Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 134 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 10 ноября 2001 года

ПРИЗРАК БРОДИТ ПО МИАССУ, ПРИЗРАК ТУБЕРКУЛёЗА

   Как свидетельствует медицинская статистика, стремительный рост заболеваемости туберкулезом совпал с началом всеобщего кризиса в стране. А до 1992 года медики успешно боролись со страшной болезнью, следуя поставленной задаче ликвидировать туберкулез, как оспу. Загнать инфекцию в угол не успели, и теперь заболеваемость в стране растет со скоростью снежного кома, поражая все участки российского организма.

   ВМиассе за последние 5 лет рост заболеваемости туберкулезом увеличился ровно в два раза. Если в 1996 году были выявлены 48 человек, заболевших впервые, то в 2000-м — уже 92, а за 9 месяцев этого года — 78. Эти показатели всерьез настораживают врачей, ведь только в сентябре 2001-го заболели 15 миасцев, среди них двое детей (один — до года) и двое подростков 17 лет. Всего же в нашем городе 3000 больных различными формами туберкулеза, в их числе 370 так называемых активных больных — тех, кто заражает. Кстати, подхватить инфекцию довольно просто: 100-процентная вероятность заражения наблюдается уже тогда, если ты находишься с больным в помещении площадью 9 кв. м — то есть в общественном транспорте, магазине и т. д. Как заметил главный врач противотуберкулезного диспансера О. Ю. Катников, эта СПИД-ассоциированная болезнь пострашнее ВИЧ-инфекции — если вирус СПИДа передается тремя известными способами, то туберкулез — одним, но самым распространенным, воздушно-капельным.

   А ты прошел флюорографию?

   Вявить максимальное число заболевших — такая задача стоит перед врачами-фтизиатрами сейчас. А это, как выяснилось, совсем не просто. В нашей стране флюорографическое обследование — основной метод обнаружения очагов заболевания. С ним-то как раз дела обстоят очень плохо. Только 30-40 процентов миасцев регулярно проходят флюорографию, а 94 тысячи 277 жителей нашего города игнорируют эту необходимую процедуру и составляют так называемый скрытый резерв инфекции.

   Ксожалению, регулярные организованные обследования населения остались в прошлом, а современное законодательство говорит о добровольном осмотре на предмет туберкулеза. Сейчас в обязательном порядке обследуются только учащиеся школ и средних учебных заведений города и декретированные группы населения. Осмотр остальных категорий граждан зависит в первую очередь от них самих, а еще — от руководителей предприятий. Противотуберкулезный диспансер располагает передвижным флюорографом и готов предоставить его любому предприятию и организации совершенно бесплатно. Но руководители, больше озабоченные экономическим самочувствием предприятия нежели физическим здоровьем коллектива, неохотно обращаются за помощью в диспансер. Так, за 10 месяцев этого года с помощью передвижного рентгенаппарата на предприятиях были обследованы лишь 5743 человека, в то время как трудоспособное население Миасса исчисляется десятками тысяч. Но уже в результате такого обследования выявлены 29 больных туберкулезом, и 30 — с активной формой. Половина из них — работники автозавода, самого многочисленного предприятия.

   Программа есть, да денег нет...

   20 апреля прошлого года на сессии горсовета была принята городская комплексная межведомственная программа по борьбе с туберкулезом на 2000 — 2004 годы. Однако по словам главного врача противотуберкулезного диспансера О. Ю. Катникова, она не подтверждена финансово, и в денежном измерении реализована лишь на 17 процентов. Из определенных для реализации программы 3 млн. 332 тыс. рублей на 2000 и 2001-й годы исполнено 2 млн. 319 тысяч, целый миллион остался на бумаге. В результате так и не решен вопрос о предоставлении отдельного жилья бациллярным больным (квартиры не выделяются с 1998 года), как и великое множество других проблем, которые с годами только усугубляются.

   Кадры решают все

   Нльзя не согласиться с этим известным высказыванием, потому что от профессионализма специалистов, а в нашем случае главным образом — от их наличия, зависит все. Из противотуберкулезного диспансера по-прежнему идет большой отток кадров. Штат укомплектован лишь на 50 процентов, при этом трое врачей пенсионного возраста. Основная причина кадрового дефицита — низкая зарплата. Медперсонал тубдиспансера входит в группу риска, а труд оплачивается государством чисто символически. При том, что к окладам работников добавляется 25 процентов за вредность, их зарплаты колеблются от 300 (у санитарки) до 900 рублей (у врача).

   Свведением платного проезда врачи и медсестры оказались в еще худшем положении: чтобы объехать больных, состоящих на учете в диспансере, приходится по нескольку раз в день пользоваться общественным транспортом, причем, как троллейбусом, так и автобусом. А вопрос со служебными проездными до сих пор не решен, поэтому здоровье больных врачи контролируют за счет своего кармана...

