свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
185 | ||||
Четверг, 28 сентября 2006 года | ||||
Синдром случайного попутчика 4 процента россиян признаются в своем полном одиночестве Как показал последний социологический опрос Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян испытывают дефицит доверительных, откровенных отношений. Чаще всего в личностную зону доверия они включают лишь родственников, причем самых близких: 53 процента участников опроса сказали, что полное доверие испытывают к супругу или супруге, 46 процентов — к родителям, 44 процента — к своим детям. З рамками семьи желание и возможность откровенных отношений возникают у наших людей гораздо реже. Среди тех, с кем установились близкие, доверительные отношения, только 34 процента опрошенных назвали знакомых, друзей, 27 процентов — братьев, сестер, 11 процентов — более далеких родственников, 14 процентов — друзей детства, юности, 8 процентов — сослуживцев, лишь 1 процент — знакомых по Интернету. 4 процента россиян живут в полном одиночестве, не имея ни одного человека, которого могут отнести к числу «самых близких». Орос выявил закономерность: чем старше человек, тем, оказывается, более сужен круг людей, с которыми его связывает доверительное общение. После 30-35 лет резко снижается роль дружеских отношений, человек замыкается на проблемах самых близких — супруга, детей. Обращает на себя внимание и низкий уровень доверительности в общении с коллегами, товарищами по работе: отношения с ними складываются чаще всего сугубо деловые, в стиле нашего прагматичного времени. Утех, кому за 50 лет, друзей еще меньше, чем у молодых, а доля тех, у кого нет ни одного близкого друга, составляет 22 процента. Вусловиях дефицита душевной близости и доверия, как показал опрос, у многих возникает синдром «случайного попутчика», когда они испытывают желание поговорить «по душам» с совсем не знакомым или малознакомым человеком, которому иногда рассказывается такое, что утаивается даже от самых близких. Подобное желание испытывают время от времени 17 процентов опрошенных. 35 процентов в принципе не готовы идти на откровенность, но, по их признанию, в самых исключительных случаях это реально. Категорически отвергают возможность доверительного общения с малознакомым человеком 43 процента. Н фоне не слишком высокого уровня межличностного, «живого» доверия еще ниже его показатели к «виртуальным друзьям» — телевидению, телевизионной рекламе, Интернету. Полностью доверяют телевидению только 3 процента опрошенных, в какой-то степени — 43 процента и совсем не доверяют 45 процентов россиян. Рекламе доверяют полностью только 1 процент опрошенных, еще 16 процентов — в какой-то степени и 69 процентов не доверяют вовсе. Нсмотря на невысокие показатели доверительности и коммуникабельности, выявленные в ходе исследования, социологи ВЦИОМ не считают их доказательством некой мрачности, мизантропичности жителей современной России, их склонности к одиночеству. Как продемонстрировал тот же опрос, 45 процентов его участников назвали себя «скорее общительным, компанейским человеком» и только 15 процентов — как «скорее замкнутым, склонным к одиночеству». Остальные 40 процентов затруднились определить себя как «экстраверта» или «интраверта»: по их собственному признанию, они бывают и теми и другими в зависимости от ситуации и настроения. Надо отметить, что в большей степени общительные, коммуникабельные люди преобладают над замкнутыми в молодежной среде в соотношении 55 процентов против 13 процентов.
«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА».
|
назад |