свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
189 | ||||
Среда, 4 октября 2006 года | ||||
Евгения ДЮКОВА: Путь к ребенку лежит через его сердце Учиться у этого педагога считается настоящим счастьем. Отдать своего ребенка к учителю начальных классов школы № 7 Евгении Станиславовне Дюковой мечтают очень многие миасцы и потому приходят записываться в школу за год и даже за два до начала нового набора. Особенно много среди малышей детей ее бывших учеников, и это вполне понятно — открыв мир знаний вместе с Евгенией Станиславовной, они хотят, чтобы и их дети учились именно у нее. Неудивительно, что уникальный талант, настоящий дар любить и учить детей заслуженного учителя России, руководителя городской кафедры учителей начальных классов вновь признаны на самом высоком уровне — Евгения Станиславовна Дюкова вошла в число лучших учителей России, лауреатов премии президента в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Уок русского языка в 3 «А» начинается не совсем обычно. «Ребята, давайте попробуем поискать рифмы, — предлагает учитель и спрашивает: — Как вчера прошел денек?» Малыши с нетерпением тянут руки, выкрикивая рифмы. А тут уже новая фраза, полегче: «Я люблю свой дружный класс!» Кто-то заканчивает ее белым стихом: «Этот класс — моя семья», а кто-то весьма удачно завершает двустишие: «…и люблю, конечно, вас!» Псле такой небольшой разминки ребятам предстоит хорошенько подумать над словами, написанными в столбик на доске: мудрость, честь, истина, лестница, человек, любовь, вечность. Из пропущенных букв получается слово «учитель». И здесь ребята по-разному воспринимают каждое слово в цепочке. Они уверены, что эти слова неслучайны: вечность — потому что всегда будут помнить своего первого учителя, человек — ученик из века в век, лестница — вверх по ступенькам к вершинам знаний. А один бойкий паренек считает, что слово «мудрость» нужно поставить последним — потому что когда ученик уходит от учителя, то становится мудрым… Еть такие слова у Роберта Рождественского: «Учителем надо родиться, и лишь после этого стать!» Именно так и случилось у Евгении Станиславовны Дюковой. Стать учителем — ее детская мечта, превратившаяся в счастливую реальность. Она с самых малых лет хотела учить других — помнит, как в четыре года надевала сестренкины туфли на каблуках, чтобы быстро повзрослеть, и собирала кукол на уроки. А еще с удовольствием преподавала танцы для своих верных, но молчаливых учеников. Поэтому после окончания школы она даже не задумывалась о выборе будущей профессии. В Миасс приехала вместе с мужем будучи уже молодым специалистом, окончив Красноярское педагогическое училище, а позже получила высшее образование в Шадринском пединституте. Вноябре этого года исполнится 40 лет, как Евгения Станиславовна начала писать свою педагогическую поэму. Она вспоминает, что переломным моментом в ее учительской биографии стала учеба в Ярославле на факультете практической психологии. Именно наука о душе позволила ей совершенно по-новому взглянуть на педагогику, увидеть учеников в другом ракурсе. — Детей нужно научить любить, — убеждена Евгения Станиславовна. — Именно учитель им открывает мир, поэтому я забочусь о добромыслии, доброречии. Ведь что такое воспитание? Известный педагог Шалва Амонашвили вот так раскрывает его словообразование: в + ось + питание — в ось! Нужно именно ось, основу человека, напитать вековой мудростью, добротой, благодарностью. Иенно на воспитании основана система образования Евгении Дюковой. Развитие речи она называет сердцеведением, и это не случайно. Начинается оно с обращения к истокам слова, буквы. На уроках дети пишут сочинения, развивают речь, размышляя в своих работах на темы, раскрывающие душевные качества человека. Вот темы мини-сочинений, которые ребята успели написать в этом году: «Светлый человек», «Совесть», «Благодарность», «Каким бывает сердце?», «Настоящий сын»… А дома не забывают следовать тайне, которую хранят вместе с учителем. — Евгения Станиславовна, а что это за тайна? — На самом деле, все достаточно просто — не забыть поцеловать маму, похвалить папу. Говоря о любви к родителям, мы имеем в виду не пустые слова, а добрые дела, в которых выражаются забота и внимание. Не вымыта посуда? Вымой сам, если любишь свою маму и хочешь облегчить ей домашние хлопоты. Ведь вот что интересно: на вопрос, чем любит заниматься твоя мама, ребята часто отвечают: моя мама очень любит стирать. Поэтому мне хочется, чтобы они по-другому посмотрели на своего самого дорогого человека, научились отличать, чем мама действительно любит заниматься, а что ей приходится делать по дому. Чобы научиться помогать людям, у нас есть копилка добрых дел, куда ребята бросают записки, в