![]() | ||||
![]() |
свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
|||
![]() |
153 | ![]() |
![]() |
|
![]() |
Вторник, 15 августа 2006 года | |||
![]() |
Каждый ребенок талантлив по-своему
Лцеисты — постоянные победители олимпиад городского, областного, всероссийского и даже международного уровней. А этот год стал как никогда урожайным на награды: из 91 миасского медалиста 23 — из лицея № 6. Скретами работы с одаренными детьми делится директор МОУ «Лицей № 6» Марат КУРАМШИН: — Работа по обучению одаренных детей – задача, требующая совместных действий многих специалистов: ученых, учителей, школьных психологов и родителей. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены поддержки, необходимой для развития их талантов. Одаренный ребенок — быстро формирующаяся личность, будущее которой, однако, еще не определено. Вот почему совершенно необходимо заниматься с такими детьми. Изучая эту проблему с 1993 года и пройдя все этапы исследовательской работы, мы выявили простые, но очень важные проблемы в организации работы с одаренными детьми: — отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности, ее видовом разнообразии; — функционально-целевая направленность образовательного процесса в плане развития интеллекта учащихся; — ориентация школы на «уравнивание», на «среднего» ученика, без прогноза на индивидуальное развитие. И в этом случае одаренные дети испытывают дискриминацию. С временем эти простые, на первый взгляд, упущения выросли в достаточно серьезные проблемы. Как, не нарушая обычного учебного процесса, в котором задействованы все члены коллектива, решить поставленные задачи: научить ребят, убедить их, сделать своими союзниками? Скептиков хватало как среди педагогов, управленцев, так и среди родителей. Тперь же учителя твердо убеждены, что во всех детях от природы заложено творческое начало. Если же способности ребенка не находят должного развития, то виноваты в этом взрослые, которые либо не создали условий, либо загасили природные возможности детей догматическими методами обучения и воспитания. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую образовательную среду. Обеспечить планомерность, систематичность и непрерывность решения этой стратегической задачи призвана комплексно-целевая программа «Одаренные дети». Она была разработана в рамках национального проекта на базе всех основополагающих документов Челябинской области и Миасса. Н протяжении нескольких лет нас упрекали в том, что мы отбираем только способных учеников, поэтому и демонстрируем высокое качество образования. На самом же деле мы не проводим никакого специализированного тестирования, а обучаем всех пришедших в первый класс. Отношение к ребенку как личности на протяжении всех школьных лет, уважение к нему, формирование правильного отношения к учебе, учителям, сверстникам, родителям стало постулатом для каждого педагога, правилом, законом для всех. И на этой благодатной почве начали появляться первые ростки — ребята, удивившие нас яркостью своей личности, высоким уровнем интеллекта, воспитанностью, организованностью и добротой. Из года в год таких учеников становится все больше. Постепенно исчезают такие проблемы, как негативное отношение к учебе, сверстникам, родителям, учителям. Ребята с удовольствием бегут в родной лицей. Они знают, что здесь их встретят умные, мудрые, высокопрофессиональные учителя, которые научат, поддержат, дадут полезные советы. М не можем кого-то выделить особо, поскольку мы все одна команда и работаем ради будущего человека, созидателя нашего общества. Однако некоторых учеников из множества, которые защищали честь Миасса, Челябинской области, России, все же хотелось бы назвать: Артем Лопатин (биология), Евгений Цветков (химия), Дмитрий Мазилкин (астрономия), Светлана Кудряшова (история), Виктор Мухачев (информатика), Екатерина Тефтелева (история), Алексей Пелевин, Авелина Коростелкина (английский язык), Елена Шарикова (французский язык), Екатерина Пронина (физика), Руслан Талипов (математика). Наша команда по информатике заняла 3 место из 1380 команд России и Западной Европы; нынешняя спортивная команда стала победителем городской спартакиады среди школьников. Наш лицей славится школьным хором, в котором участвует половина учащихся. Успехи можно перечислять и дальше. За ними стоит кропотливый, систематический и очень сложный труд учителя. М создали так называемую модель одаренного ребенка, которая состоит из нескольких позиций: — личность, здоровая физически, духовно, нравственно и социально; — личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования рефлексной деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда; — личность, способная осуществить самостоятельную продуктивную деятельность; — личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры; — личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения; — личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей. М отчетливо осознаем, что применить эту модель полностью и ко всем учащимся невозможно, но стремиться к этому мы в силах. Для этого лицей имеет высококвалифицированных учителей-профессионалов, которые сделают все возможное, чтобы приблизиться к заветной цели. А сформировать в будущем воспитанного, здорового, способного, высокоразвитого человека — значит сформировать будущее нашей России. |
назад |