Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 214 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 9 ноября 2006 года

Житель середины земли

   В мастерской тургоякского художника и иконописца Александра Евсеева нас встретила лукавая улыбка юной девушки — вылитой Ласочки из романа Ромена Роллана «Кола Брюньон». Изображенная на портрете — отнюдь не жительница средневековой французской провинции: она продавец поселкового магазина, что по соседству с домом художника. Но как же красивы наши современники, особенно через призму творческого взгляда!

   Жвописных работ за не очень долгую творческую карьеру Александра Ивановича сделано тысячи. Только вот «застать» их в мастерской художника довольно трудно, они — и лики святых, и мирские портреты и пейзажи — быстро разлетаются по свету. Картины и иконы Александра Евсеева есть в Америке и Германии, ими украшены стены храмов и квартир на Севере, Урале и в Москве.

   Рдился будущий тургоякский художник в поселке Мирном Уйского района. Учился в сельской школе, затем закончил челябинское училище, где получил профессию автослесаря и первый художественный опыт: принял участие в студенческом конкурсе «Юность обличает империализм». Однако на путь живописца, как считает сам Александр Иванович, его наставила служба в армии. Несмотря на отсутствие образования, Александр Евсеев вошел в бригаду художников, полностью создавших музей боевой славы в городе Потсдаме. По итогам работы Союз свободной немецкой молодежи наградил молодого художника медалью активиста. У российского командования были большие планы на талантливого самоучку, но он сумел мобилизоваться по уважительной причине — хотел получить серьезное художественное образование.

   В1978 году Александр Евсеев стал нашим земляком — остался работать сначала в Миассе художником в ДК «Прометей», затем на Златоустовском машиностроительном заводе. Ездил в многочисленные творческие командировки — так родились музей трудовой славы на курорте Янгантау, панно «Легенда озера Тургояк» для дома отдыха, скульптурная композиция «Медведь и сова» для Тургоякского лесничества. Параллельно воплощал мечту: поступил на заочное отделение магнитогорского худграфа. На сессиях пропадал в мастерских художников Юрия Найды и Леонида Поскребышева, смотрел, как работают именитые уральские мастера. Институт закончил в отделении живописи «Лирический пейзаж».

   Пжалуй, самая сокровенная тема жизни и творчества Александра Евсеева открылась в 1982 году, когда священник Свято-Троицкой церкви Николай Покровский пригласил его расписывать храм. «В те годы приходилось работать подпольно — уезжал в храм на выходные, — рассказывает Александр Иванович. — Сейчас не все мои работы сохранились, остались роспись над царскими вратами, «Рождество Христово», резьба иконостаса, «Крещение Руси».

   Вту пору я считал себя атеистом. Во время моей работы подходила ко мне одна бабушка-прихожанка, строго меня спрашивала: «Александр, а в Бога ты веруешь?» Я был в замешательстве: не объяснять же старушке, что в институте марксизм-ленинизм-научный атеизм изучал. Священник мне пальцем грозил — не сбивай, дескать, паству с пути истинного. А потом стали со мной случаи разные происходить — понял я, что есть силы, нам не подвластные. Глазами мы все видим одно и то же, а в каждой картине, каждой иконе — свое мировосприятие, Божья искра.

   Вт такая у меня вера — с анализом. Сейчас я человек, несомненно, верующий, перед началом работы беру благословение у батюшки, причащаюсь после окончания. Читаю об истории храмов, которые расписываю, богословскую литературу. Знаю по своему опыту — жить нужно по Христовым заповедям. «По вере тебе воздастся» — это мое основное жизненное правило».

   З два десятилетия кисть и резец миасского мастера поработали над десятками храмов Урала и Севера: Карталы и Кыштым, Верхний Уфалей и Варшавка, Чебаркуль и Нязепетровск, Сыростан и Каменск-Уральский, Великопетрово и Великодуброво... С каждым связаны теплые воспоминания, у каждого — своя история, которую Александр Евсеев готов рассказывать часами. Особенно запал в душу художника храм Георгия Победоносца за Первоуральском, в селе Слобода на реке Чусовой. За свою многовековую историю, ведущую отсчет с середины XVII века, храм ни разу не закрыли и не осквернили в годы смуты и гонений. Его приделы украшают иконы, написанные монахами Нового Афона, среди них — мироточащие Скоропослушница и Божья Матерь. Алтарь и арку перед ним расписал тургоякский художник Александр Евсеев.

   Сйчас в работе у мастера сразу несколько живописных произведений. Две иконы для карталинской администрации (священник храма заказал их для местной власти), деревянные заготовки для киота в Кыштым, пейзажи «Восход солнца», «Река Миасс», историческая картина «Пугачев на озере Инышко». «Для такой работы нужно каждый факт анализировать: в сюжете картины все должно быть жизненно, — рассказывает о своей работе Александр Иванович. — Команда у атамана Пугачева была разношерстная, разнонациональная — это обязательно отразится на полотне. Темные дела — золото награбленное прятать — совершаются обычно под утро, когда добрые люди спят. Я читал, что у Пугачева был белый конь — он изображен на переднем плане картины. Двое плывут к середине озера: а лодка-то наверняка краденая, в такой сподручнее перевозить награбленное, — значит, на носу будет обрывок цепи или веревки. В последнее время у меня много заказов на портреты выдающихся личностей — Петра I, Николая II, Александра Суворова, Петра Столыпина. Видимо, пришло время собирать по крупицам российскую историю, черпать в ней вдохновение».

   Цлая жизненная тема в творчестве художника связана с поселком, ставшим за восемь лет родным, и тургоячами. Переехав в поселок из-за возможности иметь собственную мастерскую, Александр Иванович стал самым верным его патриотом. «Меня зовут расписывать храмы и на север, и на юг, — рассказывает мастер. — Иногда предлагают все бросить и переехать жить в очередное красивое место. Только из Тургояка я никуда не денусь: здесь самый центр земли, самая красивая природа, самые родные жители, самые удивительные истории и легенды. А я, выходит, житель срединных земель.

   


Юлия СЕВАСТЬЯНОВА



назад


Яндекс.Метрика