которых пишут о своих достижениях. Они сами формулируют секреты дружбы, и постепенно заботливое отношение к людям становится чертой их характера… Кассная комната 3 «А» просто светится от ребячьих рисунков. Цвет, по мнению Евгении Станиславовны, это путь к сердцам детей, их видение мира. Ребята любят рисовать и часто иллюстрируют свои сочинения, с помощью рисунков рассказывают о главных событиях в их жизни. Сейчас, к примеру, они нарисовали поход, в который ходили на днях, — как всегда вместе с любимой учительницей и родителями. И здесь Евгения Станиславовна остается для них «центром Вселенной»: «Ребята, давайте понюхаем, как пахнет осень. А кто знает, как называется это дерево? А почему осенью листья деревьев окрашиваются в разные цвета?» Рбятня играет в мяч, жарит сосиски на костре и одновременно впитывает много новой информации о родной природе. А еще с настоящим детским азартом выполняет главное задание — отправляется на поиски Арбуза Дружбы… — А как удается привлечь родителей? Ведь не секрет, что современные мамы и папы очень заняты, и на школу у них не остается ни сил, ни желания? — Прежде всего нужно, чтобы родители поняли: в школе учитель — это все для ребенка. А когда взрослые полностью тебе доверяют, то и сами стараются помогать. Мы живем одной семьей, вместе проводим все классные мероприятия: в прошлом году, например, с удовольствием ходили в бассейн, а потом на «Веселые горки», часто ездим в Челябинск или Златоуст — в театр, музеи, на выставки. Устраиваем смотры знаний, множество традиционных мероприятий — в новогодних спектаклях участвуют все до единого: ребята учат роли, а родители шьют костюмы. Все это здорово сближает и объединяет. — Как научить ребенка учиться с удовольствием? — Прежде всего его нужно раскрыть: пение, танцы, рисование — все что угодно, ради того, чтобы заинтересовать учением. И, поверьте, результаты не заставят себя ждать. У меня нет избранных учеников, не существует специального отбора, и, как и во всех классах, есть те, кто все схватывает на лету, и те, кому с трудом даются школьные науки. Поэтому с каждым ребенком нужно заниматься индивидуально, найти к нему подход и главное — научить работать. Начальная школа — это база, и если в младшем школьном возрасте ребенка не научить трудиться, то потом ему будет очень тяжело. — Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный учитель? — Думаю, самое главное качество — это терпение. — Как по-вашему, с чего начинается школа? — Конечно, с первого учителя и с семьи. Верно сказал В. А. Сухомлинский: «Семья — это среда, где человек должен творить добро». Убеждена, что путь к ребенку лежит через сердце. Мы все вместе учимся работать над своей душой, воспитываем свое сердце, учимся думать и любить. И потом дети не просят в библиотеках комиксы, а читают хорошие детские книги, которые тоже способны воспитывать. …Урок русского языка подходит к концу. В качестве последнего задания ребятам Евгения Станиславовна предлагает написать короткое сочинение на тему: «Чему я мог бы научить учителя?» Кто-то пообещал научить свою первую учительницу делать мыло и чинить лампы, кто-то — играть в шахматы и рыбачить, но почти все ребята в заключении своих сочинений написали: наш учитель знает в 100 раз больше, чем мы, наш учитель умеет все! Сгодня девять миасских учителей — победителей Всероссийского конкурса, проводимого в рамках национального проекта «Образование», приглашены на торжественный прием в Челябинск. Там из рук министра науки и образования РФ Андрея Фурсенко они получат премии в размере 100 тысяч рублей за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. Это учитель истории школы № 9 Людмила Ваулина, учитель русского языка и литературы лицея № 6 Нина Горковлюк, учитель географии школы № 16 Татьяна Долгова, учитель начальных классов школы № 7 Евгения Дюкова, учитель биологии школы № 42 Ирина Домрачева, учитель русского языка и литературы школы № 1 Надежда Ковригина, учитель географии школы № 18 Анастасия Лузина, учитель физкультуры школы № 13 Ирина Тумакова и учитель истории гимназии № 19 Ольга Угрюмова. Звтра, непосредственно в День учителя, еще восемь миасских педагогов отправятся на прием к губернатору Челябинской области. Учитель гимназии № 19 Раиса Плохотниченко, учитель школы № 16 Елена Гредякина, учитель школы № 10 Людмила Сидорова, учитель школы № 17 Вера Шергина, учитель школы № 26 Наталья Ростова, учитель школы № 11 Татьяна Михальцова, учитель школы № 44 Светлана Миронова, учитель школы № 4 Лариса Московкина будут награждены губернаторскими премиями в размере 50 тысяч рублей. Втот же день, 5 октября, в ДК автомобилестроителей состоится городское торжественное собрание.
Людмила ЗАНЬКО
|
назад |