свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
1 | ||||
Четверг, 4 января 2007 года | ||||
Корявый почерк и пытливый ум 7 января исполняется 100 лет со дня рождения журналиста и краеведа Василия Морозова Иногда задаю себе вопрос: пересекаются ли людские судьбы по какому-то закону природы или, может, просто сводят их вместе общие интересы, работа, призвание? Но, кажется, все-таки есть в жизни и нечто такое, что трудно поддается обычному объяснению. Пмню, в детстве из уймы открыток, что приходили на наш адрес ко дню Великого Октября или на Новый год, чаще других мое внимание привлекали те, что были написаны на удивление корявым и непонятным почерком. — А это по-каковски написано? — встречал я с такой открыткой в руке отца с работы. — Ты уже третьеклассник, вот и прочитай. — Тебе что, трудно ответить? — заступалась мать и поясняла: — Это открытка от друга семьи, от Василия Морозова. Он в редакции работает, в «Миасском рабочем». — С таким-то почерком?! Сгодами, читая местную газету, стал обращать внимание на подписи, что стояли в конце статей. Фамилия Морозов встречалась часто. Позднее понял, что красивый почерк не всегда признак большого ума. Онажды в своей солдатской тумбочке нашел очередное письмо из дома. В конверте оказалась вырезка из городской газеты с заголовком «О чем поведала старая фотография». Отец писал, что этот снимок он нашел в семейном альбоме и показал Василию Морозову. «У одноэтажного дома стоит группа людей, — начиналась заметка. — На лицевой стороне фотографии надпись: «Красные партизаны у дома Ленина». На оборотной — «с. Шушь. 1921 год». Второй на снимке — высокий, плотный, в фуражке, сапогах, в распахнутом пиджаке... Знакомое лицо. Так это же Пантелеймон Федорович, у которого мы учились в техникуме! Как мало мы знали биографию своего учителя! А у Пантелеймона Федоровича, преподававшего нам черчение в Миасском горно-экономическом техникуме в начале двадцатых годов, судьба была яркая, необычная...» Под заметкой стояла знакомая подпись: «В. Морозов, член исторической секции Миасского краеведческого музея». Вконце письма отец обещал обязательно познакомить меня с журналистом, другом юности, комсомольцем 20-х годов Василием Владимировичем Морозовым. Встретились мы в день похорон отца и крепко пожали друг другу руки. Вто время я уже знал, что В. В. Морозов — один из старейших журналистов города, краевед, член Союза журналистов СССР. Вся его жизнь была связана с газетой. Рабкоровскую деятельность Василий Владимирович начал в многотиражной газете Миасского напилочного завода. Вернувшись в Миасс после окончания срочной военной службы на Дальнем Востоке, он работал в редакции «Рабочей газеты» (ныне «Миасский рабочий») журналистом. А когда началась война, по партийной мобилизации был призван в Красную Армию и направлен в военно-политическую академию, после окончания которой, в ноябре 1942 года, в звании политрука в составе танковой бригады участвовал в боях на Брянском фронте, на Орловско-Курской дуге, на 4-м Украинском, в Запорожье. Был ранен. После госпиталя снова на фронт. Освобождал Крым. А с января 1945 года — на 2-м Белорусском фронте редактором газеты «Вперед, на врага!» Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями. После войны до 1949 года работал в редакции газеты «Советская гвардия» 12-й гвардейской танковой Уманской дивизии. Затем был переведен в Донской военный округ в Ростов-на-Дону литературным секретарем окружной военной газеты «Красное знамя». В 1953 году демобилизовался и на протяжении многих лет работал в редакции газеты «Миасский рабочий». Псле службы в армии я тоже стал сотрудником «Миасского рабочего». К тому времени Василий Владимирович был уже на пенсии. Увлеченно занимаясь краеведением, он часто бывал в редакции, приносил для публикации результаты своих поисков. Однажды Василий Владимирович поделился со мной планами издания книги «Город в Золотой долине» и попросил помочь фотоиллюстрациями. Не один день я провел в фондах краеведческого музея, выискивая и переснимая заказанное. Н старых архивных фотографиях впервые увидел, как выглядели собор Александра Невского, Петропавловская церковь, что представляла собой деревянная плотина, какими были в то время купеческие особняки. До сих пор перед глазами ужасные снимки, сделанные в голодные годы, после революции. Нверное, именно тогда, выполняя просьбу Василия Владимировича, я неожиданно для себя открыл, как здорово хоть на чуточку заглянуть в прошлое, понять и осознать былое. Как важно