Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 153 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 15 августа 2006 года

Что такое инновационность

   Сущность нового времени заключается в том, что будущее страны все больше зависит от результата преобразований, совершаемых человеком, его исследовательской, проектировочной, практической деятельности.

   Пэтому формирование в каждом человеке творца собственных способностей становится экономически целесообразным и позволит приблизить решение сверхзадачи XXI века — преобразовать знания в технологию — теорию преобразующей практики.

   Врамках национального проекта «Образование» большое внимание уделяется инновационной деятельности. Внедрению новых технологий и был посвящен июньский экспертно-проектный семинар в Челябинске по теме «Развитие инновационной деятельности в образовании» под руководством А. И. Адамского (Институт проблем образовательной политики «Эврика»).

   Цль семинара — перевод инновационной деятельности на государственный уровень, придание законодательного статуса понятию «инновационность», так как до сих пор не ясно, что же понимать под ним. Сегодня известно, как определить лучшую школу, и совсем не известно, как определить инновационную.

   Чо же такое инновационность? С позиции сегодняшнего дня это не только эффективное общение, математическая грамотность, умение анализировать и решать проблемы, использовать навыки межличностного взаимодействия и самоорганизации для успешной работы с другими людьми, информационные технологии, но и основной ресурс максимальной самореализации ребенка — результат образовательной программы. И здесь необходимо уточнить, что инновационность — это не педагогическая деятельность, а условие педагогической деятельности, способность педагога увидеть новую ситуацию как инновационную, направленную на развитие в ребенке продуктивного мышления.

   Ощеизвестно, что идеальной формой продуктивного мышления является проектная деятельность, так как она порождает новые связи и возможности, выход на результат, понимание того, что дальше нужно строить свою жизнь во взаимосвязи с другими людьми, самим собой, с культурой, историей, а это и есть развитие способности ребенка на дальнейшее самоопределение.

   Поектная деятельность ставит новые вопросы, новые проблемы, следовательно, появляется новая деятельность, а это и есть механизм развития ребенка.

   Знимаясь проектной деятельностью, ученик вынужден думать, размышлять, осмысливать, анализировать, а это и есть точка его роста.

   Н для того, чтобы проектная деятельность достигла цели, учитель должен создавать на уроке такие условия, чтобы заработали способы продуктивной деятельности. Ему необходимо продумать свою деятельность, переосмыслить, пропустить ее через себя и помнить, если он хочет работать в инновационном формате, то не должен копировать чьи-то методики. И здесь важно рассмотреть еще одно понятие — результативность работы учителя. С точки зрения инновационности, это способность выпускника к действию, к предпринимательству, которое понимается как образовательный контекст. Или более конкретно: «предпринимать — затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного» (В. И. Даль).

   Н секрет, что сегодня школа готовит учеников к жизни. А им нужен ресурс для успешной самореализации. Именно проектный подход учит детей действовать самостоятельно, вырабатывает инновационность, предпринимательство как основной ресурс максимальной самореализации — результативности деятельности педагога.

   Рссматривался вопрос и о сути управленческо-педагогической деятельности как закрепленном нормативе, который должен отвечать требованиям гражданского заказа на образование, отличии традиционной деятельности педагога от инновационной, о качестве деятельности педагога, его профессиональном стандарте и о том, как же замерить качество педагогической деятельности и, следовательно, как платить сегодня учителю, работающему в инновационном режиме. В основе подхода к оплате рассматриваются три ключевых направления деятельности педагога: результативность, средства обучения, ЭТОС (этика педагога), цель которых вывести оплату труда из тотального равенства.

   Кждый учитель должен уяснить, что сегодня на прежних целях жить нельзя, их надо переосмыслить и перевести в нормативный формат. То есть нужна рефлексия целей. И это опять проектная деятельность, способ построения новой деятельности.

   Рзультатом осуществления проекта всегда является новая проблематика. Классно-урочная школа — завершенный проект, перевод инновационной деятельности на государственный уровень неизбежен.

   Нсомненно, поднятые вопросы призваны достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям, ибо «как мы учим детей сегодня, так будем жить завтра». С этими словами Президента России В. Путина нельзя не согласиться. Надеюсь, что вопросы экспертно-проектного семинара станут предметом обсуждения и в нашем городе.

   Пздравляю всех педагогов с новым учебным годом и желаю инновационных подходов в работе с детьми на благо развития российского образования.

   


Л. ЗАНОХА,директор школы № 18, заслуженный учитель РФ.



назад


Яндекс.Метрика