свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
210 | ||||
Четверг, 2 ноября 2006 года | ||||
АУ – новый тип государственного учреждения — Законопроект разработан во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. № 1688-р в соответствии с принципами реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004 годах и на период до 2006 года. 13 октября Государственная Дума приняла этот законопроект в третьем чтении. Законом проект станет после процедуры утверждения его Президентом Российской Федерации. Зконопроект предусматривает создание нового типа государственного (муниципального) учреждения — автономного учреждения (далее по тексту АУ). Педполагается, что АУ будут действовать наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. Однако, в отличие от государственных и муниципальных, такие учреждения будут обладать большей свободой в отношении переданного им имущества и в осуществлении поставленных перед ними целей, закрепленных в уставе АУ. Также предполагается, что АУ будет осуществлять свои функции в качестве юридического лица, наделенного определенными имущественными и личными неимущественными правами. Имущество АУ будет принадлежать ему на праве оперативного управления с особенностями его распоряжения, что должно будет повысить эффективность использования принадлежащего АУ имущества. Законопроект содержит нормы, запрещающие без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным АУ за счет целевых средств, выделенных ему собственником. Виды особо ценного движимого имущества (имущество, без которого осуществление уставной деятельности будет существенно затруднено) определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Однако АУ вправе самостоятельно распоряжаться имуществом (в том числе недвижимым), приобретенным им на доходы от своей деятельности, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом. В законопроекте определены также порядок и назначение имущества АУ. В частности предусмотрено, что имущество АУ используется только для решения задач, определенных его уставом. Ршение об изменении типа существующего государственного (муниципального) учреждения на АУ принимается при условии, что такое решение не повлечет нарушения предусмотренных законом прав граждан. При этом изменение типа учреждений здравоохранения запрещается (существующие учреждения преобразованы не будут, но закон не запрещает создавать новые). АУ не будет финансироваться по смете доходов и расходов, так как оно не будет являться бюджетным учреждением. Оно будет получать в обязательном порядке задание учредителя или исполнять обязательства перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, а также осуществлять деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ) на договорном принципе, в пределах видов деятельности, которые исчерпывающим образом должны быть прописаны в уставе АУ. Оганами управления согласно законопроекту являются наблюдательный совет, руководитель АУ и иные органы, предусмотренные федеральным законом и уставом учреждения. В АУ создается наблюдательный совет. По многим вопросам решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер как для учредителя, так и для исполнительного органа. Наблюдательный совет АУ одобряет предложения руководителя АУ по таким вопросам, как совершение крупных сделок с имуществом или сделок с заинтересованностью. Таким образом, присутствие наблюдательного совета, как коллегиального органа, нисколько не умаляет роли учредителя АУ, отведенной ему Гражданским кодексом Российской Федерации. Вместе с тем наличие коллегиального органа позволяет более полно обеспечить соблюдение соответствия деятельности АУ целям, указанным в его уставе. Это обеспечивается и способом формирования этого органа и кругом вопросов, входящих в его компетенцию. В то же время, действующее законодательство, регулирующее отношения в ряде отраслей социальной сферы, в частности в образовании, закрепляет иной порядок управления юридическими лицами, являющийся наиболее приемлемым для организаций в данных областях деятельности (например, выборность ректора, наличие ученого совета). Поэтому эти способы управления, прошедшие проверку временем, в полной мере могут быть восприняты АУ. Учитывая значимость тех услуг, которые призваны оказывать АУ, законопроект предлагает наряду с государственным контролем за деятельностью учреждения осуществление и контроля общественного. Поэтому законопроект содержит норму, обязывающую организации данной формы обеспечить открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к целому ряду документов, либо носящих правоустанавливающий характер, либо содержащих сведения о состоянии имущества и финансовой деятельности организации, что наряду с государственным контролем за деятельностью АУ повысит общественный контроль. Данные изменения должны положительно повлиять на эффективность деятельности АУ в сфере, непосредственно связанной с общественными отношениями. Зконопроект предполагает внесение изменений и дополнений в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, а также в федеральный Закон «О некоммерческих организациях». Пинятие законопроекта позволит законодательно определить возникновение нового типа государственного (муниципального) учреждения — автономного учреждения. Создание АУ должно способствовать соблюдению прав и интересов граждан в сфере оказания услуг в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.Начальник правового управления администрации Елена Королева:
