Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 153 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 15 августа 2006 года

Наше образование достойно уважения

   Михаил Энгельман:

   Август для педагогов — традиционное время подведения итогов. Прошлый учебный год стал особенным для российского образования: дав старт национальному приоритетному проекту, он принес немало новаций, стимулов к работе, а главное — вселил новые надежды и уверенность в завтрашнем дне. Об итогах деятельности системы миасского образования в 2005-2006 учебном году мы беседуем с начальником управления «Образование» Михаилом ЭНГЕЛЬМАНОМ.

   — Mхаил Александрович, какие главные задачи стояли перед образованием Миасса в прошлом учебном году?

   — Деятельность системы дошкольного, общего и дополнительного образования Миасского городского округа была направлена на обеспечение принципа общедоступности образования, адаптивности к уровню, особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, реализации национального проекта. Понимая, что в основе успешности человека и общества лежит образование, а первый кирпичик в его фундаменте — дошкольное образование, мы усиленно работали, решая задачи обеспечения его доступности для населения округа.

   — Кстати, о доступности: в этом году наиболее остро встала проблема дефицита мест в детских садах…

   — В дошкольных учреждениях получали воспитание 7243 ребенка, что составляет 72,7% от числа всех юных миасцев до 7 лет. Для более полного удовлетворения потребности населения в дошкольном образовании в округе проводилась дифференциация и рационализация сети детских садов — сейчас мы располагаем детскими садами всех видов.

   Н секрет, что в центральной части города возникла очередь на места в детские сады. Можно по-разному относиться к этому факту: с одной стороны, он свидетельствует о правильности действий по обеспечению доступности дошкольного образования, а с другой — вынуждает принимать трудные решения по оптимизации сети дошкольных учреждений. Трудные потому, что муниципальный бюджет продолжает оставаться весьма скромным, и выкроить значительные средства для возврата зданий бывших детских садов в систему образования, а тем более строить новые дошкольные учреждения, в 2006 году оказалось невозможным.

   — С января повысилась родительская плата на организацию питания в дошкольных учреждениях. Не привело ли это к оттоку детей?

   — Городским Собранием депутатов было принято решение о предоставлении льгот ряду категорий семей, что позволило избежать социального напряжения и оттока детей из дошкольных учреждений. Родители 1051 ребенка (14,5%) пользовались льготой по плате за содержание в детском саду, из них 820 имели 100-процентную льготу.

   — Чем порадовали школы?

   — Система общего образования охватывала более 17420 обучающихся, обеспечив не только доступность образования, но и его хорошее качество в целом.

   Пдтверждением эффективности нашей работы служат результаты независимой экспертизы подготовки выпускников 9-х, 11-х классов. По результатам итоговой аттестации последних лет показатели наших выпускников достойны уважения. В 2006 году 99,3% выпускников 9-х классов были допущены к государственной итоговой аттестации и все получили положительные отметки, из них лишь 3,42% был выдан документ особого образца.

   Кгосударственной итоговой аттестации были допущены 99,8% выпускников старшей школы. Все они прошли ее успешно. 29 выпускников были награждены золотой медалью «За особые успехи в учении», 62 – серебряной, что составило 7% от общего числа выпускников средней школы.

   — Какие условия созданы для реализации возможностей ребят с высоким интеллектуальным потенциалом и детей с отклонениями в развитии?

   — Аккредитованы 1 лицей и 1 гимназия, в учреждениях организованы факультативы, занятия по выбору учащихся, в некоторых работают научные общества учащихся. В 11-ти школах были открыты профильные классы.

   Чо касается детей с отклонениями в развитии, то они получают образование в специальных образовательных учреждениях. Кроме того, для детей с задержкой психического развития было открыто 82 класса в общеобразовательных школах, продолжалась работа по их интегрированному обучению в общеобразовательных классах.

   Вучреждениях дополнительного образования, охватывающих 67% от общего числа обучающихся, используется комплексный подход к организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

   — Как реализуется программа здоровьесбережения?

