Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 3 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 11 января 2007 года

Из странствий ближних. Чимеево

   Ее взгляд обжигал, притягивал.

   Ве естество человеческое в замешательстве: и взор глубокий внутрь себя, как эти очи, в которых тонешь. Говорили, что Богоматерь Чимеевская

   необычная. Видела изображение чудотворной иконы и в книге, но так —

   глаза в глаза! Красивый резной иконостас, темный оклад, горят лампады,

   потрескивают свечи. Надо уже отходить, дать место другим паломникам,

   а я еще не успела приложиться к ней. Необычное чувство — невероятной силы взгляд и удивление от непривычного лика Богоматери…

   Святое место

   Т странствие, действительно, было недальним, хотя ехали мы в Курганскую область. Несколько часов в пути. Чимеево встретило колокольным звоном и мощной летней грозой. Это небольшое село среди болот и песков у соснового бора. Небольшое Чимеево, а, поди ж ты, паломники со всей округи и из соседних областей! Автобус за автобусом… Святыня!

   З решетчатой оградой деревянная опалубленная церковь. Старая, еще дореволюционная, с широкими половицами, высоким крыльцом. Колокольный звон, нежный, мягкий, словно звучит сама голубая церковка в обрамлении елей. Летний ливень подчеркнул значимость ее как корабля Христова: струями бил в стены-борта, рокотом грома пытался заглушить вечернюю службу. Да где ему! Не такие грозы бушевали над этим храмом! Устоял и тогда, когда рушились храмы каменные!

   Схранилось предание о чудотворной и страшной силе Чимеевской иконы. В 1937 году церковь закрыли, священника арестовали, а люди по-прежнему приходили к храму и молились ее образу пред замкнутыми дверями. Надумала местная власть использовать церковь под зернохранилище, стали уносить иконы в алтарь, но Чимеевскую вчетвером не могли сдвинуть. В ярости председатель замахнулся на икону, зло выругался и пригрозил «вытащить ее за косы». Вот ведь как, и для него, богоборца, это не просто доска — лик, ненавистный ему! Неведомая сила отбросила богохульника. Три дня дано было ему на покаяние — не покаялся, кровью изошел.

   В1947 году богослужение в храме возобновилось. Сейчас здесь Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь. Как древо жизни стоит высокий резной иконостас, в лучах лампад и свечей поблескивает сусальным золотом. Как много старых икон, кажется, что лики святых везде куда ни бросишь взгляд! Какое богатство и единение в устремлении к Небу! И вдруг в притворе взгляд встретился с чьим-то… За стенами храма еще бушевала гроза, в церкви, несмотря на обилие свечей, полутьма. Справа, в углу, большая икона: девичье лицо, отрешенность от мира и в то же время сколько любви, участия в ее взоре! Приснодева Мария! Как живая, так бы и стоять рядом не отходя.

   Н закончилась служба, ночевать благословили нас в гостинице — дощатом здании дачного типа. Кровати в два яруса с узким проходом, рядом кухня, столовая… и вкусный ужин. Распаковывая сумки, обживали гостеприимный уголок миасские богомольцы. Словно воробышки, расселись на втором ярусе кроватей ребята из воскресной школы Богоявленского храма. В душе не затихла еще молитва вечерняя, дети же творят новую! Без принуждений и понуканий читают покаянный канон. Завтра им на причастие.

   А святое место не дает засидеться. Спешу к реке. Вот здесь, у моста через Нияп, где теперь, как в сказке, стоит небольшая часовенка, и появилась она в Чимеево, приплыла в весеннее половодье. Как и сейчас, в тот день, наверное, золотило предзакатное солнце ивовые кусты. Из деревенских кто-то увидел, что кружится в водовороте большая черная доска. При очередном развороте стоявших на берегу небесным светом обжег взгляд Богоматери. Давно это было, города Миасса еще и в лугининских задумках не существовало.

   Уивительно, но многие чудотворные иконы Божьей Матери явлены в водах, речных или морских. Бывало, и через сто лет всплывали они из глубин озерных, как близкая нам по звучанию Миасинская икона. Дарили людям радость — Господь близь, Богоматерь рядом!

   ВЧимеево, говорят, жили старообрядцы. Церковь, в которой находилась икона, в 1770 году сгорела. Следы ожогов и сейчас на правой щеке Пресвятой Богородицы. Второй храм освятили уже в честь чудесно обретенного образа. По типу написания он относится к Казанскому образу, стоящему на страже восточных пределов земли Российской — дома Пресвятой Богородицы. В Византии же тип этих икон назывался путеводительницей! Недаром, наверное, от Казанской первыми исцеление получили слепцы. С годами Чимеевская становится святыней всего Тобольского края. В 2004 году патриарх Алексий II благословил внести Чимеевскую икону в православный месяцеслов как чудотворную.

   Тхий удар колокола, настолько тихий и естественный здесь, что не потревожил закатной тишины. Словно капля дождевая упала с листа. И чуть колыхнулось в водах отражение часовенки.

   Все мы странники...

