Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 210 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 2 ноября 2006 года

Технология перемен

   Диск, вставленный учителем в компьютер, еще не говорит о революции в системе образования

   Об этом и о других нюансах, связанных с внедрением проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), идет речь в беседе корреспондента «МР» с руководителем межшкольного методического центра (ММЦ) Татьяной Алексеевой.

   Каскадный метод обучения

   — Татьяна Михайловна, Москва, Калуга, Петрозаводск, Ставрополь, Хабаровск — вот лишь несколько городов, где вы побывали в последнее время в рабочих командировках. К этому теперь обязывает ваша должность руководителя ММЦ: держать руку на пульсе перемен, постоянно обучаться чему-то новому?

   — Отчасти, да. Дело в том, что в рамках проекта ИСО, действующего в семи регионах нашей страны с 2005 года, наряду с системой ММЦ-РКЦ созданы региональные методические группы. Я вхожу в группу региональных методистов проекта от Челябинской области и вместе с другими моими коллегами выезжаю на федеральные модельные семинары в различные регионы проекта.

   — Почетная и ответственная миссия?

   — Скорее, ответственная, чем почетная. С помощью каскадного метода обучения я в числе других методистов должна донести с федерального на региональный уровень все идеи и продукты проекта, а затем обученные нами в Челябинске методисты ММЦ городов и районов передают новую информацию уже на уровень прикрепленных к ним школ: школьным командам. Таких федеральных модельных семинаров в рамках проекта было уже четыре, впереди еще один.

   О программах информатизации

   — На что сегодня делается акцент в проекте ИСО?

   — Прежде всего большое внимание уделяется программам информатизации, ведь именно они определяют содержание и ход инновационных преобразований в школах. Хочу напомнить, что проект ИСО находится под контролем Международного банка реконструкции и развития, у которого наше правительство взяло заем на 100 миллионов долларов на финансирование проекта. В частности, недавно миссия банка побывала в Красноярском крае. И оказалось, что в школах разрабатываются программы по информатизации совсем не того качества, какое требуется. То же происходит повсеместно, в том числе и в нашем городе.

   А ведь в фокусе проекта находятся не ММЦ, которые осуществляют только методическое сопровождение проекта, а школы. По изменениям в них и можно будет судить о реальном продвижении проекта ИСО.

   Дмаю, что недоработки происходят из-за того, что, с одной стороны, программирование развития школы как технология управленческой деятельности еще не вполне освоено, в отличие от планирования функционирования школы, а с другой стороны, суть информатизации еще требует глубокого осмысления и руководителями, и педагогическими работниками школ. Кроме того, проект ИСО предполагает, что в его ходе будут освоены и внедрены конкретные средства и инструменты учебной деятельности. В этом смысле школы и ММЦ не вполне свободны в выборе таких средств. Методическая поддержка школ со стороны ММЦ направлена и на предъявление продуктов проекта, и на содействие осмыслению и принятию инновационных преобразующих школу идей, и на подготовку программы как управленческого документа. Но далеко не все еще школы создали свои программы информатизации, а ведь их надо уже до 30 ноября разместить на сайте Регионального координационного центра.

   — Как вы считаете, это осуществимо?

   — Думаю, да. Другое дело, что не все созданные программы опять же будут равноценны по качеству.

   Внести творческое начало

   — Татьяна Михайловна, какие новые средства для образования предлагает проект ИСО школам?

   — Программный комплекс для автоматизации управленческой деятельности 1С:ХроноГраф Школа 2.5, конструктор сайтов (у каждой школы должен быть свой сайт), медиатека, единая коллекция образовательных ресурсов — видеофрагменты, музыкальные произведения, картины. Сейчас в коллекции 9000 экземпляров, а к январю их станет уже 35000.

   Коме того, школы должны активно использовать цифровые образовательные ресурсы, ресурсы дистанционного обучения, конкурсов педагогических инициатив.

   — Много в этом новом для образовательных учреждений процессе недопонимания, проблем?

