Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 204 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 25 октября 2006 года

Звезда Акмуллы

   Жизнь башкирского поэта-просветителя трагически оборвалась вблизи поселка Сыростан

   В воскресенье, 29 октября, Миасс посетят делегации Министерств культуры, литераторы и творческие коллективы Республики Башкортостан и Челябинской области. А приурочен их визит к празднованию 175-летия одного из крупных поэтов-просветителей конца XIX века Мифтахетдина Акмуллы, который часто бывал в нашем городе и похоронен на мусульманском кладбище Миасса.

   Его стихи — в устах народа

   Мфтахетдин Камалетдинович Акмулла — поистине народный башкирский поэт. Его творчество — это поэзия утверждения и отрицания, радостного призыва и гневного обличения. Он первым встал на защиту новых общественных веяний в литературе XIX века, первым отверг патриархально-феодальный консерватизм, религиозный фанатизм и схоластику. Акмулла является и первым известным сатириком в башкирской литературе.

   Нходчивый и остроумный, Акмулла был прям в своих мыслях, открыт в словах, правдив. Его афористичная мудрая лирика вобрала в себя художественные достижения письменной поэзии и традиции творчества башкирских сэсэнов и казахских акынов, потому эти народы считают его и своим поэтом.

   Торческое наследие Акмуллы, известное нам, небольшое. Сборники несколько раз издавались в Уфе. Свои произведения Акмулла создавал в разных жанрах: оды, рубаи, письма в стихах, гэ-зэли, мунажаты. Знаменитая ода Акмуллы «Дамелла Шипабетдин хэзрэтнен мэрсия-се» (1892), посвященная Шигабетдину Марджани, была его первым печатным произведением. Благодаря этой публикации Акмулла стал известен не только башкирской, но и всей интеллигенции тюркоязычных народов.

   Торчество Акмуллы в истории башкирской литературы занимает важное место. Книга стихов поэта на его родном, башкирском, языке впервые была издана к 150-летнему юбилею в 1981 году. Тем не менее его песнопения жили в устах народа. Даже в 60-90-е годы прошлого столетия в разных уголках с башкирским населением не только в районах самого Башкортостана, но и Курганской, Самарской, Саратовской, Челябинской, Оренбургской областей встречались десятки сэсэнов, знавших наизусть многие стихи Акмуллы. Одним из них был его племянник из аула Туксанбай Хабетдин Бадретдинов (1891-1985), знавший наизусть практически все поэтическое наследие своего дяди.

   Остался я сиротой

   П данным переписи населения от 15 марта 1834 года, Мифтахетдин Акмулла родился 26 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбай Куль-Илминской волости 12 башкирского кантона Оренбургской губернии (ныне Миякинского района Башкирии). Родителями его были башкиры рода Мин Камалетдин и Бибиумугуль. Детство и юность прошли в большой патриархальной семье, состоящей из 14 человек. Семья нередко испытывала нужду. В нужде вырос и Мифтахетдин. Начальное образование он получил в своей деревне у отца и деда Ишкужы, затем обучался у Габдрахман-хазрета в ауле Менеузтамак (ныне Миякинский район), позже — в Стерлибашевском медресе, где брал уроки у башкирского поэта религиозного толка Шамсутдина Заки (1825-1865). В одном из стихотворений Мифтахетдин писал о своей сиротской жизни. В нем есть такие строки:

   Отался я сиротой в руках у мачехи,

   Отого не все ладилось в жизни моей.

   Н мне грязная рубашка,

   дырявые штаны,

   Утремлялся туда,

   где звучало слово муллы.

   Убудущего поэта не сложились отношения с отцом, человеком консервативных взглядов. Остроумный, прямолинейный, бунтарского характера человек, стремящийся к свободе духа, он не мог найти общего языка с отцом и в 1859 году ушел из дома, подавшись в южные волости Башкортостана. В 60-е годы Мифтахетдин Акмулла жил в Карасуре в ста километрах от Троицка. В то же время он много странствовал по аулам и кочевьям башкир, казахов, встречался с прославленными сэсэнами и акынами, во время йыйынов и сабантуев участвовал в поэтических состязаниях — айтыш. Везде и всюду занимался учительством, обучая и детей и взрослых грамоте. Поэт призывал народ к просвещению. За справедливость, гуманизм, искренность, ученость казахи назвали его «Акмулла», то есть справедливый, доброй души ученый, что и стало вторым именем — Мифтахетдин Акмулла.