   — Как и в предыдущие годы, в прошлом учебном году велась активная работа по сохранению здоровья школьников. Анализ здоровьесберегающей деятельности в учреждениях образования показал, что комплексную системную работу ведут лишь 20% из них. Следует признать чрезвычайно важной и полезной координацию работы учреждений образования и здравоохранения. Наряду с положительными тенденциями расширения форм и методов здоровьесберегающей деятельности и увеличением количества школ, включенных в эту работу, следует отметить незначительный процент школ, занимающихся этой проблемой комплексно и системно, а также недостаточное внимание к тем формам и методам здоровьесберегающей деятельности, которые являются непосредственной функцией образовательного учреждения.

   — Здоровье школьников зависит и от того, как они питаются…

   — Совершенно верно, именно поэтому управлением образования разработана программа организации питания, которая будет составной частью программы развития образования в Миасском городском округе.

   П итогам учебного года горячее питание получали 62% школьников. Охват всеми видами питания составил 92,6% от общего количества учащихся.

   Соимость горячего питания колебалась от 8 рублей 70 копеек до 12 рублей. На основании постановления губернатора Челябинской области и постановления главы администрации Миасского городского округа в школах города было организовано льготное питание для всех нуждающихся в нем детей.

   — В задачи школы, как известно, входит и воспитание учащихся. На чем основывается современная воспитательная система?

   — Анализ показывает, что приоритетом воспитательной деятельности стал личностно ориентированный подход. В ряде школ реализуется мониторинг результатов воспитания, применяются разнообразные формы и методы воспитательного воздействия. Хорошо организована досуговая и развивающая деятельность. Создаются условия для туристическо-краеведческой деятельности, работают 15 школьных музеев. В то же время острой остается проблема информационного, методического и научного обеспечения образовательных учреждений по проблемам воспитания.

   — Нарисуйте, пожалуйста, общий портрет миасских педагогов.

   — Наши учителя — люди творческие, владеющие современными технологиями обучения и воспитания. 10,4% от общего количества учителей имеют высшую квалификационную категорию, 56,6% — первую. В 2005-2006 учебном году прошли аттестацию на высшую квалификационную категорию 65 педагогических работников, на первую категорию – 331.

   — Изменился ли уровень их благосостояния?

   — Новая система оплаты педагогического труда пока что не введена, поэтому существенного улучшения оплаты труда педагогов не произошло. К сожалению, до сих пор имеется существенный дисбаланс между вкладом педагога в обучение и воспитание и размером оплаты его труда. Уровень зарплаты в значительной степени определяется не качеством результатов его труда, а количеством учебных часов.

   — Как же изменить ситуацию?

   — Уверен, что снижение дополнительной нагрузки на учителя, а значит, повышение заработной платы до такого уровня, чтобы его труд стал почетным и престижным, в том числе и для молодежи, приведет к росту качества образования. В целях оптимизации соотношения между нагрузкой педагога и размером оплаты его труда, обеспечения учета специфики педагогической профессии в области и в нашем городском округе реализуется задача внедрения нормативного финансирования образовательных учреждений.

   — Но при этом в явном проигрыше оказались школы с небольшим количеством учащихся.

   — Да. Выход мы видим либо в корректировке коэффициентов для этой группы учреждений, либо в предоставлении права перераспределения между учреждениями средств.

   — Как идет процесс компьютеризации?

   — Общеобразовательным учреждениям Миасского городского округа предстоит сделать серьезные шаги для завершения компьютеризации. В рамках проекта «Информатизация системы образования» в округе открыт межшкольный методический центр расширенной комплектации. Реализация мероприятий проекта «Информатизация системы образования», в том числе и с использованием возможностей ММЦ, позволит расширить доступность интернет-технологий для педагогов и обучающихся, развить формы дистанционного обучения, обеспечить систему образования области новейшими информационными ресурсами. За два квартала 2006 года в ММЦ прошли подготовку 152 педагога.

   — Расскажите о реализации национального проекта «Образование».

