Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 136 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 15 ноября 2001 года

...А ЧЕРЕПАХА ПОЛЗёТ...

   Как мы уже сообщали, обозреватель нашей газеты Андрей Кузнецов стал победителем Всероссийского журналистского конкурса «Вопреки» имени Ларисы Юдиной, редактора газеты из Калмыкии, зверски убитой в 1998 году. Нынешний конкурс, учрежденный объединением «Яблоко», Фондом защиты гласности и редакцией «Новой газеты», проводился в четвертый раз и превзошел прошлые по количеству и географии конкурсантов. В нем участвовали свыше 400 региональных журналистов, среди 18-ти «получил по заслугам» в Москве и наш обозреватель. Предлагаемые заметки — своеобразный отчет о командировке.

   «Гласность — это черепаха, ползущая к свободе слова»

   «Гласность в настоящее время составляет ту милую болячку сердца, о которой все говорят дрожащим от волнения голосом, но вместе с тем заметно перекосивши рыло в сторону...» М. Е. Салтыков-Щедрин.

   Нделя в Москве выдалась празднично-напряженной. Все три дня устроители конкурса чествовали нас по полной программе, не скупясь на хлебосольные приемы и профессиональные разборки за круглыми столами типа «Антикоррупционная журналистика и защита прав человека». Пожалуй, лучше всех сформулировал отличительную особенность конкурса «Вопреки» Григорий Явлинский: «В журналистике есть три с половиной профессии: репортеры, отражающие события, «писатели», изрекающие собственные мысли о происходящем, рекламщики (те самые полпрофессии) и собственно журналисты, которые пишут о том, что думают другие люди. И тем самым помогают людям узнать о себе и мире гораздо больше и лучше. Таких журналистов немного. Но они, к счастью, есть. И именно они стали победителями конкурса «Вопреки-2001».

   Н скрою, приятно слышать такие отзывы, особенно после того, как в течение года в родимом Миассе я удостоился статей в прессе под красноречивыми заголовками «Андрюша, фас!» и «За земляков обидно! И за коллегу стыдно», не говоря уж о лестном лично для меня ярлыке «скандально известный журналист».

   Цремония «раздачи слонов» в Центральном доме журналистов сопровождалась в кулуарах для счастливых конкурсантов и такими моментами, говорящими сами за себя. Моей коллеге из Ставрополья по мобильнику вдруг позвонил редактор и, поздравив, «обрадовал»: с ним только что общался губернатор и выразил, мягко говоря, недоумение по поводу участия журналиста краевой газеты в «опальном конкурсе». Еще у одного победителя настроение упало от того, что в дипломе жюри указало место прежней работы журналиста: после своих расследований полгода назад он был вынужден покинуть редакцию...

   П признанию членов жюри, далеко не все присланные материалы вызывали у столичных мэтров «одобрямсы» и желание протянуть руку помощи провинциальным коллегам, хотя всех участников конкурса объединяло «неравнодушное отношение к жизни, ко всему, что происходит вокруг, обостренное чувство справедливости». И еще один очень тревожный момент бросился в глаза жюри. Нынче сразу из нескольких регионов пришли материалы, рассказывающие о давлении, оказываемом на прессу местными властями. При этом московским коллегам отрадно, что на местах газетчики не молчат, сопротивляются, открыто пишут об этом в своих изданиях, понимая, что вызывают огонь на себя. Конечно же, здорово, что конкурс «Вопреки» помогает провинциалу ощущать себя не борцом-одиночкой, не одним в поле воином, а полноправным членом большого журналистского сообщества России. Поверьте, это не выспренные, а выстраданные слова.

   Етественно, на столичных приемах много говорилось о свободе прессы. Сошлюсь лишь на двух хорошо знакомых всем деятелей.

   Гигорий Явлинский: «Меня часто спрашивают, особенно за рубежом: есть ли в России свобода высказываний? Да, отвечаю: есть. Но в России есть проблемы со свободой после высказываний. Свобода слова предполагает систематическую, последовательную возможность излагать свои взгляды, объяснять читателям, что угрожает нашему обществу. Одна из проблем, с которой вы сталкиваетесь, — патологическая невосприимчивость властей к свободе печати. Это вообще особенность нашего властного корпуса».

   Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности: «Мне кажется, что журналистика все дальше и дальше уходит от жизни общества. Как в 1992 году новая российская власть в лице министра печати Полторанина назвала СМИ четвертой властью, так мы и гордимся этим. Но не пресса является мерилом общественного мнения — она его формирует и выражает, но ни в коем случае не заменяет. Мы теряем связи с общественностью. Прямая же связь прессы с читателями сегодня виртуальна».

