свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
226 | ||||
Суббота, 25 ноября 2006 года | ||||
Почем билетик-2007? Для спасения общественного транспорта чиновники и перевозчики предлагают отпустить цены на проезд Предприятия, перевозящие пассажиров в рамках муниципального заказа, должны сами, исходя из собственных затрат, формировать стоимость проезда. Такое предложение от транспортников поступило на этой неделе в депутатскую комиссию по городскому хозяйству. Цепная реакция Ели предложение о введении в 2007 году свободных тарифов на проезд в общественном транспорте поддержат городские депутаты, то в следующем году мы будем ездить в троллейбусах и автобусах уже не за шесть, а за десять-двенадцать рублей. Хтя это, утверждают транспортники, верхний предел желаемого. Может быть, ограничимся и восемью рублями. Это, согласитесь, тоже не обрадует рядовых пассажиров. Тенденцию они уже хорошо изучили: стоит только одному из перевозчиков поднять цены, тут же дружно откликаются и другие. Поэтому следует ожидать скорейшего роста цен и на маршрутные перевозки. Т, что эти перемены негативно отразятся на кошельке среднего миасца, понять несложно. И даже покупка проездных билетов не спасет, поскольку соответственно планируется увеличить и их стоимость. Для пенсионеров, школьников и студентов льготный билет будет стоить уже не 100 рублей, как сейчас, а предположительно 300. Полную же стоимость месячного проездного предлагается установить на уровне 700-900 рублей. Впригороде месячный проездной может составить 360 рублей для ближнего и 450 – для дальнего пригорода, полные же станут дороже проездных на поездки в пределах города на 10-20 процентов. Тарифы — в свободное плавание? Отом, что цены должны быть отпущены на свободу, транспортники заявляли еще несколько месяцев назад. Как рассказал «МР» заместитель председателя комитета по ЖКХ, энергетике и транспорту Михаил Белых, при ограничении роста тарифов транспортные предприятия влачат жалкое существование. Свободные тарифы сделают их более конкурентоспособными по сравнению с частными перевозчиками. Кроме того, предприятие в пределах одного тарифа могло бы варьировать стоимость поездки на данном виде транспорта в зависимости от протяженности маршрута. Скажем, на коротком «плече» установить цены на проезд ниже, чем на длинном, как это успешно делают маршрутные перевозчики. Да и выживать транспортному предприятию в условиях, когда стоимость проезда максимально приближена к его себестоимости, конечно же, проще, поскольку ежегодный рост цен на бензин, горюче-смазочные материалы, запчасти возрастает приблизительно на 10 процентов. Сециалисты не исключают, что вариантов развития событий по утверждению этих предложений транспортников может быть несколько. Скажем, депутаты оставят тарифы на прежнем уровне, увеличив дотации транспортникам из без того дефицитного городского бюджета. Либо утвердят единый тариф как для автобусов, так и для троллейбусов в пределах семи рублей за поездку с последующей компенсацией из городского бюджета всех затрат, связанных с перевозкой льготных категорий пассажиров. Либо, идя навстречу нуждам предприятий, выполняющих муниципальный заказ по перевозке пассажиров, действительно отпустят тарифы на волю. Что называется, поживем — увидим. Оевидно одно: проблему общественного транспорта в городе, всегда являвшемся дотационным, невозможно рассматривать вне привязки к городскому бюджету. Именно размер денежных ассигнований, заложенных в статьях расхода на транспорт на 2007 год, и позволит влиять на рост тарифов на проезд, либо сдерживая их, либо отпуская, то есть отчасти перекладывая «государевы заботы» на плечи рядовых миасцев. Сегодня ситуация такова: из требуемых для развития общественному транспорту 56 миллионов рублей после необходимых согласований оставлено пока 29. Какую сумму окончательно утвердят депутаты Собрания, мы скоро узнаем. Кому — убытки, а кому — доходы… Вера на очередной сессии городского Собрания депутатов слуги народа не проронили ни слова о предложенной чиновниками либерализации стоимости билетов и проездных на поездку в миасских троллейбусах и автобусах в 2007 году. Как удалось выяснить корреспонденту «МР» в кулуарах, впервые сформулированная на этой неделе в горадминистрации идея введения свободных тарифов за общественный проезд пока не вызвала никакой реакции и на заседаниях постоянных депутатских комиссий: обсуждение новых предложений исполнительной власти в лучшем случае начнется на следующей неделе. Другое дело, что все депутаты понимают: с пассажирскими перевозками надо сегодня что-то решать, иначе завтра городской общественный транспорт попросту не выживет. Цна вопроса на сегодняшний день — около 60 миллионов рублей. Убытки предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, достигли этой огромной суммы, хотя год еще не закончился. — Есть лишь два пути выхода из надвигающегося кризиса, — считает депутат Вячеслав Откин. — Либо самим пассажирам из своих кошельков покрывать растущие убытки троллейбусников и автобусников. Либо эти деньги придется отдавать из городской казны, например, пересмотрев муниципальный заказ по общественным перевозкам. Оа варианта выхода из вновь замаячившего транспортного кризиса весьма непопулярные. Ведь, как известно, много денег не бывает как у граждан-пассажиров, так и в бюджете города. Поэтому легко спрогнозировать, что депутатские баталии по этому вопросу могут затянуться. Соит добавить, что в приватной беседе Вячеслав Откин, уже как частный перевозчик, признался: владельцам маршрутных такси будет только на руку повышение стоимости проезда в троллейбусах и автобусах. — Это не значит, что частные перевозчики тут же автоматически взвинтят тарифы на маршрутках, хотя нельзя исключить и такого. В случае же выравнивания стоимости «общественного» и «частного» проезда выбор пассажиров, на чем ехать, очевиден. И доходы маршрутных такси возрастут за счет большей наполняемости салонов и увеличения оборачиваемости рейсов. Себестоимость проезда одного пассажира в автобусе на сегодняшний день составляет 17-18 рублей, в троллейбусе — 8 рублей.
Андрей КУЗНЕЦОВ
Мрина БЕЗРУЧЕНКО |
назад |