свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
210 | ||||
Четверг, 2 ноября 2006 года | ||||
Спорный законопроект В Интернете идет активное обсуждение нового законопроекта Государственной Думы «Об автономных учреждениях». Речь идет о преобразованиях в социальной сфере, поэтому интерес к законопроекту очень высок, в том числе и в нашем городе. Россияне, как показывает опыт, не доверяют своим выборным представителям в законодательном органе страны, особенно если дело касается оставшихся со времен социализма льгот, бюджетных и государственных учреждений. Сегодня на страницах «МР» мы приводим два авторитетных мнения по этой горячей теме. Ау, конституционные права? Что такое АУ? – Автономные учреждения — это новая форма собственности большинства государственных организаций социальной сферы (все виды школ, среднеспециальных учебных заведений, вузов, музеев, детсадов и т. д.). Отныне это уже не государственные учреждения, а фактически частные предприятия, ориентированные на получение прибыли. Автономные от кого? Седнеобразовательные и специальные школы, вузы, детские дома, библиотеки и музеи, лишенные статуса государственных учреждений, фактически теряют бюджетное финансирование, а их работники — все еще остававшиеся у них льготы. Тудовой коллектив АУ не имеет никакого влияния на принятие решений (назначение директора, решение о приватизации и т. д.). Более того, после преобразования в АУ во многих коллективах произойдут увольнения — так сказать, оптимизация производства. Сколько стоит АУ? П мнению чиновников, столько же, сколько забор или щебень. По новому закону все движимое имущество АУ будет разделено на две категории: особо ценное и простое. Все хорошо, только в законе не прописаны критерии оценки ценности имущества. А это означает, что руководители АУ и чиновники будут самостоятельно распоряжаться всем имуществом учреждения и определять его стоимость. Как купить АУ? Дя этого надо договориться с чиновниками и руководством АУ, а потом подвергнуть АУ банкротству. По окончании банкротства любое АУ можно перепрофилировать. Вчера это еще общежитие вуза, а завтра — дешевая гостиница. Была музыкальная школа, а стала магазином или казино. Кому это выгодно? Хзяевам жизни — большому бизнесу, давно зарящемуся на огромный, еще не поделенный пирог государственной собственности. «Нагреют» руки и чиновники: по новому закону они наравне с частными лицами войдут в так называемые попечительские советы автономных учреждений, которые будут бесконтрольно распоряжаться их имуществом. Это касается всех! Нвый статус учебных заведений и учреждений культуры позволяет не только ввести платное обучение, но и изменить уставные цели! А так как образование и культура неприбыльны по определению, в скором времени нас ждет массовое закрытие школ, библиотек, музеев, детских домов. Их имущество пойдет с молотка. Эот закон затронет основы большинства государственных организаций социальной сферы — все виды школ, учебных заведений, музеев, театров. На самом деле он откроет путь бесконтрольной приватизации этих учреждений, превращению их из обеспеченных конституционными гарантиями прав граждан на образование, на доступ к культурным ценностям в частные заведения, владельцев которых будет интересовать одно — прибыль. Если раньше считалось, что социальная сфера — сфера неприбыльная, но необходимая, то теперь она будет необходима лишь постольку, поскольку прибыльна. Фктически государство снимает с государственных и муниципальных органов всех уровней ответственность за деятельность вновь создаваемых организаций — автономных учреждений. По сути, это означает отказ государства в лице органов исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней от конституционных обязанностей координации вопросов образования, науки, следовательно, конец бюджетному финансированию и льготам. Сделать это просто. Государство оставляет учреждению минимальные (вряд ли можно рассчитывать на щедрость нашего правительства) средства для поддержания существования учреждения. Самой же судьбой учреждения фактически распоряжаться теперь будут местные чиновники, которые, как мы знаем, сами-то всегда очень стеснены в средствах. Судьбу, скажем, обычной школы, теперь будет решать местный чиновник и новый хозяин-капиталист. Проведя нехитрые операции по переквалификации-«переименованию» и банкротству, школа станет «автономным учреждением». Вначале ей дадут благополучно скончаться от недофинансирования, затем с пометкой «неэффективное пользование» школу обанкротят. Имущество пойдет с молотка. Захочет хозяин (учредитель) в здании школы открыть игровой клуб — и теперь дети будут ходить не в художественные или спортивные секции, а играть в рулетку. Все это проделать легко, причем в итоге все будет законно, потому что обвинять будет некого. В законе ведь прописано: «автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом», с другой стороны, собственник, т. е. государство, «не несет ответственности по обязательствам» этого учреждения. Вот и ищи ветра в поле. Длее, эта реформа означает сокращение рабочих мест в этих сферах, увольнение «неприбыльных» работников. Кстати, работников «автономных учреждений» этот закон также не очень-то жалует. Так, в законе сказано, что в наблюдательном совете учреждения «количество представителей трудового коллектива не может превышать одной трети от общего числа членов наблюдательного совета». Остальные две трети — федеральные и местные чиновники. Добавим к этому: «решение о назначении и досрочном прекращении полномочий членов наблюдательного совета АУ принимается его учредителем» (теми же чиновниками). Таким образом, контроль и управление деятельностью родной школы педагоги и работники фактически теряют, передав эти функции сторонним чиновникам, оставив себе чисто формальные права. Не случайно также и то, что для высшей школы принятие Закона «Об автономных учреждениях» будет означать потерю автономии как таковой, то есть ограничение свободы и потерю самостоятельности. Как и губернаторов, ректоров теперь будут назначать чиновники, которые, надо полагать, лучше самого университета знают, какой человек должен стоять на столь важном посту, на деле еще крепче обеспечивая спайку местным коррупционерам-чиновникам и администрации вуза. Сами полномочия ректора существенно сужаются в плане решения вопросов хозяйственной и прочей повседневной деятельности. В этой части многие положения проекта комментируемого закона кардинально противоречат действующему федеральному Закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Пдобные превращения (по той же схеме) следует ожидать от школ, вузов, библиотек, музеев, театров и т. д. Что в данном случае произойдет с сельскими школами и библиотеками, учитывая их и без того плачевное состояние? Зкон «Об автономных учреждениях» его противники называют не иначе как законом о приватизации образования и науки. По их мнению, переход к оказанию коммерческих образовательных услуг, предусмотренный этим законом, — это первый шаг к полному уничтожению бесплатного образования. ВРоссии уже 3 миллиона детей не ходят в школу! А сколько их станет, когда закон начнет работать, одному богу известно. За последние два года количество бюджетных мест в вузах сократилось на 15%! Теперь этот процесс пойдет ускоренными темпами. Знания превратятся в некий товар, доступный только элите, как яхта или джип. Люди, принимающие этот закон, хотят опровергнуть теорию Дарвина, доказать, что возможен и обратный процесс: превращение человека в обезьяну. Для чего им это нужно? А для того, что необразованными, темными массами гораздо легче управлять.
Юрист «Миасского рабочего» Юрий Шляпин.
|
назад |