свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
167 | ||||
Суббота, 2 сентября 2006 года | ||||
Возрождайся, «царское» село! Штрихи к портрету Сыростана, отмечающего свой 250-й день рождения Недаром в народе говорят: мал золотник, да дорог. И еще давно подмечено: в малых населенных пунктах, как правило, вынашиваются глобальные планы. Подтверждением тому служит уютно раскинувшийся в красивейшем распадке высокогорья Сыростан, отмечающий в начале сентября свой 250-летний юбилей. Тракт для каторжан и... императоров Сарые времена местные жители вспоминают как сладкий сон. В XVIII веке через село пролегал Сибирский тракт, по которому «во глубину сибирских руд» гнали на каторгу ссыльных арестантов. А в Сыростане конвоиры и заключенные останавливались на ночлег. Впрочем, эти места манили к себе не только политических бунтовщиков, но и власть предержащих. В 1821 году здешним красотам дивился, проезжая по Уралу, император Александр I, в 1837-м — будущий самодержец Александр II, путешествовавший вместе со своим воспитателем, известным поэтом Василием Жуковским. Царевич тогда даже принял участие в состязании местных жителей и своей свиты: кто быстрее доберется до вершины крутой горы. На радость всем самым ловким на подъем оказался Александр Романов, с тех пор гору так и величают — Александровской. А у Крестовоздвиженской церкви в конце ХХ века был установлен бюст последнего русского императора — великомученика Николая II. Тк что царская династия Романовых оставила свой след в сердцах сыростанцев. А каков поп, таков, как говорится, и приход. Местные подданные заезжих императорских особ в те далекие времена жили-не тужили, благо, что земля уральская всегда славилась своими мастеровыми. Юбилей с опозданием на 20 лет? — До революции и Советской власти деревня наша была богатущая, себя кормила, одевала-обувала и город снабжала, — вспоминает сыростанский краевед Иван Глинин. — Наши предки были очень трудолюбивы. Все в округе засевали пшеницей, овсом, льном и другими культурами, многие держали не только домашнюю скотину, но и специально выращивали лошадей, занимаясь зимой извозом на гужевом транспорте. Помимо этого селяне жгли уголь, известь, производя сырье для Демидовских оружейных заводов. Вплоть до Великой Отечественной войны в Сыростане водился табун из полутора тысяч лошадей, не считая жеребят. Коней было столько же, сколько и коров. Эо сейчас сельское стадо состоит всего из полусотни буренок и быков, и многие сыростанцы попросту отвыкли от парного молока. Заброшены не только покосы, за которыми еще недавно стояла очередь в сельсовете, но и огороды. Похоже, безвозвратно минули те времена, когда коренные обитатели не только сами себя обеспечивали всеми продуктами, но еще и миасцев кормили. Рссказ Ивана Алексеевича дополнили бывшие учительницы — его супруга Мария Васильевна и их соседка Александра Николаевна Ворошилова. По их словам, около века назад в Сыростане действовала не одна школа, а целых пять начальных учебных заведений. Впрочем, чему тут удивляться, если только в семье Глининых родили и воспитали одиннадцать детей! — Всяко жили при разных властях, — говорят. — Но «по миру» не ходили, хотя и бедняков хватало. Однако все пахали, были при нелегком крестьянском деле и не жаловались на жизненные невзгоды. Смое любопытное, о чем при встрече поведал журналистам 81-летний краевед Иван Глинин, — так это о найденных им в областных архивах разночтениях относительно даты рождения Сыростана. Оказывается, существуют записи, по которым выходит, что село было основано не в 1756 году, а на двадцать лет раньше. Кстати, сам Иван Алексеевич серьезно занялся историческими поисками почти четверть века назад, решив восстановить собственное генеалогическое древо. Ему удалось отыскать подписанную императором гербовую бумагу, согласно которой прадед Глинина был освобожден от крепостной зависимости и в 1863 году призван в рекруты. «Но у него были золотые руки, — добавляет при этом его следопыт-потомок, — поэтому моего прадеда направили работать в Златоустовские оружейные мастерские…» — Выходит, день рождения Сыростана нынче «округлили» к юбилею, — смеются старожилы. Полустанок надежды Ннешний юбилей села сыростанские молодые семьи решили отметить по-своему, родив селу и миру с начала года уже 14 малышей (в прошлом году новорожденных было 8). И сегодня местный детский садик, рассчитанный на 25 юных селян, надо расширять вдвое, чтобы справиться с сельским демографическим бумом (пока же многим родителям приходится возить своих чад в детсад соседнего поселка Хребет). Обыстром возрождении Сыростана в последнее время красноречивее всего говорят, наверное, разительные перемены, происходящие на железнодорожной станции и местном щебеночном карьере. Буквально на следующей неделе станция Сыростан возродится: здесь откроется новый вокзал с залом ожидания для пассажиров, магазином и товарной кассой. В прошлом году заложили его фундамент, а минувшим летом возвели симпатичное здание, которое сейчас и доводят до ума отделочники. А ведь еще пару лет назад руководство Южно-Уральской железной дороги вынуждено было закрыть станцию Сыростан, понизив в статусе до уровня разъезда. По сути же, ее разворовали, дело дошло до разбора подъездных путей. Застой произошел в результате прекращения работы Сыростанского щебеночного карьера, ранее принадлежавшего проектно-строительному производству Уральского автозавода. Как и сам УралАЗ, жалкое существование на рубеже веков влачил и его сыростанский карьер, задыхаясь от отсутствия заказчиков. С места — в карьер! Сава Богу, в 2004 году нашлись предприниматели, выкупившие заброшенные «камнеломни» и дробильный участок у автозавода и решившие возобновить кипучую деятельность карьера, учитывая начавшийся в стране строительный бум. — Если раньше здесь трудились два десятка человек, производя ежегодно по 17-20 тысяч кубометров щебня, то сейчас с этим объемом мы справляемся за месяц, — рассказывает директор ООО «Сыростанский щебеночный карьер» Александр Жидков. — В нашем коллективе 75 человек, причем мы ощущаем кадровую проблему, вынуждены брать на работу специалистов из Бакала, Кусы и других городов. Думаю, у нашего завода — большое будущее. Ив самом деле, хватило беглого взгляда, чтобы заметить весьма напряженный ритм, в котором трудится сейчас это предприятие. Практически без остановки, как муравьи, в карьер и обратно сновали, тяжело дыша, мощные самосвалы, увозя щебень не только миасским строителям, но и в Златоуст, на другие объекты ЮУЖД. Существенной подмогой автомобилям станет недавно проложенный к карьеру железнодорожный путь, чтобы осуществлять погрузку щебня с конвейера прямо в вагоны. В ближайших планах руководства — возведение еще одного железнодорожного тупика, ведь уже в следующем году заказы на щебень должны возрасти в два с половиной раза, до полумиллиона кубометров. Птому-то и пришлось новым хозяевам возрождаемого на глазах карьера в Сыростане заниматься не только укреплением с нуля своей производственной базы, но и восстановлением железнодорожной станции. Вт так, постепенно и возвращается утраченная было работоспособность в глубинке, где для этого есть все условия, а главное — живут прекрасные люди, потомки трудолюбивых уральских мастеровых и крестьян. Иочень хотелось бы в канун 250-летия села Сыростан, чтобы его дальнейшая сельская жизнь и судьба не укладывались в традиционный российский менталитет: что имеем — не храним, потерявши — плачем…
Андрей КУЗНЕЦОВ
|
назад |