— Законопроект разработан во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. № 1688-р в соответствии с принципами реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004 годах и на период до 2006 года. 13 октября Государственная Дума приняла этот законопроект в третьем чтении. Законом проект станет после процедуры утверждения его Президентом Российской Федерации. Зконопроект предусматривает создание нового типа государственного (муниципального) учреждения — автономного учреждения (далее по тексту АУ). Педполагается, что АУ будут действовать наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. Однако, в отличие от государственных и муниципальных, такие учреждения будут обладать большей свободой в отношении переданного им имущества и в осуществлении поставленных перед ними целей, закрепленных в уставе АУ. Также предполагается, что АУ будет осуществлять свои функции в качестве юридического лица, наделенного определенными имущественными и личными неимущественными правами. Имущество АУ будет принадлежать ему на праве оперативного управления с особенностями его распоряжения, что должно будет повысить эффективность использования принадлежащего АУ имущества. Законопроект содержит нормы, запрещающие без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным АУ за счет целевых средств, выделенных ему собственником. Виды особо ценного движимого имущества (имущество, без которого осуществление уставной деятельности будет существенно затруднено) определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Однако АУ вправе самостоятельно распоряжаться имуществом (в том числе недвижимым), приобретенным им на доходы от своей деятельности, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом. В законопроекте определены также порядок и назначение имущества АУ. В частности предусмотрено, что имущество АУ используется только для решения задач, определенных его уставом. Ршение об изменении типа существующего государственного (муниципального) учреждения на АУ принимается при условии, что такое решение не повлечет нарушения предусмотренных законом прав граждан. При этом изменение типа учреждений здравоохранения запрещается (существующие учреждения преобразованы не будут, но закон не запрещает создавать новые). АУ не будет финансироваться по смете доходов и расходов, так как оно не будет являться бюджетным учреждением. Оно будет получать в обязательном порядке задание учредителя или исполнять обязательства перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, а также осуществлять деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ) на договорном принципе, в пределах видов деятельности, которые исчерпывающим образом должны быть прописаны в уставе АУ. Оганами управления согласно законопроекту являются наблюдательный совет, руководитель АУ и иные органы, предусмотренные федеральным законом и уставом учреждения. В АУ создается наблюдательный совет. По многим вопросам решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер как для учредителя, так и для исполнительного органа. Наблюдательный совет АУ одобряет предложения руководителя АУ по таким вопросам, как совершение крупных сделок с имуществом или сделок с заинтересованностью. Таким образом, присутствие наблюдательного совета, как коллегиального органа, нисколько не умаляет роли учредителя АУ, отведенной ему Гражданским кодексом Российской Федерации. Вместе с тем наличие коллегиального органа позволяет более полно обеспечить соблюдение соответствия деятельности АУ целям, указанным в его уставе. Это обеспечивается и способом формирования этого органа и кругом вопросов, входящих в его компетенцию. В то же время, действующее законодательство, регулирующее отношения в ряде отраслей социальной сферы, в частности в образовании, закрепляет иной порядок управления юридическими лицами, являющийся наиболее приемлемым для организаций в данных областях деятельности (например, выборность ректора, наличие ученого совета). Поэтому эти способы управления, прошедшие проверку временем, в полной мере могут быть восприняты АУ. Учитывая значимость тех услуг, которые призваны оказывать АУ, законопроект предлагает наряду с государственным контролем за деятельностью учреждения осуществление и контроля общественного. Поэтому законопроект содержит норму, обязывающую организации данной формы обеспечить открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к целому ряду документов, либо носящих правоустанавливающий характер, либо содержащих сведения о состоянии имущества и финансовой деятельности организации, что наряду с государственным контролем за деятельностью АУ повысит общественный контроль. Данные изменения должны положительно повлиять на эффективность деятельности АУ в сфере, непосредственно связанной с общественными отношениями. Зконопроект предполагает внесение изменений и дополнений в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, а также в федеральный Закон «О некоммерческих организациях». Пинятие законопроекта позволит законодательно определить возникновение нового типа государственного (муниципального) учреждения — автономного учреждения. Создание АУ должно способствовать соблюдению прав и интересов граждан в сфере оказания услуг в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Начальник правового управления администрации Елена Королева.
|
назад |