свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
153 | ||||
Вторник, 15 августа 2006 года | ||||
Что такое инновационность Сущность нового времени заключается в том, что будущее страны все больше зависит от результата преобразований, совершаемых человеком, его исследовательской, проектировочной, практической деятельности. Пэтому формирование в каждом человеке творца собственных способностей становится экономически целесообразным и позволит приблизить решение сверхзадачи XXI века — преобразовать знания в технологию — теорию преобразующей практики. Врамках национального проекта «Образование» большое внимание уделяется инновационной деятельности. Внедрению новых технологий и был посвящен июньский экспертно-проектный семинар в Челябинске по теме «Развитие инновационной деятельности в образовании» под руководством А. И. Адамского (Институт проблем образовательной политики «Эврика»). Цль семинара — перевод инновационной деятельности на государственный уровень, придание законодательного статуса понятию «инновационность», так как до сих пор не ясно, что же понимать под ним. Сегодня известно, как определить лучшую школу, и совсем не известно, как определить инновационную. Чо же такое инновационность? С позиции сегодняшнего дня это не только эффективное общение, математическая грамотность, умение анализировать и решать проблемы, использовать навыки межличностного взаимодействия и самоорганизации для успешной работы с другими людьми, информационные технологии, но и основной ресурс максимальной самореализации ребенка — результат образовательной программы. И здесь необходимо уточнить, что инновационность — это не педагогическая деятельность, а условие педагогической деятельности, способность педагога увидеть новую ситуацию как инновационную, направленную на развитие в ребенке продуктивного мышления. Ощеизвестно, что идеальной формой продуктивного мышления является проектная деятельность, так как она порождает новые связи и возможности, выход на результат, понимание того, что дальше нужно строить свою жизнь во взаимосвязи с другими людьми, самим собой, с культурой, историей, а это и есть развитие способности ребенка на дальнейшее самоопределение. Поектная деятельность ставит новые вопросы, новые проблемы, следовательно, появляется новая деятельность, а это и есть механизм развития ребенка. Знимаясь проектной деятельностью, ученик вынужден думать, размышлять, осмысливать, анализировать, а это и есть точка его роста. Н для того, чтобы проектная деятельность достигла цели, учитель должен создавать на уроке такие условия, чтобы заработали способы продуктивной деятельности. Ему необходимо продумать свою деятельность, переосмыслить, пропустить ее через себя и помнить, если он хочет работать в инновационном формате, то не должен копировать чьи-то методики. И здесь важно рассмотреть еще одно понятие — результативность работы учителя. С точки зрения инновационности, это способность выпускника к действию, к предпринимательству, которое понимается как образовательный контекст. Или более конкретно: «предпринимать — затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного» (В. И. Даль). Н секрет, что сегодня школа готовит учеников к жизни. А им нужен ресурс для успешной самореализации. Именно проектный подход учит детей действовать самостоятельно, вырабатывает инновационность, предпринимательство как основной ресурс максимальной самореализации — результативности деятельности педагога. Рссматривался вопрос и о сути управленческо-педагогической деятельности как закрепленном нормативе, который должен отвечать требованиям гражданского заказа на образование, отличии традиционной деятельности педагога от инновационной, о качестве деятельности педагога, его профессиональном стандарте и о том, как же замерить качество педагогической деятельности и, следовательно, как платить сегодня учителю, работающему в инновационном режиме. В основе подхода к оплате рассматриваются три ключевых направления деятельности педагога: результативность, средства обучения, ЭТОС (этика педагога), цель которых вывести оплату труда из тотального равенства. Кждый учитель должен уяснить, что сегодня на прежних целях жить нельзя, их надо переосмыслить и перевести в нормативный формат. То есть нужна рефлексия целей. И это опять проектная деятельность, способ построения новой деятельности. Рзультатом осуществления проекта всегда является новая проблематика. Классно-урочная школа — завершенный проект, перевод инновационной деятельности на государственный уровень неизбежен. Нсомненно, поднятые вопросы призваны достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям, ибо «как мы учим детей сегодня, так будем жить завтра». С этими словами Президента России В. Путина нельзя не согласиться. Надеюсь, что вопросы экспертно-проектного семинара станут предметом обсуждения и в нашем городе. Пздравляю всех педагогов с новым учебным годом и желаю инновационных подходов в работе с детьми на благо развития российского образования.
Л. ЗАНОХА,директор школы № 18, заслуженный учитель РФ.
|
назад |