свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
155 | ||||
Четверг, 17 августа 2006 года | ||||
«Заря» флотилии Тургояка Сорок лет назад генеральный конструктор КБ и главнокомандующий ВМФ ударили по… яхтам В отличие от многих других популярных и «народных» видов спорта, доподлинно известно, кто и где в Миассе основал парусные регаты и целую флотилию. Случилось это ровно сорок лет назад на крутом берегу озера Тургояк, где нынешние ветераны Государственного ракетного центра стали ближе к своему заказчику — Военно-морскому флоту, создав яхт-клуб «Заря». С яхт-клубом по жизни Нчать с того, что исторически с конца 50-х годов прошлого столетия живописные Крутики на голубой жемчужине «принадлежали» КБМ. Здесь, на скалах, располагалась испытательная станция для обработки элементов будущих ракет подводного базирования. Эта «тема», как говорят в ГРЦ, закончилась, на склоне Крутиков остались наблюдательная вышка со связью и деревянные ангары, а также вертолетная площадка. К середине шестидесятых засекреченный объект на Тургояке начал пустовать. Тогда-то его и облюбовали амбициозные, легкие на подъем инженеры-конструкторы с Лепешковой. Молодые парни, закончившие самые престижные советские вузы, были одержимы новым делом и с энтузиазмом накинулись на скорейшее обустройство новой площадки «для души и тела» у манящей голубой жемчужины. — Сначала здесь образовалась гребная секция, которую затем потеснили водомоторники, — делится воспоминаниями нынешний президент яхт-клуба «Заря» Игорь Якупов. — Моторные лодки и катера настолько быстро расплодились на Тургояке, что их вскоре вынуждены были запретить власти. На смену ревущим моторам энтузиасты притащили на берег первые самодельные парусные лодки, на которых бороздили по озеру в одиночку. Тк стихийно и появился у Крутиков яхт-клуб «Заря». Очередным модным веянием ребята заразили энергичного руководителя предприятия Виктора Петровича Макеева, без лишних слов поддерживавшего все здоровые начинания. Мэтр с уже подготовленными документами лично встретился с главнокомандующим Военно-морского флота Сергеем Петровичем Горшковым и похлопотал о выделении яхт. Через управление боевой подготовки ВМФ яхт-клубы флотов страны в 1966 году отправили в Миасс семь первых судов. Всоветские годы яхтами постоянно снабжали миасцев Тихоокеанский и Черноморский флоты. Таким образом, первенец парусного спорта в городе яхт-клуб «Заря» превратился в один их крупнейших на Южном Урале, основав Тургоякский флот и став обладателем 36-ти «вымпелов» — белоснежных судов. Сортсмены «Зари» быстро прослыли большими доками по части организации солидных парусных регат, участвуя в региональных и всероссийских гонках. До сих пор здесь слагают легенды об успехах основателя яхт-клуба сотрудника НПО электромеханики Николая Воронина, первого мастера спорта СССР и чемпиона области по парусному спорту, начальника отдела ГРЦ Станислава Яшина. Помнят здесь и о добрых традициях детской парусной школы «Заря» под руководством Николая Воронина и Анатолия Шевченко. Тренеры раскрыли не один десяток юных талантов, буквально заразили мальчишек тягой к парусам, вооружив их взрослым арсеналом приемов покорения водных просторов. — Приехав в «сухопутный» Миасс в 1972 году из Риги, где у меня проснулась тяга к воде, морю и судам, я не мог представить, как буду жить без этого на Урале, — рассказывает один из старожилов яхт-клуба Валерий Щапин. — Оказалось, тут полно ребят, увлеченных парусным спортом. А умение преодолевать жизненные трудности, желание учиться быть сильными духом и телом шло от самого Виктора Петровича Макеева. Тогда была особая атмосфера товарищества, и мы, молодые, шли по жизни открыто, легко, уверенно. Через огонь — снова на воду П словам ветеранов «Зари», изрядно подкосил яхт-клуб сильный пожар в злополучном 1991 году, нанесший страшный удар прежде всего по детской школе: сгорела почти вся оснастка — от парусов до мачт, уцелела, по сути, лишь часть домиков. В результате остались без работы детские тренеры. — Корпуса многих яхт выглядели голыми, недоукомплектованными, их постепенно распродали, чтобы поддержать «на плаву» и восстановить остальные, — вспоминают старожилы. Онако ставший роковым для великой державы 1991 год, одновременно мрачно совпавший с пепелищем на берегу озера, к счастью, не привел к распаду яхт-клуба «Заря». Яхтсменам пришлось овладеть азами судостроения и самим взяться за восстановление «вымпелов». — На капремонт яхт некоторые члены «Зари» потратили два-три года жизни, — вспоминает Валерий Щапин. — Но никто из нас не опустил руки, обновляя суда. Я, например, до сих пор плаваю на «Фламинго», которое словно заново родилось после того пожара. И не променяю свою яхту ни на какую серийного производства стоимостью в десятки тысяч долларов. Кк утверждают бывалые члены клуба, слухи о том, что парусный спорт сегодня не доступен для большинства людей и аристократичен, сильно преувеличены. Во всяком случае, для жителей Миасса это занятие вполне доступное, считает президент «Зари» Игорь Якупов, добавляя при этом: — Если у кого-то есть желание, милости просим в наш яхт-клуб! Ну а деньги на увлечение яхтингом требуются не такие уж большие, сопоставимые со средними доходами миасцев. Парусный бум Т, что на Тургояке в последние годы царит настоящий парусный бум и существует негласный, но очень даже солидный флот, в составе которого несколько десятков судов, видно невооруженным взглядом. А в минувшие выходные, когда праздновался День физкультурника, два ведущих миасских яхт-клуба отметили свои юбилеи грациозными гонками. «Заре» в этот день стукнуло сорок лет, а «Чайке» (фирма «Трек») — пятнадцать. Юбиляры собрались вместе, чтобы отметить дни рождения состязаниями крейсерских яхт, стартовав поочередно с родных причалов. Пбедителями и призерами юбилейного парусного «братства» стали в своих группах и убеленные сединами, и молодые шкиперы и рулевые: Евгений Берсенев и Дмитрий Лутович, Валерий Щапин и Дмитрий Лебедев, Владимир Борисов и Дмитрий Мазилкин. Впервые в гонках стартовал женский экипаж Натальи Барковой, Татьяны Яковлевой и Анны Михеевой. Вместе с родителями в состязаниях участвовали дети, начавшие ходить под парусами благодаря детской яхтшколе, которая действует при поддержке объединения «Трек». Ктати, сейчас руководители яхт-клубов «Заря» и «Чайка» решают организационные вопросы, готовясь к открытию филиалов совместной детской парусной школы в машгородке и центральной части города. Согласитесь, весьма символичный шаг в юбилейную годовщину. Здорово, что еще больше миасских мальчишек полюбят паруса навсегда!
Андрей КУЗНЕЦОВ
|
назад |