   Вэтом году Президентом России был подписан Закон «О борьбе с распространением туберкулеза на территории Российской Федерации», в разделе о социальных гарантиях которого сказано увеличить до 60 процентов от оклада прибавку за стаж, а рабочую неделю сократить с 36 до 30-часовой. Закон вступил в силу 18 июня, а миасские фтизиатры до сих пор не почувствовали изменений к лучшему. Для кого же пишутся законы?

   Где и чем лечат больных

   Гродская противотуберкулезная служба в настоящее время располагает двумя зданиями: стационарным корпусом в пос. Дачный и поликлиникой в центральной части города (ул. Ферсмана, 1). Чтобы представить, в каком состоянии они находятся, достаточно сказать, что в последний раз в поликлинике был сделан ремонт в 1992 году, а в стационаре — и того раньше. Горячей воды в стационарном корпусе по-прежнему нет, а при том, что в нем находятся на лечении до 100 больных, и каждый из них проводит в стационаре около года, и до антисанитарии недалеко... В учреждении инфекционного (!) профиля нет дезкамеры (для обработки белья), требует замены технологическое оборудование в пищеблоке. Глядя на эти и другие «недостатки», специальная комиссия Центра госсанэпиднадзора 1 июня этого года выдала предписание о закрытии стационара, если нарушения не будут устранены до 1 декабря. Благодаря такому ультиматуму в рамках упомянутой выше программы удалось сделать ремонт отопительной системы и кровли в стационаре, начать ремонт в лаборатории. Медики надеются, что ЦГСЭН пойдет еще на одну уступку и продлит отсрочку, иначе больные туберкулезом окажутся на улице.

   Зболеваемость туберкулезом в нашем городе растет с каждым месяцем. Об этом знают все, на всех уровнях власти, но факт остается фактом: специалисты работают на технически и морально устаревшем рентген- и флюорографическом оборудовании. О. Ю. Катников утверждает: «Только одна серьезная поломка, и аппараты не восстановишь». В тубдиспансере нет аппарата ЭКГ, в этом учреждении пульмонологического профиля отсутствует и бронхоскоп, необходимый для диагностики и лечения туберкулеза. Он есть в горбольнице № 2, но пациентов с направлениями от врачей-фтизиатров там не принимают из-за большого риска инфицирования.

   Еинственный сдвиг за последнее время, который мог припомнить О. Ю. Катников, наблюдается в том, что с 2000 года закрыта проблема наличия флюорографической пленки и противотуберкулезных препаратов благодаря федеральным и областным поставкам. Кстати, лечение одного больного обходится в 4670 рублей вместо положенных 11040 рублей. Почти так же обстоят дела (только со знаком минус) и с питанием в стационаре: одного больного кормят в день на 14 рублей, а должны обеспечивать питанием (ежедневно) на 57 рублей 55 копеек. Вот такая вынужденная экономия при том, что полноценное питание — один из основных факторов успешного лечения…

   Невероятное, но очевидное

   Скаждым годом в Миассе растет смертность от туберкулеза: в 1996-м умерли 13 миасцев, в 2000 году — 21, за 9 месяцев этого года — 9, и по прогнозам специалистов, итоговая цифра будет выше прошлогодней. В нашем городе 94 человека, ставших инвалидами от этой болезни. Все это произошло потому, что туберкулез был выявлен слишком поздно, когда первые признаки мнимого ОРЗ переросли в опасное поражение легочной системы.

   Пошло то время, когда туберкулез был характерен для так называемых асоциальных категорий граждан, среди заболевших есть представители самых разных профессий: водители, врачи, учителя, и самое страшное — дети. Осовременившуюся болезнь трудно лечить: палочки-мутанты приспосабливаются к лекарственным препаратам. Поэтому не стоит отказываться от мер профилактики туберкулеза (вакцинации и ревакцинации), ежегодного флюорографического обследования.

   Ковь на платке героев чеховских романов, как предвестник смерти от чахотки, становится реальностью в наши дни. Очевидно, что с этой проблемой городской противотуберкулезной службе в одиночку не справиться, она давно уже вышла за рамки медицинского учреждения — необходима любая (спонсорская, благотворительная и т. д.) помощь всех, и специалисты готовы ее принять.

   История болезни

   Тберкулез — инфекционное заболевание с образованием специфических воспалительных изменений, которое в 90 процентах случаев характеризуется поражением легочной системы. Существует туберкулез глаз, кожи, костной системы, кишечника и др. Основной источник распространения заболевания — больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты или слюны с микробактериями туберкулеза.

   Оисание признаков заболевания содержится еще в папирусах древних египтян и манускриптах индусов, в произведениях Гиппократа и других врачей. Следы туберкулеза обнаружены на египетских мумиях (2-3 тысячи лет до н. э.).

   Вдореволюционной России смертность от туберкулеза в Миассе составляла 467, в Петербурге — 607 человек на 100 тыс. жителей (1881 г.). Особенно страдали от туберкулеза фабричные рабочие («болезнь живущих в подвалах»). Резкий рост заболеваемости туберкулезом и смертности от него повсеместно отмечался в периоды социально-экономических кризисов и войн.

   


Людмила ЗАНЬКО.



назад


Яндекс.Метрика