействует по-разному: романс, как яркое сияние, берет за душу мгновенно; некоторые произведения нужно долго слушать, «распробовать». Но это стоит сделать! А помогает «распробовать» классику обаяние голоса, обаяние личности. Я не раз видела, как это удается Ольге Красноярцевой — яркому, молодому и «праздничному» человеку. Загораясь сама, она зажигает, покоряет свою аудиторию. Молодежь училища № 49 на первых наших концертах пробовала хулиганить, что неудивительно: поставленный голос очень отличается от современной манеры пения. Но очень быстро ребята влились в ряды ценителей и поклонников классики.
Юлия СЕВАСТЬЯНОВА
|
назад |