свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
204 | ||||
Среда, 25 октября 2006 года | ||||
Звезда Акмуллы Жизнь башкирского поэта-просветителя трагически оборвалась вблизи поселка Сыростан В воскресенье, 29 октября, Миасс посетят делегации Министерств культуры, литераторы и творческие коллективы Республики Башкортостан и Челябинской области. А приурочен их визит к празднованию 175-летия одного из крупных поэтов-просветителей конца XIX века Мифтахетдина Акмуллы, который часто бывал в нашем городе и похоронен на мусульманском кладбище Миасса. Его стихи — в устах народа Мфтахетдин Камалетдинович Акмулла — поистине народный башкирский поэт. Его творчество — это поэзия утверждения и отрицания, радостного призыва и гневного обличения. Он первым встал на защиту новых общественных веяний в литературе XIX века, первым отверг патриархально-феодальный консерватизм, религиозный фанатизм и схоластику. Акмулла является и первым известным сатириком в башкирской литературе. Нходчивый и остроумный, Акмулла был прям в своих мыслях, открыт в словах, правдив. Его афористичная мудрая лирика вобрала в себя художественные достижения письменной поэзии и традиции творчества башкирских сэсэнов и казахских акынов, потому эти народы считают его и своим поэтом. Торческое наследие Акмуллы, известное нам, небольшое. Сборники несколько раз издавались в Уфе. Свои произведения Акмулла создавал в разных жанрах: оды, рубаи, письма в стихах, гэ-зэли, мунажаты. Знаменитая ода Акмуллы «Дамелла Шипабетдин хэзрэтнен мэрсия-се» (1892), посвященная Шигабетдину Марджани, была его первым печатным произведением. Благодаря этой публикации Акмулла стал известен не только башкирской, но и всей интеллигенции тюркоязычных народов. Торчество Акмуллы в истории башкирской литературы занимает важное место. Книга стихов поэта на его родном, башкирском, языке впервые была издана к 150-летнему юбилею в 1981 году. Тем не менее его песнопения жили в устах народа. Даже в 60-90-е годы прошлого столетия в разных уголках с башкирским населением не только в районах самого Башкортостана, но и Курганской, Самарской, Саратовской, Челябинской, Оренбургской областей встречались десятки сэсэнов, знавших наизусть многие стихи Акмуллы. Одним из них был его племянник из аула Туксанбай Хабетдин Бадретдинов (1891-1985), знавший наизусть практически все поэтическое наследие своего дяди. Остался я сиротой П данным переписи населения от 15 марта 1834 года, Мифтахетдин Акмулла родился 26 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбай Куль-Илминской волости 12 башкирского кантона Оренбургской губернии (ныне Миякинского района Башкирии). Родителями его были башкиры рода Мин Камалетдин и Бибиумугуль. Детство и юность прошли в большой патриархальной семье, состоящей из 14 человек. Семья нередко испытывала нужду. В нужде вырос и Мифтахетдин. Начальное образование он получил в своей деревне у отца и деда Ишкужы, затем обучался у Габдрахман-хазрета в ауле Менеузтамак (ныне Миякинский район), позже — в Стерлибашевском медресе, где брал уроки у башкирского поэта религиозного толка Шамсутдина Заки (1825-1865). В одном из стихотворений Мифтахетдин писал о своей сиротской жизни. В нем есть такие строки: Отался я сиротой в руках у мачехи, Отого не все ладилось в жизни моей. Н мне грязная рубашка, дырявые штаны, Утремлялся туда, где звучало слово муллы. Убудущего поэта не сложились отношения с отцом, человеком консервативных взглядов. Остроумный, прямолинейный, бунтарского характера человек, стремящийся к свободе духа, он не мог найти общего языка с отцом и в 1859 году ушел из дома, подавшись в южные волости Башкортостана. В 60-е годы Мифтахетдин Акмулла жил в Карасуре в ста километрах от Троицка. В то же время он много странствовал по аулам и кочевьям башкир, казахов, встречался с прославленными