Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 212 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 4 ноября 2006 года

В поисках культуры

   Миасцы много работают, но зрелищ по-прежнему хотят

   Наш город по праву славится своими культурными традициями, а его творческие коллективы хорошо известны не только в Челябинской области, но и за ее пределами. Культурная жизнь Миасса богата событиями — в городе проводится много массовых мероприятий, работают дворцы культуры, школы искусств, библиотеки, краеведческий музей. Но при этом специалисты наблюдают постепенное снижение посещаемости досуговых учреждений. Почему же это происходит: быть может, есть несоответствие между тем, как миасцы хотят проводить свое свободное время, и тем, что предлагают учреждения культуры? Чтобы расставить все точки над i, по заказу городского управления культуры был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 500 горожан, пропорционально представляющие все основные социальные группы населения. Об итогах исследования рассказывает социолог городской администрации Людмила КОРШУНОВА:

   Нужны «КиноМАКС» и праздники улиц

   Седи мероприятий, на которых хотелось бы побывать, опрошенные миасцы особенно часто называли спектакли и кинопросмотры (42%), массовые праздники и гуляния (33%). Они также отмечали клубы по интересам (27%), спортивные секции (27%), кафе и бары (26%). Вообще-то, судя по данным опроса, востребованы в той или иной степени все существующие формы досуга: по 14% респондентов отдают предпочтение кружкам по обучению музыке, танцам, рисованию; библиотекам и читальным залам; дискотекам; общению со сверстниками на улице. 4-5% опрошенных хотели бы заниматься в кружках различных направлений (народные промыслы, техническое творчество и т. д.).

   Ндо сказать, что горожане в ходе мониторинга высказали очень много предложений по улучшению организации досуга, в первую очередь настаивая на необходимости открытия современного кинотеатра. Кроме того, им хотелось бы видеть на миасских подмостках известных театральных актеров и эстрадных артистов. Наряду с этим другая часть респондентов высказывают мнение о том, что нужно больше проводить массовых мероприятий, в том числе и уличных гуляний. 70% опрошенных считают, что надо увеличивать количество массовых мероприятий на свежем воздухе. Горожане, к примеру, предлагают устраивать праздники улиц, а жители машгородка были бы рады организации в их районе танцевальных вечеров под духовой оркестр, которые традиционно проводятся на бульваре Мира. Очень часто респонденты, отвечая на вопросы исследования, возвращались к проблеме отсутствия в нашем городе парка культуры и отдыха — по мнению большинства опрошенных, его необходимо создать, и как можно быстрее. Пожалуй, это связано с тем, что очень многие обеспокоены досугом детей и молодежи — молодые, как правило, бесцельно слоняются по улицам с бутылкой пива в руках или проводят время в игровых залах.

   Серьезный и обычный досуг

   Кк известно, обеспечить наш досуг призваны прежде всего учреждения культуры. Поэтому мы спросили: «А удовлетворены ли их деятельностью горожане?» «Да, полностью удовлетворены», — так ответили 14% опрошенных (чаще всего представители рабочего класса и пенсионеры; а больше всего положительных отзывов дали о своих ДК жители пос. Строителей и Динамо). 37% респондентов хотели бы, чтобы учреждения культуры работали более активно и качественно; 32% (чаще всего это жители южной и северной частей города) не удовлетворены их деятельностью. Может быть, именно поэтому, как показывают цифры, и снижается посещаемость? Мы попросили: «Припомните, пожалуйста, как часто за последний год вы бывали в досуговых учреждениях?» Оказалось, что среди опрошенных совсем нигде не были 27% (большинство из них — предприниматели и почти половина — рабочие), 1-2 раза — 30%, несколько раз — 28%. И, наконец, тех, кто причисляет себя к постоянным посетителям учреждений культуры, — 6% (см. диаграмму).

   Седует сказать, что подобный опрос мы проводили почти 5 лет назад — показатели посещаемости и удовлетворенности снизились. И тем не менее по-прежнему миасцы чаще всего в течение года ходили на общегородские уличные праздники (34%), торжественные вечера, конференции, спектакли (22%), праздники улицы и поселка (20%), концерты творческих коллективов (20%), детские праздники, в которых участвовали дети или внуки (19%), занимались в кружках и коллективах (17%), бывали на дискотеках, танцевальных вечерах, вечерах отдыха (14%), столько же — на различных выставках, пользовались услугами библиотеки или читального зала — 13%, посещали встречи с интересными людьми — 6%, занятия клуба или лектории — 2%.