   — Действительно, информатизация школ проходит довольно сложно, потому что, с одной стороны, проект ИСО продвигает свои уникальные продукты, с другой стороны, их навязывает. И иногда вместо самостоятельной работы — у каждого творческого человека со временем все равно возникает свое видение процесса — приходится все же подстраиваться под требования проекта. Определенные трудности есть и у дистанционного профильного обучения, которое в нашей области осуществляет интернет-школа «Поколение.ru»: не всегда подаваемые материалы сбалансированы по степени сложности, не отработаны программно-аппаратные регламенты и т. д.

   Сожность заключается еще и в том, что внедрение передовых информационных технологий происходит в некоей добровольно-принудительной форме. Мы предлагаем новое и говорим педагогам о том, как это следует использовать. Стараемся привлечь их, показать изюминку. И если педагог понял нас правильно, то он начинает менять суть образовательного процесса.

   Иогда в школах пытаются подменить понятия, соединить национальный проект «Образование» и проект ИСО. Но все дело в том, что проект «Образование» оказывает технологическую поддержку школам, и речь идет прежде всего о количестве поставляемых автоматизированных рабочих мест учителя, количестве школ, подключенных к сети Интернет. А проект ИСО подразумевает, что мы не закрепляем старую систему образования, главный принцип которого «выучил-воспроизвел», а модернизируем ее, привносим в нее живое творческое начало.

   Ипользование электронного диска на уроке еще не революция в образовании. Ставка в проекте делается прежде всего на учителей, которые способны творчески переосмыслить свою деятельность. Мы даем учителю инструмент, а он уже сам выбирает, как ему преподавать свой предмет: по старинке или по-новому. Сегодня цифровые образовательные ресурсы свободно продаются в специализированных магазинах. Но не все они отвечают требованиям времени. Многие, как ни покажется странным, закрепляют традиционные технологии — и все! Необходимо изменение учебного процесса, его нацеленность на новые образовательные результаты.

   Новая степень свободы

   — И все же, наверное, есть примеры и положительных сдвигов в вопросе информатизации системы образования?

   — Безусловно. Проведя муниципальные семинары (мастер-классы) на базе ряда городских школ, мы увидели, что у педагогов появилось стремление к использованию цифровых технологий в своей деятельности. Что отрадно, им уже хочется делиться своим новым опытом, приобщать к нему и своих учащихся, и коллег-педагогов. Более 50 учителей дали открытые уроки и провели мастер-классы на базе школ №№ 4, 18, 19, 20, профессионального училища № 89. Большой интерес проявляют учителя и к прохождению курсов повышения квалификации «Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя-предметника». На базе центра уже обучились свыше 300 преподавателей.

   Кконцу года в школах города практически каждый четвертый педагог будет ИКТ-компетентен. Многие из них за 72 часа занятий научились создавать презентации для своих уроков, разрабатывать автоматизированные рабочие места. Учителя выполнили и защитили курсовые работы. Они ощутили новую степень свободы, удовлетворение от того, что овладели новыми умениями и способами профессиональной деятельности. Это реальные достижения конкретных педагогов. На курсах они не только осваивали компьютер и информационные технологии, но и много думали о направлениях и смыслах их использования для преобразования учебного процесса. До конца проекта более 60 процентов учителей-предметников пройдут курсы на базе ММЦ.

   Вряде школ города ИК-технологии используются все активнее и во внеклассной работе, и в работе с родителями. А в школе № 20 уже освоен новый вид коммуникаций — электронные почтовые сообщения внутри школы, по которым учителя оперативно обмениваются необходимой информацией.

   Мого образовательных мероприятий мы наметили провести в центре до конца года. Это и учебные семинары, и мастер-классы, и муниципальная конференция «День открытых дверей» для всего городского сообщества. Пройдет обучение директоров и завучей по внедрению программного комплекса 1С: ХроноГраф Школа 2.5 для автоматизации управленческой деятельности. Будем обучать и секретарей школ, хотя это уже не входит в обязанности специалистов ММЦ. Но мы прекрасно понимаем, что от компетентности секретарей тоже во многом зависит, как пойдет процесс информатизации школ, в частности, по внедрению программного комплекса. Словом, задачи перед ММЦ и школами города стоят большие, и мы их стараемся воплощать в жизнь.

   


Марина БЕЗРУЧЕНКО.



назад


Яндекс.Метрика