свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
247 | ||||
Среда, 27 декабря 2006 года | ||||
«Мышку» не боимся и про «аську» знаем Межшкольный методический центр за год перестроил педагогический процесс в Миассе «Вы же боитесь лишний раз клацнуть мышкой — как бы чего не вышло… Техника и педагог — вещи в современной школе необходимые, но, увы, плохо совместимые». Эо откровение одного из учеников миасской школы вынесено в эпиграф газеты «Форум» ММЦ, чтобы даже непосвященному было ясно, с чего начинали методисты межшкольного центра год назад. Российский парадокс Впрошлую среду межшкольный методический центр праздновал свой первый день рождения и представлял гостям те изменения, которые произошли в системе школьного образования. Работа центра ведется в рамках российской программы «Информатизация системы образования» (ИСО), в которой сегодня участвуют только семь регионов страны, Челябинская область «отвоевала» эту возможность у соседней Свердловской. Между тем ИСО – необходимое дополнение национального проекта «Образование»: если в рамках второго школы обеспечиваются компьютерной техникой, то первый дает необходимый уровень компьютерной грамотности учителям. Печальный российский парадокс, особенно часто поражающий глубинку: количество цифровых образовательных ресурсов в школе – показатель внедрения нацпроекта, о них рапортуют и отчитываются, а их успешных пользователей никто не учел и не посчитал. В результате такого подхода кое-где школьные компьютерные классы «закрываются на клюшку». Школа on-line Массу повезло: во многом благодаря ММЦ каждый третий педагог сегодня ИКТ-компетентен. В практику учителя входят Интернет, сканеры, проекторы, активно компьютеризируется внутришкольное управление. И это не дань моде: в Миассе много говорят о системе «Безопасный город», а в лаборатории ММЦ сегодня проходит апробацию школьная «электронная проходная», позволяющая фиксировать приход-уход ребенка из школы и информировать об этом родителей. В Москве и Московской области уже не первый год действует сетевая школа для детей-инвалидов: с помощью компьютера, Интернета и веб-камеры ребята полноценно обучаются. Для Миасса эти технологии не так уж недостижимы: режим on-line осваивает школа № 22, в нем работает педагог гимназии № 19 Ольга Угрюмова, да и компьютеры, подключенные к глобальной сети, для миасских семей не редкость. Чудеса в ММЦ Н экскурсии в ММЦ гости увидели все многообразие ресурсов, которые могут революционизировать образование наших детей. В издательском центре учителя постигают печатное дело и могут в свою очередь дать воспитанникам дополнительные знания в области журналистики. Многие школы представили на выставку в ММЦ новенькие, с иголочки, брошюры, буклеты и газеты, в отличие от привычных среднему поколению рукописных стенгазет они сделаны на современном оборудовании, которое появилось в арсенале многих миасских школ. Все учителя — курсанты ММЦ осваивают аудио-, видеомонтажный комплекс, в результате чего образовательные учреждения города сняли свои фильмы. Новое направление центра – технологии аранжировки музыки для педагогов дополнительного образования и школьных учителей. Ко всеобщему сожалению, некоторые технические разработки представлены только в ММЦ и пока недоступны миасским школам: например, цифровые микроскопы, программируемые лего-роботы — аналоги «взрослых» разработок, которыми так славится ЮУрГУ. Стоимость этих высокотехнологичных «игрушек» для детей от 11 до 17 лет вполне сопоставима с компьютерной техникой, а главное, обеспечивает переход от пассивного созерцания и заучивания фактов к творческой деятельности. Флэшка — лучший подарок П наблюдениям методистов из межшкольного центра, миасское учительство очень изменилось за год работы. «Учить взрослых – большой труд, — признается руководитель центра Татьяна Алексеева, — тем более, что в миасских школах работает много педагогов в возрасте. Но сейчас я не скажу, кому легче преподать информатизацию педагогического процесса – молодым или пожилым. За год нашей работы бывало всякое: и методисты, и наши курсанты, случалось, плакали; родственники учителей приходили в центр помогать осваивать науку. Но мы имели неизменный результат: за 72 часа учителя, осваивающие информатизацию с нуля, не просто не боятся техники и умеют применять цифровые образовательные ресурсы, но и демонстрируют полученные знания на презентациях по своему предмету». Нсмотря на наличие в Миассе центра обучения, прогресс в образовательной среде, по признанию методистов, двигают энтузиасты. В ММЦ не устают рассказывать о руководителе ДЮЦ «Ровесник» Любови Дорофеевой. Ее коллектив собрал с миру по нитке не положенную учреждениям дополнительного образования технику, обучился в ММЦ и компьютеризировал работу кружков и студий. Массу личных средств потратила библиотекарь тургоякской школы Валентина Варганова, зато теперь юные тургоячи поют под караоке, и краеведческая работа в поселке вышла на новый уровень. По признанию самих курсантов центра, знание информационно-компьютерных технологий (ИКТ) дает им свободу общения на равных с учениками: теперь они могут говорить с продвинутой молодежью на одном языке. На Восьмое марта миасским учителям родные и коллеги все чаще дарят флэшки. Вобщем, ситуация в Миассе благоприятная: учителя хотят учиться, школы готовы меняться. Правда, есть одно «но»: далеко не все чудеса науки и техники, которым обучают в ММЦ, есть в миасских школах. По признанию работников центра, им не хватает внимания власти и финансирования — строчки в городском бюджете, программ, позволяющих методистам оказывать образовательные услуги неохваченной части педагогов. Это вопрос городской политики: в Аше, например, с помощью средств муниципального бюджета технологии внедряются не только в учебном центре, но и в школах города. Д окончания проекта ИСО осталось полтора года. За это время, будем надеяться, ИКТ-компетентными станут все сто процентов миасских учителей. Однако немалый потенциал ММЦ не должен пропасть: компьютерная грамотность нужна не только педагогам. И это тоже вопрос городской политики. P. S. Собираясь отпраздновать годовщину своей деятельности, руководство ММЦ разослало приглашение руководителям городских фирм и организаций, всему депутатскому корпусу и администрации города. Однако откликнулись на него только три депутата, а один из миасских «избранников народа» отреагировал словами: «У нас канализацию прорвало, мы в … плаваем, а тут вы со своими информационными технологиями». А ведь еще жива слава Миасса-наукограда. Разработками наших земляков пользуются во многих городах России: систему водоснабжения и канализации Нижневартовска, например, полностью компьютеризировала и обслуживает одна из миасских организаций. Конечно, далеко нам до богатых нефтегазовых городов, но если отмахиваться от образования и технологий, и через десять лет будем плавать…
Юлия СЕВАСТЬЯНОВА
|
назад |