   Иак, как показывают данные опроса, горожане «выходят в свет», но реже, чем раньше. Однако для нас, социологов, важнее другое: анализ того, какой именно досуг людям интересен, — можно ведь лежать на диване и радоваться жизни, а можно ходить по концертам и не испытывать удовлетворения. Поэтому специалисты делят досуг на серьезный, развивающий (когда человек постоянно чем-то занимается) и обычный (когда человек всегда выступает в роли зрителя). Так вот, горожан, которые заполняют свое свободное время серьезным досугом, оказалось в 3,5 раза меньше, чем «пассивных потребителей» культуры.

   Почему мы сидим дома?

   А теперь давайте попробуем разобраться, почему миасцы стали реже бывать на культурно-массовых мероприятиях или вовсе перестали их посещать. По признанию 30% опрошенных, главная причина кроется в нехватке свободного времени и в усталости после работы (кстати, последняя причина упоминалась чаще, чем 5 лет назад). А вот на отсутствие денег ссылаются чуть меньше респондентов — 23%. «Мало или совсем нет того, что меня интересует», — так ответили 15% опрошенных, и эта достаточно высокая цифра являет собой тот потенциал, который при активизации и расширении деятельности может быть привлечен в зрительные залы. Интересно, что в два раза стало меньше горожан, жалующихся на плохую рекламу мероприятий (12%). 11% не посещают учреждения культуры, потому что считают качество выступлений низким. Отрадно отметить, что в два раза (с 17% до 8%) снизилось количество тех, кто предпочитает культурно-массовым мероприятиям просмотр ТВ или занятия хобби. Для 7% горожан основной причиной является удаленность учреждений культуры от дома, поэтому жители окраин и пенсионеры предлагают подумать над тем, чтобы проводить специальные мини-праздники прямо во дворах. А еще большинство горожан считают, что пора подумать над тем, чтобы создать в любимом городе свой Арбат: по их мнению, в Миассе не хватает места, где можно с удовольствием прогуляться или спокойно посидеть на лавочке.

   А вы записались в библиотеку?

   Иследуя общественное мнение об очагах культуры, мы, конечно же, не могли не затронуть тему краеведческого музея и библиотек. Не секрет, что в последние годы материальная база библиотек существенно улучшилась: обновляются книжные фонды, поступают компьютеры. А вот посещаемость, судя по опросам, медленно, но снижается. Уменьшается число постоянных читателей и тех, кто занимается в читальном зале, — как правило, это люди, которые вынуждены обращаться к библиотечным фондам. 70% опрошенных признались, что ни разу в течение года не были в библиотеке. И тому есть вполне понятное объяснение — пользователей компьютеров становится все больше, и получить любую информацию через Интернет, не вставая со стула, для них не составляет особого труда.

   А вот посещение краеведческого музея не заменит ни один современный сайт. Именно здесь своими глазами можно увидеть историю родного города и края, собранную по крупицам. Наш опрос показал, что 36% респондентов, посетивших в последние 2-3 года городской музей, его экспозиции показались интересными. Лишь 4% опрошенных назвали свой визит в хранилище истории неудачным. Половина участников мониторинга признались, что давно не были в музее, и это при том, что 9 из 10 респондентов утвердительно ответили на вопрос: «Есть ли у вас интерес к истории родного края?»

   Нше исследование показало, что большинство горожан заинтересованы в том, чтобы молодое поколение знало историю города, хранило его традиции, поэтому 52% считают, что нужно пропагандировать знания о родном крае на специальных занятиях в учебных заведениях города. 40% полагают, что сам музей должен активизировать работу в этом направлении. А 35% думают, что нужны более частые публикации в газетах, передачи на телевидении, увеличение изданий краеведческой литературы — тогда патриотов города будет больше. Кстати, 16% предлагают организовывать побольше краеведческих кружков — в библиотеках, школах, дворцах культуры.

   Уовлетворенность нашей жизнью во многом зависит от того, как мы проводим свое свободное время. Для того и существуют учреждения культуры, чтобы сделать нас более счастливыми, причем не только соответствуя нашим потребностям, но и поднимая культуру населения на новый уровень. Специалисты управления культуры уже ознакомились с результатами опроса и, несомненно, скорректируют свою деятельность, а нам просто нужно быть более легкими на подъем — и жизнь покажется намного интереснее.

   


Людмила ЗАНЬКО



назад


Яндекс.Метрика