свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
153 | ||||
Вторник, 15 августа 2006 года | ||||
Наше образование достойно уважения Михаил Энгельман: Август для педагогов — традиционное время подведения итогов. Прошлый учебный год стал особенным для российского образования: дав старт национальному приоритетному проекту, он принес немало новаций, стимулов к работе, а главное — вселил новые надежды и уверенность в завтрашнем дне. Об итогах деятельности системы миасского образования в 2005-2006 учебном году мы беседуем с начальником управления «Образование» Михаилом ЭНГЕЛЬМАНОМ. — Mхаил Александрович, какие главные задачи стояли перед образованием Миасса в прошлом учебном году? — Деятельность системы дошкольного, общего и дополнительного образования Миасского городского округа была направлена на обеспечение принципа общедоступности образования, адаптивности к уровню, особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, реализации национального проекта. Понимая, что в основе успешности человека и общества лежит образование, а первый кирпичик в его фундаменте — дошкольное образование, мы усиленно работали, решая задачи обеспечения его доступности для населения округа. — Кстати, о доступности: в этом году наиболее остро встала проблема дефицита мест в детских садах… — В дошкольных учреждениях получали воспитание 7243 ребенка, что составляет 72,7% от числа всех юных миасцев до 7 лет. Для более полного удовлетворения потребности населения в дошкольном образовании в округе проводилась дифференциация и рационализация сети детских садов — сейчас мы располагаем детскими садами всех видов. Н секрет, что в центральной части города возникла очередь на места в детские сады. Можно по-разному относиться к этому факту: с одной стороны, он свидетельствует о правильности действий по обеспечению доступности дошкольного образования, а с другой — вынуждает принимать трудные решения по оптимизации сети дошкольных учреждений. Трудные потому, что муниципальный бюджет продолжает оставаться весьма скромным, и выкроить значительные средства для возврата зданий бывших детских садов в систему образования, а тем более строить новые дошкольные учреждения, в 2006 году оказалось невозможным. — С января повысилась родительская плата на организацию питания в дошкольных учреждениях. Не привело ли это к оттоку детей? — Городским Собранием депутатов было принято решение о предоставлении льгот ряду категорий семей, что позволило избежать социального напряжения и оттока детей из дошкольных учреждений. Родители 1051 ребенка (14,5%) пользовались льготой по плате за содержание в детском саду, из них 820 имели 100-процентную льготу. — Чем порадовали школы? — Система общего образования охватывала более 17420 обучающихся, обеспечив не только доступность образования, но и его хорошее качество в целом. Пдтверждением эффективности нашей работы служат результаты независимой экспертизы подготовки выпускников 9-х, 11-х классов. По результатам итоговой аттестации последних лет показатели наших выпускников достойны уважения. В 2006 году 99,3% выпускников 9-х классов были допущены к государственной итоговой аттестации и все получили положительные отметки, из них лишь 3,42% был выдан документ особого образца. Кгосударственной итоговой аттестации были допущены 99,8% выпускников старшей школы. Все они прошли ее успешно. 29 выпускников были награждены золотой медалью «За особые успехи в учении», 62 – серебряной, что составило 7% от общего числа выпускников средней школы. — Какие условия созданы для реализации возможностей ребят с высоким интеллектуальным потенциалом и детей с отклонениями в развитии? — Аккредитованы 1 лицей и 1 гимназия, в учреждениях организованы факультативы, занятия по выбору учащихся, в некоторых работают научные общества учащихся. В 11-ти школах были открыты профильные классы. Чо касается детей с отклонениями в развитии, то они получают образование в специальных образовательных учреждениях. Кроме того, для детей с задержкой психического развития было открыто 82 класса в общеобразовательных школах, продолжалась работа по их интегрированному обучению в общеобразовательных классах. Вучреждениях дополнительного образования, охватывающих 67% от общего числа обучающихся, используется комплексный подход к организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. — Как реализуется программа здоровьесбережения? — Как и в предыдущие годы, в прошлом учебном году велась активная работа по сохранению здоровья школьников. Анализ здоровьесберегающей деятельности в учреждениях образования показал, что комплексную системную работу ведут лишь 20% из них. Следует признать чрезвычайно важной и полезной координацию работы учреждений образования и здравоохранения. Наряду с положительными тенденциями расширения форм и методов здоровьесберегающей деятельности и увеличением количества школ, включенных в эту работу, следует отметить незначительный процент школ, занимающихся этой проблемой комплексно и системно, а также недостаточное внимание к тем формам и методам здоровьесберегающей деятельности, которые являются непосредственной функцией образовательного учреждения. — Здоровье школьников зависит и от того, как они питаются… — Совершенно верно, именно поэтому управлением образования разработана программа организации питания, которая будет составной частью программы