свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
205 | ||||
Четверг, 26 октября 2006 года | ||||
Зодчий дом Больше двадцати лет длится «роман с деревом» тургоякского мастера Олега Филиппова В год своего 250-летия поселок Тургояк возродил традицию осенней ярмарки. Скептики поначалу сомневались: не те времена, какие в поселке ремесленники? Слава Богу, наша земля на таланты не оскудела — в этом убедился каждый, кто побывал на Торжке. Сэтой публикации «Миасский рабочий» начинает рассказ о мастеровитых людях Миасского округа. Нкогда бы не подумала, что Миасс — город контрастов, если бы не познакомилась на тургоякском Торжке со строителем храмов Олегом Филипповым. Маленькие золотистые церкви из шпона так удивительно смотрелись на осеннем сером фоне сельского переулка. Но все стало еще необычнее, когда я попала к мастеру домой. Зброшенная территория поселка тургоякского дома отдыха радужных мыслей не навевает, и скромный зеленый домик, в котором почти сорок лет живет большое семейство мастера, ничем не примечателен. Но стоит только перешагнуть порог – становится ясно: этот порог стоит перешагнуть! Зесь – настоящее царство дерева: сосны, березы, осины, дуба. В двух комнатах, на кухне, в коридоре и бывшей ванной (воды на территории дома отдыха давно нет) по обшитым панелями стенам — причудливая резьба, кружевные деревянные украшения. Над дверями – воздушные арки, сами двери – произведения деревянного зодчества. Вся мебель: кровати, шкафы, кресла, карнизы, столы и столики – сделана и украшена руками хозяина. Каждое зеркало, любая рамочка для фото говорит о его таланте. Откроешь створку шкафа – и там чудеса: шахматная доска ручной работы, вазы и карандашницы. За стеклом серванта – макет Богородицкой церкви из села Холм 1552 года постройки, рядом на замысловатом столике – храм из Кижей, поразивший воображение гостей тургоякской ярмарки. Масская история плотника Олега Филиппова началась в 1968 году: когда ему было девять лет, семья переехала из Ленинска в Тургояк. Отец был хорошим столяром, но сына ничему целенаправленно не учил. Будущий деревянных дел мастер окончил училище, работал токарем и оператором станков с ЧПУ. И лишь с женитьбой, когда легла душа к семейным уютным вечерам, проснулся наследственный талант зодчего. С конца 80-х определилась и профессия по призванию – устроился столяром в дом отдыха «Тургояк», затем — в лагерь «Космос». — В советские времена литературы не было никакой: ни художественной, ни специальной, — вспоминает Олег Михайлович. – Часто ходил в поселковую библиотеку, там мне оставляли журналы «Огонек» и «Смена». Постепенно собрал коллекцию фотографий и рисунков храмов и деревянных узоров, нашлись и мебельные чертежи. Очень помог друг Владимир, профессиональный столяр: делился своим опытом, показывал приемы обработки дерева. Ипостепенно дом № 21, «одетый» в сухую штукатурку и обои, теплел и светлел от обилия дерева. Начал мастер с мебели – на первых кроватях и креслах-качалках выросли сыновья. Зарплата у работников дома отдыха никогда большой не была, и хобби хозяина семью очень выручало: и собственный дом обставил, и на продажу многое ушло. Ве мебельные и декоративные шедевры сначала рождаются на бумаге – на ватмане или старых обоях, а затем воплощаются в дереве разных пород. В последние годы литературы по профессии стало больше, но, сколько ни листал книги Олег Михайлович, ничем новым тургоякского самоучку они не порадовали, все уже освоено самостоятельно. Ориентир для работы — по-прежнему толстый альбом с эскизами и фотографиями: один из рисунков, по признанию мастера, позаимствован из школьного учебника по истории. Резная сухарница, украшающая его кухню, «списана» с картинки XVIII века, узор на карандашнице повторяет рисунок на изделии позапрошлого столетия. По этому же альбому Олег Михайлович создал более 20 храмов из шпона – на каждый уходит по полгода, но вечера у мастера длинные. Резную спинку самодельного дивана украшает распростершая крылья сова, как говорит сам хозяин дома, – символ его образа жизни. С детства не получается у него спать более 4-5 часов, поэтому хобби просто необходимо. Сйчас «в работе» у Олега Михайловича действующая модель ветряной мельницы – символ движения вперед, который, как считает талантливый тургоячанин, обязательно должен быть в каждом доме. А в перспективе – деревянный храм из поселка Верхняя Санарка, возведенный без единого гвоздя: его фотографию Олег Михайлович вырезал из «Московского комсомольца». П признанию домашних, к красоте внутреннего убранства дома они привыкли, почти не замечают. Но склонность к столярному мастерству у домочадцев все-таки есть. Один из взрослых сыновей Олега Михайловича работает столяром вместе с отцом: в деревянных украшениях особого смысла не видит, но баню поставит запросто. Младшенькая Анна, похоже, пошла в отца больше всех – с детства с молотком, и хоть бы раз попала себе по пальцу! Так что есть кому поддержать традиции дома Филипповых, только вот с самим домом проблема. Будущее жителей дома отдыха «Тургояк» так и не определилось. «Есть у меня планы и чертежи резных наличников, забора и входной арки, но что толку начинать, если родной дом за 40 лет не стал нашим, в любой момент могут выселить, — говорит Олег Михайлович. – Предлагают перебираться в город, но такое существование меня совершенно не привлекает. У городского жителя – ни кола ни двора, только грязный подъезд за дверью. Как бы то ни было, дальше Тургояка я жить не собираюсь: здесь родина детей, здесь прошла почти вся моя жизнь».
Юлия СЕВАСТЬЯНОВА.
|
назад |