   Вгоды кантонного управления в 1797-1865 годах все башкиры должны были пройти 25-летнюю солдатскую службу, и уклонение или отказ от нее наказывались тюремным заключением. По доносу Исянгильды Батыша в 1867-1871 годах Мифтахетдин Акмулла просидел в тюрьме Троицка. Хотя поэт и был освобожден, он должен был два с половиной года отбывать в арестантской роте. Избежать этого наказания помогли поклонники его таланта. После выхода из тюрьмы в 1871 году 40-летний Акмулла, спустя 13 лет, вернулся в родительский дом. Однако отец не принял своего сына. В такой обстановке появилось знаменитое послание поэта – «Письмо к отцу», в котором он объяснил причины своего ухода. В письме есть такие строки:

   Оец мой, слишком неприглядно дело твое,

   М приехали,

   истосковавшись по зову души,

   З тринадцать лет приехав лишь раз,

   душа сломана,

   Тперь уж нам лучше умереть, чем жить.

   Отавив отцовский дом, Акмулла жил в башкирском Зауралье. Смерть его была неожиданной и трагичной. В ночь на 27 октября 1895 года по дороге из Троицка в Златоуст, недалеко от Миасского завода, вблизи железнодорожной станции Сыростан он был убит.

   Учиться надо, учиться

   Торческое наследие Акмуллы невелико. Это объясняется тем, что свои стихи он часто сочинял на ходу. В условиях скитальческой жизни многие творения поэта потерялись. При жизни в 1892 году в Казани Акмулла издал лишь одну небольшую книгу на 15 страницах «Элегия в честь хазрата Шигабутдина Марджани». Просветительские идеи М. Акмуллы отражены во многих других стихотворениях поэта. Среди них четкостью, простотой мысли выделяется «Мои башкиры, учиться надо, учиться». В нем поэт обращается непосредственно к своему родному народу с пламенным призывом к просвещению, к знаниям, противопоставляя образованность невежеству:

   Ми башкиры, учиться надо, учиться,

   Мого невежд среди нас,

   образованных мало.

   Кк боимся мы дикого медведя

   на Урале,

   Тк невежества, братья, бояться надо.

   Пэт призывает свой народ к прогрессу, зовет воспитывать в себе чистые, благородные качества. Он искренне верил, что таким путем можно избавиться от бедности, нищеты, социальной несправедливости и достичь всеобщего равенства людей: «Благополучия, коль хочешь достичь, просвещению двери открой ты настежь».

   Встихотворении «Назиданья» М. Акмулла перечислил черты характера воспитанного, образованного человека: вера в Аллаха и его пророка Мухамеда, ум, терпение, нравственность, искренность. Этими качествами человека поэт как бы определил кодекс ислама.

   Могие строки поэта отточены как пословицы, насыщены народными афоризмами:

   Субишь ствол дерева —

    корень останется,

   Дое нас — кто-то один да останется,

   А человек одинокий умрет —

   Кнь его верный чужому достанется.

   Мфтахетдин Акмулла создал свою поэтическую школу, которая оказала большое влияние на развитие не только башкирской, но и татарской и казахской литератур. Акмулла — это звезда поэзии, которая светит, учит добру, славит человеческий разум и свободу.

   Именем поэта был назван сатирический журнал «Акмулла», который издавался в г. Троицке в начале XX века. На родине поэта в ауле Туксанбай с 1981 года действует прекрасно оформленный музей Мифтахетдина Акмуллы. Решением Миякинского районного Совета в 1980 году учреждена премия им. Акмуллы в области литературы и искусства. В 2006 году его именем назван Башкирский государственный педагогический университет.

   


(Материалы предоставлены управлением культуры г. Миасса и городским краеведческим музеем).



назад


Яндекс.Метрика