   Уром монастырская воскресная служба собрала на редкость много прихожан. К батюшке на исповедь выстроились очереди, а люди все подъезжали и подъезжали — к ней, Чимеевской, исповедаться и причаститься! С грудными детьми и древними стариками. Сидели, стояли, тихо беседуя, ожидая продолжения литургии. Колоритные лица: темные, навыкат глаза поблескивают какой-то невыразимой силой, прямые крупные носы, фигуры сбитые, крепкие. И вдруг как озарение… вот он, прототип Матери Божией Чимеевской!

   Эи люди — потомки сибирских татар, тех, что в XVI веке Ермак Тимофеевич покорял. Не раз восставали татары в те годы, сжигали остроги, уводили в полон людей. Экспансия Московского государства носила чаще всего оборонительный характер, и в этом парадокс русской колонизации. Одно поколение татар успевало и сражаться с русскими, и служить им. А помогало в том появление на новых территориях, прежде всего, монастырей. Татары становились христианами. Верными христианами.

   Рссказывают, что после свержения царя именно они, сибирские татары, поднялись на защиту Николая II. Губернатору края послана была делегация с просьбой возглавить отряд… Отговорил губернатор: далеко до Питера, да и безрассудно. Да, безрассудно, но верность клятве, верность своему слову! Может, поэтому Царица Небесная, восприняв черты того народа, через Чимеевскую чудотворную до сих пор освящает курганскую землю?

   Киконе спешат и в бедах, и в болезнях. Говорят, что ни один человек не отходит от нее без благодатной помощи. В монастыре ведется летопись исцелений. Строго исследуется каждый случай. А их не один, не десять… При кафедральном соборе в Кургане в честь Чимеевского чудотворного образа построена звонница — часовня. И совсем диво для сельской иконы! Облетела на вертолете границы областного центра, совершила воздушный крестный ход над Курганом.

   А через несколько дней начались невиданные лесные пожары. Горели тысячи квадратных километров лесов. Гибли люди, пылали деревни — Курган же устоял.

   Итомили жаркий летний день и долгая служба богомольцев. Но все же все исповедались, никому не было отказано, и причастились в монастыре. Потом был святой источник с чистой родниковой водой, освященная купальня на реке Нияп. Прикоснувшись к святыне, испросили благословение на обратный путь.

   Млькают по краям дороги обугленные сухие деревья, частоколом стоит когда-то зеленый сосняк. Не на шутку бушевала здесь в прошлом огненная стихия, подходила вплотную к шоссе. Верховый, самый страшный, шел лесной пожар. Его пытались разделить, отрезать, окольцевать рвами. Те отвалы черной земли не заросли до сих пор. Под ними, словно сквозь глубокие рваные раны, поблескивает на солнце серый песок.

   Вруг автобус затих: заглох двигатель. А до дома еще… Вокруг же одни поля. Но поломка как будто и не взволновала наших странников:

   — Ну и что из того? Матушка не оставит нас. Мы, как ни один другой народ, можем обращаться к ней, своей Владычице, за помощью и заступлением.

   Изапели. Поем не только молитвы к Царице Небесной, но и духовные песни, сложенные народом, поем прямо так на обочине дороги:

    … воспевать Тебя мы будем пением священных слов.

    Радуйся, Святая Дева,

    Радуйся, Святая Мать!

    Заслужила Ты у Бога всех же больше благодать!

   Рдостен и бодр голос уставших женщин, торжествующе сияют порой уже подслеповатые глаза. Бабушка-певунья приобняла свою внучку. У той удивление и восторг во взоре. Вот где открывается душа народная! Вот когда познаются и близкие! Мимо проносятся машины. Спешат люди…

   Т моя Мати,

    Царица Небесная.

    Ты мой покров

    и надежда моя.

    Если на сердце

    мне больно и горестно,

    На помощь

    опять призываю Тебя.

   Тт импровизированный «концерт» остался у меня на пленке. Случается на душе смутно, включаю его видеозапись. Когда-то иностранного туриста, православного, поразило, с каким чувством молятся в наших храмах. Он сказал, что Россия устоит во всех бедах, пока перед иконами Божьими так может предстоять русская женщина.

   Звелся-таки наш видавший виды автобус! Темнеть стало на дорогах, когда вновь зашуршал шинами. Порыв свежего ветра в открытое окно… и высоко в небо летит с моей головы развязанный шарфик. Как будто обратно ему нужно туда, в курганские земли.

   P.S. Подросли, наверное, за прошедший год в Чимеево у церкви ели. Снегом принакрыла сейчас их зима. Качают на мягких лапах белые сугробы, сосульками позванивают в оттепель. В Рождественскую ночь тот неслышный звон слился с радостным звоном колоколов. Подсветит и в Крещение их отблеск свечей: на Нияп пойдут крестным ходом прихожане с монастырской братией. Святыня… свет… святые воды. «Мати Света, не остави нас».

   


Страницу подготовили Ольга и Виктор СУРОДИНЫ



назад


Яндекс.Метрика