   — Национальный проект «Образование» дал мощный, системный импульс в решении проблем имеющихся в деле обучения и воспитания. В основе работы по реализации национального проекта «Образование» в Миасском городском округе лежит муниципальная целевая программа, утвержденная Собранием депутатов.

   МУ «Лицей № 6» и МОУ «СОШ № 18» приняли участие в президентском конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, школа № 4 вошла в число лауреатов такого же конкурса Челябинской области. Победителями областного конкурса в рамках реализации национального проекта «Образование» стали детские сады № 17, 25, 96.

   Звершен муниципальный конкурс общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Четыре победителя муниципального конкурса (школы № 7, 9, 20, 42) получили денежную поддержку в размере 60 тысяч рублей на реализацию программы развития учреждения.

   Педставлены на конкурсы документы лучших учителей округа, педагогов дополнительного образования.

   Поведен конкурс «Учитель года-2006». В соответствии с муниципальным положением в сентябре 2006 года завершится работа по конкурсу методических разработок учителей-предметников, победители которого тоже получат денежную поддержку в сумме 115 тысяч рублей. Кроме того, учителя, подготовившие победителей муниципального этапа предметных олимпиад, получат денежное вознаграждение в сумме 120 тысяч рублей. Такая же сумма предусмотрена на поддержку учителей, подготовивших призеров областных предметных олимпиад.

   Веурочную воспитательную работу в образовательных учреждениях округа вели 830 классных руководителей, 826 из которых получали дополнительное вознаграждение за классное руководство. Принято решение о выплате вознаграждения с 1 января 2006 года и тем классным руководителям, которые его не получали. Завершен муниципальный конкурс на лучшего классного руководителя, его победители получат материальную поддержку ко Дню учителя.

   — А одаренные дети поощряются?

   — Совместное выполнение областной, муниципальной целевой программ реализации национального проекта «Образование» и муниципальной программы «Дети Миасского городского округа» дало значительный импульс работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. В округе выпущен сборник «Надежды родного края», в который вошли самые талантливые и одаренные дети по всем направлениям. На базе школы № 7 проведен семинар директоров общеобразовательных учреждений, на котором детально рассмотрен вопрос системной работы с одаренными детьми в школе. В результате у нас есть победители региональных, республиканских и международных олимпиад, конкурсов, соревнований. В соответствии с программой реализации национального проекта «Образование» муниципальная комиссия отберет наиболее талантливых и одаренных для их материальной поддержки.

   — Из каких источников финансируется проект?

   — Из средств областного и городского бюджетов. Удельный вес расходов на систему образования в общем объеме расходов муниципального бюджета на 2006 год составил 40,5%, в том числе на дошкольную подсистему – 12,9% (в 2005 году – 34,3%, по ДОУ — 8,1%). Как видим, Миасский городской округ прилагает все усилия к тому, чтобы достойно выполнять ту часть функций в области образования, которая отнесена законом к нашей ответственности. Наше образование достойно уважения, и мы стремимся к тому, чтобы его уровень стал еще выше.

   Образовательная система Миасского городского округа вместе с образовательной системой области развивается динамично, но темпы этого развития все же оставляют желать лучшего. Успехи есть, но остаются некоторые задачи, над которыми и предстоит работа в новом учебном году:

   * продолжение работы по реализации национального проекта «Образование»;

   * широкое внедрение в образовательный процесс новых информационно-коммуникационных технологий;

   * создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в учреждениях;

   * увеличение охвата дошкольным образованием детей 5-6-ти лет;

   * возврат зданий бывших детских садов в систему образования;

   * обеспечение преемственности дошкольного и общего образования;

   * повышение качества образования;

   * реализация следующих особенностей воспитательной работы со школьниками, в том числе в деятельности классного руководителя: содержательных, технологических, педагогических;

   * сохранение сети общеобразовательных учреждений в условиях нормативного финансирования;

   * дальнейшее развитие системы дополнительного образования детей, сохранение его бесплатной формы;

   * укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.

   


Людмила ЗАНЬКО



назад


Яндекс.Метрика