всматриваться в, казалось бы, обычные сегодняшние дни. Сарые фотографии, отпечатанные со стеклянных негативов, удивляли мельчайшей детализацией — будь то виды города или группы людей. Они молчаливо рассказывали о жизни, быте горожан, о страстях, захлестнувших Миасс после 1917 года. Првое издание книги «Город в Золотой долине» чуть запоздало к 200-летнему юбилею Миасса. Помню, как под Новый, 1974 год Василий Владимирович, радостный появился в редакции и, подобно Деду Морозу, стал дарить коллегам небольшие книжки о родном городе. Достав из своего очень древнего портфеля, с которым не расставался, казалось, никогда, книгу для меня, он на секунду задумался и своим бесподобным почерком написал: «Сыну моего друга Алексея от автора на добрую память». Седи маститых фотографов, иллюстрировавших первую книгу о Миассе, были С. Крылов, А. Букинич, В. Подшивалов, П. Иванов и фотокорреспондент ТАСС Б. Клипиницер. Первого тиража книги хватило буквально на год. Второе издание, переработанное и дополненное, вышло с меньшей нервотрепкой для автора. И опять Василий Владимирович со своим черным портфелем специально приехал в редакцию, чтобы поделиться с коллегами своей радостью. «Фотоиллюстратору книги от автора с пожеланиями творческих удач» — вторая книга, подаренная краеведом, была прочитана с не меньшим интересом. К210-й годовщине основания города В. Морозов вновь задумал переиздать книгу о Миассе. «Хочу напомнить просьбу относительно снимков для третьего издания книги, — писал он мне. — Хотелось бы иметь фото нового корпуса заповедника отдельно или в сочетании с памятником В. И. Ленину. Может, найдешь в своем архиве снимки видов Миасса, знатных людей, может, есть фото большой заслуженной династии рабочих. Буду очень признателен». А вот последнее письмо из той переписки. «Дорогие земляки! Простите великодушно за долгое молчание с ответом на ваше письмо. Одолели недуги. Прежде всего — спасибо за присланные фотографии для книги, покажу их художественному редактору издательства. Очень благодарен за фото Александро-Невского собора. Я уже стал забывать, как он выглядел. С этим собором связана одна любопытная история, о которой я, возможно, расскажу в статье, если, конечно, ее пропустят наши газетные авгуры. Они ведь вон как просто обрезали ножницами мою статью о проезде через Миасский завод поэта В. А. Жуковского, да еще так исказили текст, что мне до сих пор стыдно перед читателями (к сожалению, было и такое — авт.). Псмотреть в слайдах старый город начала века прямо-таки заманчиво. Своим предложением вы очень заинтриговали меня. Хотя и хорошо его помню, но ведь многого мог и не знать». Сайд-фильм о старом Миассе мы смотрели в квартире Морозовых чуть ли не до позднего вечера. Василий Владимирович почти к каждому кадру, не напрягая памяти, давал подробнейшее описание, некоторые попросил отпечатать для третьего издания книги. Тетье, переработанное и дополненное, издание книги «Город в Золотой долине» вышло — прекрасно оформленное, в твердом переплете — тиражом 25 тысяч экземпляров. Господи, в какое же неловкое положение поставило издательство 75-летнего краеведа, не напечатав фамилии многих миасцев, помогавших автору в двух предыдущих изданиях книги! В третий раз, подписывая мне в дар книгу, Василий Владимирович долго извинялся, что в нее вошел всего десяток фотоиллюстраций, в основном фотокорреспондента ТАСС. Объяснять было ни к чему: гонорар — стимул не только для творчества. Лстая книгу, вспоминаю, сколько раз бывал ее автор в музеях Урала, как копался в архивах и фондах, вел постоянную переписку. Приезжал он усталый, но радостный, если выискивал что-нибудь интересное. А как сетовал он потом, если челябинский редактор издательства забраковывал материал по цензурным соображениям. Сйчас, спустя годы, видишь: краеведческая книга В. Морозова — что птица с перебитым крылом... Перелистывая страницы, испытываешь чувство большого сожаления из-за отсутствия 130-летней дореволюционной истории города. Будто бы не было людей в Миассе, искренне любивших Россию, не было рудознатцев, мастеровых, людей грамотных, не было крепких духом староверов, не строились храмы и мечеть... Виной тому не журналист-краевед, а идеология и цензура советского времени. «Ошибки прошлого не должны повториться», — открещиваясь уже от периода строительства социализма, твердим мы сегодня. Доколе? Ведь историю вершили наши предки. Творим ее и мы. А то, что творим, надо бы знать и помнить. Тогда и осмыслим.
Страницу подготовил Виктор СУРОДИН
|
назад |