   Ктати, символом Фонда защиты гласности, которому в этом году стукнуло 10 лет, является... черепаха. А оправданием этого символа служит слоган, придуманный Симоновым: «Гласность — это черепаха, ползущая к свободе слова». Ужасно хочется верить, что в нашей стране черепаха доползет-таки до настоящей свободы... А пока, увы, нутром ощущаешь растущее одиночество прессы перед давлением власти. Пресса предает общество. В свою очередь, общество предает прессу...

   Впомним-ка: гласности в нашей стране уже полтора десятка лет. Мы уже давно привыкли, что она представляет собой свободу кричать в СМИ, покуда не охрипнешь или не сорвешь голос. А чиновники и жулики всех мастей плевать на прессу хотели. Но самое страшное в том, что рядовой читатель на рубеже веков испытывает стрессы от журналистских разоблачений и не испытывает после прочтения правдивых компроматов ничего, кроме тоски и злости. Почему? Да потому что после смелых выступлений прессы ничего не меняется: начальники всех уровней привыкли жить как хотят, сами по себе и не реагировать на выпады отдельных «журналюг». А тем временем отношение «слуг народа» к СМИ стало гораздо более жестким, чем десятилетие назад. Отныне среди журналистов модно не протестовать, как в ельцинские времена, а договариваться, ходить с властью в полуобнимку, чтобы более-менее сносно выходить в свет, изредка купаясь под каплями дождя верховной благорасположенности. Ну, а ослушникам, тем, кто не понял новые реалии, остается попросту готовиться к нищете или измене своей профессии (даром, что ли, считающейся второй древнейшей). А душить «правдолюбцев» проще пареной репы: затаскав по судам исками «о защите чести и достоинства» или, скажем, перекрыв доступ к информации (благо, что Закона о свободе информации в России нет)...

   Н вернемся к нашим, миасским «баранам». Знаете, что меня поразило по приезде из Москвы? Областная газета поместила заметку об итогах свежего опроса миасцев на тему «Городская власть в зеркале общественного мнения». Оказывается, «опрос выявил заметный всплеск оптимизма у населения». Аж 60 процентов опрошенных назвали достижением горадминистрации ремонт дорог, асфальтирование тротуаров, наведение порядка во дворах, стабилизацию холодного и горячего водоснабжения. Ну надо же, как преуспела новая команда после выборов! Не правда ли, граждане неопрошенные? Единственный минус власти, если верить социологам, миасцы считают отмену безбилетного проезда. Неужели, народ наш столь доверчив и наивен? Принято считать, например, что за нового мэра проголосовало большинство, оттого он и победил. И никто почему-то не вспоминает, что в выборах участвовало чуть больше половины избирателей, имеющих право голоса. А из голосовавших гораздо меньше 50% предпочли нынешнего градоначальника... Стало быть, три четверти горожан не избрали этого мэра и вряд ли ему доверяют. А проще всего — не верить соцопросу, а «выйти на улицу, глянуть на село» и спросить себя: «Тебе весело?»

   Иеще об одном. Как, вероятно, знают внимательные читатели, у нашей газеты сменился учредитель. Это породило немало вопросов, главный из которых — останется ли «Миасский рабочий» независимым и городским, не превратится ли в одиозную, однобоко обслуживающую челябинского магната-политика газету. Об этом вы можете судить по публикациям. Мне же хочется предупредить о другом. Несмотря на «переучреждение» «МР», слава Богу, не приведшее к зависимости редакции от городских властей, в «розовом доме» весь последний год вынашивают планы, как бы прибрать независимую газету к своим рукам. Видимо, другой, лояльной к мэрии городской газеты им недостаточно. Вот почему я искренне желаю своей газете и ее преданным читателям любить друг друга, чтобы круг наш прирастал тиражом, а несчастья и начальники обходили стороной. Надеюсь также, что читатели нас не предадут, в случае чего встанут на защиту. Хотя, наверное, проще прогнуться, угодить чиновникам. Но разве не они должны служить нам верой и правдой, а мы им?

   Ипусть мою победу в конкурсе «Вопреки» кое-кто воспринимает, как пощечину. Честное слово, для меня это ценнее любого приза. Будем же вместе ползти к свободе слова! Пусть даже с черепашьей скоростью.

   


Андрей КУЗНЕЦОВ.



назад


Яндекс.Метрика