Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 155 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 17 августа 2006 года

«Заря» флотилии Тургояка

   Сорок лет назад генеральный конструктор КБ и главнокомандующий ВМФ ударили по… яхтам

   В отличие от многих других популярных и «народных» видов спорта, доподлинно известно, кто и где в Миассе основал парусные регаты и целую флотилию. Случилось это ровно сорок лет назад на крутом берегу озера Тургояк, где нынешние ветераны Государственного ракетного центра стали ближе к своему заказчику — Военно-морскому флоту, создав яхт-клуб «Заря».

   С яхт-клубом по жизни

   Нчать с того, что исторически с конца 50-х годов прошлого столетия живописные Крутики на голубой жемчужине «принадлежали» КБМ. Здесь, на скалах, располагалась испытательная станция для обработки элементов будущих ракет подводного базирования. Эта «тема», как говорят в ГРЦ, закончилась, на склоне Крутиков остались наблюдательная вышка со связью и деревянные ангары, а также вертолетная площадка. К середине шестидесятых засекреченный объект на Тургояке начал пустовать. Тогда-то его и облюбовали амбициозные, легкие на подъем инженеры-конструкторы с Лепешковой. Молодые парни, закончившие самые престижные советские вузы, были одержимы новым делом и с энтузиазмом накинулись на скорейшее обустройство новой площадки «для души и тела» у манящей голубой жемчужины.

   — Сначала здесь образовалась гребная секция, которую затем потеснили водомоторники, — делится воспоминаниями нынешний президент яхт-клуба «Заря» Игорь Якупов. — Моторные лодки и катера настолько быстро расплодились на Тургояке, что их вскоре вынуждены были запретить власти. На смену ревущим моторам энтузиасты притащили на берег первые самодельные парусные лодки, на которых бороздили по озеру в одиночку.

   Тк стихийно и появился у Крутиков яхт-клуб «Заря». Очередным модным веянием ребята заразили энергичного руководителя предприятия Виктора Петровича Макеева, без лишних слов поддерживавшего все здоровые начинания. Мэтр с уже подготовленными документами лично встретился с главнокомандующим Военно-морского флота Сергеем Петровичем Горшковым и похлопотал о выделении яхт. Через управление боевой подготовки ВМФ яхт-клубы флотов страны в 1966 году отправили в Миасс семь первых судов.

   Всоветские годы яхтами постоянно снабжали миасцев Тихоокеанский и Черноморский флоты. Таким образом, первенец парусного спорта в городе яхт-клуб «Заря» превратился в один их крупнейших на Южном Урале, основав Тургоякский флот и став обладателем 36-ти «вымпелов» — белоснежных судов.

   Сортсмены «Зари» быстро прослыли большими доками по части организации солидных парусных регат, участвуя в региональных и всероссийских гонках. До сих пор здесь слагают легенды об успехах основателя яхт-клуба сотрудника НПО электромеханики Николая Воронина, первого мастера спорта СССР и чемпиона области по парусному спорту, начальника отдела ГРЦ Станислава Яшина. Помнят здесь и о добрых традициях детской парусной школы «Заря» под руководством Николая Воронина и Анатолия Шевченко. Тренеры раскрыли не один десяток юных талантов, буквально заразили мальчишек тягой к парусам, вооружив их взрослым арсеналом приемов покорения водных просторов.

   — Приехав в «сухопутный» Миасс в 1972 году из Риги, где у меня проснулась тяга к воде, морю и судам, я не мог представить, как буду жить без этого на Урале, — рассказывает один из старожилов яхт-клуба Валерий Щапин. — Оказалось, тут полно ребят, увлеченных парусным спортом. А умение преодолевать жизненные трудности, желание учиться быть сильными духом и телом шло от самого Виктора Петровича Макеева. Тогда была особая атмосфера товарищества, и мы, молодые, шли по жизни открыто, легко, уверенно.

   Через огонь — снова на воду

   П словам ветеранов «Зари», изрядно подкосил яхт-клуб сильный пожар в злополучном 1991 году, нанесший страшный удар прежде всего по детской школе: сгорела почти вся оснастка — от парусов до мачт, уцелела, по сути, лишь часть домиков. В результате остались без работы детские тренеры.

   — Корпуса многих яхт выглядели голыми, недоукомплектованными, их постепенно распродали, чтобы поддержать «на плаву» и восстановить остальные, — вспоминают старожилы.

   Онако ставший роковым для великой державы 1991 год, одновременно мрачно совпавший с пепелищем на берегу озера, к счастью, не привел к распаду яхт-клуба «Заря». Яхтсменам пришлось овладеть азами судостроения и самим взяться за восстановление «вымпелов».

   — На капремонт яхт некоторые члены «Зари» потратили два-три года жизни, — вспоминает Валерий Щапин. — Но никто из нас не опустил руки, обновляя суда. Я, например, до сих пор плаваю на «Фламинго», которое словно заново родилось после того пожара. И не променяю свою яхту ни на какую серийного производства стоимостью в десятки тысяч долларов.

   Кк утверждают бывалые члены клуба, слухи о том, что парусный спорт сегодня не доступен для большинства людей и аристократичен, сильно преувеличены. Во всяком случае, для жителей Миасса это занятие вполне доступное, считает президент «Зари» Игорь Якупов, добавляя при этом:

   — Если у кого-то есть желание, милости просим в наш яхт-клуб! Ну а деньги на увлечение яхтингом требуются не такие уж большие, сопоставимые со средними доходами миасцев.

   Парусный бум

   Т, что на Тургояке в последние годы царит настоящий парусный бум и существует негласный, но очень даже солидный флот, в составе которого несколько десятков судов, видно невооруженным взглядом. А в минувшие выходные, когда праздновался День физкультурника, два ведущих миасских яхт-клуба отметили свои юбилеи грациозными гонками. «Заре» в этот день стукнуло сорок лет, а «Чайке» (фирма «Трек») — пятнадцать. Юбиляры собрались вместе, чтобы отметить дни рождения состязаниями крейсерских яхт, стартовав поочередно с родных причалов.

   Пбедителями и призерами юбилейного парусного «братства» стали в своих группах и убеленные сединами, и молодые шкиперы и рулевые: Евгений Берсенев и Дмитрий Лутович, Валерий Щапин и Дмитрий Лебедев, Владимир Борисов и Дмитрий Мазилкин. Впервые в гонках стартовал женский экипаж Натальи Барковой, Татьяны Яковлевой и Анны Михеевой. Вместе с родителями в состязаниях участвовали дети, начавшие ходить под парусами благодаря детской яхтшколе, которая действует при поддержке объединения «Трек».

   Ктати, сейчас руководители яхт-клубов «Заря» и «Чайка» решают организационные вопросы, готовясь к открытию филиалов совместной детской парусной школы в машгородке и центральной части города. Согласитесь, весьма символичный шаг в юбилейную годовщину. Здорово, что еще больше миасских мальчишек полюбят паруса навсегда!

   


Андрей КУЗНЕЦОВ



назад


Яндекс.Метрика