сэсэнами и акынами, во время йыйынов и сабантуев участвовал в поэтических состязаниях — айтыш. Везде и всюду занимался учительством, обучая и детей и взрослых грамоте. Поэт призывал народ к просвещению. За справедливость, гуманизм, искренность, ученость казахи назвали его «Акмулла», то есть справедливый, доброй души ученый, что и стало вторым именем — Мифтахетдин Акмулла. Вгоды кантонного управления в 1797-1865 годах все башкиры должны были пройти 25-летнюю солдатскую службу, и уклонение или отказ от нее наказывались тюремным заключением. По доносу Исянгильды Батыша в 1867-1871 годах Мифтахетдин Акмулла просидел в тюрьме Троицка. Хотя поэт и был освобожден, он должен был два с половиной года отбывать в арестантской роте. Избежать этого наказания помогли поклонники его таланта. После выхода из тюрьмы в 1871 году 40-летний Акмулла, спустя 13 лет, вернулся в родительский дом. Однако отец не принял своего сына. В такой обстановке появилось знаменитое послание поэта – «Письмо к отцу», в котором он объяснил причины своего ухода. В письме есть такие строки: Оец мой, слишком неприглядно дело твое, М приехали, истосковавшись по зову души, З тринадцать лет приехав лишь раз, душа сломана, Тперь уж нам лучше умереть, чем жить. Отавив отцовский дом, Акмулла жил в башкирском Зауралье. Смерть его была неожиданной и трагичной. В ночь на 27 октября 1895 года по дороге из Троицка в Златоуст, недалеко от Миасского завода, вблизи железнодорожной станции Сыростан он был убит. Учиться надо, учиться Торческое наследие Акмуллы невелико. Это объясняется тем, что свои стихи он часто сочинял на ходу. В условиях скитальческой жизни многие творения поэта потерялись. При жизни в 1892 году в Казани Акмулла издал лишь одну небольшую книгу на 15 страницах «Элегия в честь хазрата Шигабутдина Марджани». Просветительские идеи М. Акмуллы отражены во многих других стихотворениях поэта. Среди них четкостью, простотой мысли выделяется «Мои башкиры, учиться надо, учиться». В нем поэт обращается непосредственно к своему родному народу с пламенным призывом к просвещению, к знаниям, противопоставляя образованность невежеству: Ми башкиры, учиться надо, учиться, Мого невежд среди нас, образованных мало. Кк боимся мы дикого медведя на Урале, Тк невежества, братья, бояться надо. Пэт призывает свой народ к прогрессу, зовет воспитывать в себе чистые, благородные качества. Он искренне верил, что таким путем можно избавиться от бедности, нищеты, социальной несправедливости и достичь всеобщего равенства людей: «Благополучия, коль хочешь достичь, просвещению двери открой ты настежь». Встихотворении «Назиданья» М. Акмулла перечислил черты характера воспитанного, образованного человека: вера в Аллаха и его пророка Мухамеда, ум, терпение, нравственность, искренность. Этими качествами человека поэт как бы определил кодекс ислама. Могие строки поэта отточены как пословицы, насыщены народными афоризмами: Субишь ствол дерева — корень останется, Дое нас — кто-то один да останется, А человек одинокий умрет — Кнь его верный чужому достанется. Мфтахетдин Акмулла создал свою поэтическую школу, которая оказала большое влияние на развитие не только башкирской, но и татарской и казахской литератур. Акмулла — это звезда поэзии, которая светит, учит добру, славит человеческий разум и свободу. Именем поэта был назван сатирический журнал «Акмулла», который издавался в г. Троицке в начале XX века. На родине поэта в ауле Туксанбай с 1981 года действует прекрасно оформленный музей Мифтахетдина Акмуллы. Решением Миякинского районного Совета в 1980 году учреждена премия им. Акмуллы в области литературы и искусства. В 2006 году его именем назван Башкирский государственный педагогический университет.
(Материалы предоставлены управлением культуры г. Миасса и городским краеведческим музеем).
|
назад |