развития образования в Миасском городском округе. П итогам учебного года горячее питание получали 62% школьников. Охват всеми видами питания составил 92,6% от общего количества учащихся. Соимость горячего питания колебалась от 8 рублей 70 копеек до 12 рублей. На основании постановления губернатора Челябинской области и постановления главы администрации Миасского городского округа в школах города было организовано льготное питание для всех нуждающихся в нем детей. — В задачи школы, как известно, входит и воспитание учащихся. На чем основывается современная воспитательная система? — Анализ показывает, что приоритетом воспитательной деятельности стал личностно ориентированный подход. В ряде школ реализуется мониторинг результатов воспитания, применяются разнообразные формы и методы воспитательного воздействия. Хорошо организована досуговая и развивающая деятельность. Создаются условия для туристическо-краеведческой деятельности, работают 15 школьных музеев. В то же время острой остается проблема информационного, методического и научного обеспечения образовательных учреждений по проблемам воспитания. — Нарисуйте, пожалуйста, общий портрет миасских педагогов. — Наши учителя — люди творческие, владеющие современными технологиями обучения и воспитания. 10,4% от общего количества учителей имеют высшую квалификационную категорию, 56,6% — первую. В 2005-2006 учебном году прошли аттестацию на высшую квалификационную категорию 65 педагогических работников, на первую категорию – 331. — Изменился ли уровень их благосостояния? — Новая система оплаты педагогического труда пока что не введена, поэтому существенного улучшения оплаты труда педагогов не произошло. К сожалению, до сих пор имеется существенный дисбаланс между вкладом педагога в обучение и воспитание и размером оплаты его труда. Уровень зарплаты в значительной степени определяется не качеством результатов его труда, а количеством учебных часов. — Как же изменить ситуацию? — Уверен, что снижение дополнительной нагрузки на учителя, а значит, повышение заработной платы до такого уровня, чтобы его труд стал почетным и престижным, в том числе и для молодежи, приведет к росту качества образования. В целях оптимизации соотношения между нагрузкой педагога и размером оплаты его труда, обеспечения учета специфики педагогической профессии в области и в нашем городском округе реализуется задача внедрения нормативного финансирования образовательных учреждений. — Но при этом в явном проигрыше оказались школы с небольшим количеством учащихся. — Да. Выход мы видим либо в корректировке коэффициентов для этой группы учреждений, либо в предоставлении права перераспределения между учреждениями средств. — Как идет процесс компьютеризации? — Общеобразовательным учреждениям Миасского городского округа предстоит сделать серьезные шаги для завершения компьютеризации. В рамках проекта «Информатизация системы образования» в округе открыт межшкольный методический центр расширенной комплектации. Реализация мероприятий проекта «Информатизация системы образования», в том числе и с использованием возможностей ММЦ, позволит расширить доступность интернет-технологий для педагогов и обучающихся, развить формы дистанционного обучения, обеспечить систему образования области новейшими информационными ресурсами. За два квартала 2006 года в ММЦ прошли подготовку 152 педагога. — Расскажите о реализации национального проекта «Образование». — Национальный проект «Образование» дал мощный, системный импульс в решении проблем имеющихся в деле обучения и воспитания. В основе работы по реализации национального проекта «Образование» в Миасском городском округе лежит муниципальная целевая программа, утвержденная Собранием депутатов. МУ «Лицей № 6» и МОУ «СОШ № 18» приняли участие в президентском конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, школа № 4 вошла в число лауреатов такого же конкурса Челябинской области. Победителями областного конкурса в рамках реализации национального проекта «Образование» стали детские сады № 17, 25, 96. Звершен муниципальный конкурс общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Четыре победителя муниципального конкурса (школы № 7, 9, 20, 42) получили денежную поддержку в размере 60 тысяч рублей на реализацию программы развития учреждения. Педставлены на конкурсы документы лучших учителей округа, педагогов дополнительного образования. Поведен конкурс «Учитель года-2006». В соответствии с муниципальным положением в сентябре 2006 года завершится работа по конкурсу методических разработок учителей-предметников, победители которого тоже получат денежную поддержку в сумме 115 тысяч рублей. Кроме того, учителя, подготовившие победителей муниципального этапа предметных олимпиад, получат денежное вознаграждение в сумме 120 тысяч рублей. Такая же сумма предусмотрена на поддержку учителей, подготовивших призеров областных предметных олимпиад. Веурочную воспитательную работу в образовательных учреждениях округа вели 830 классных руководителей, 826 из которых получали дополнительное вознаграждение за классное руководство. Принято решение о выплате вознаграждения с 1 января 2006 года и тем классным руководителям, которые его не получали. Завершен муниципальный конкурс на лучшего классного руководителя, его победители получат материальную поддержку ко Дню учителя. — А одаренные дети поощряются? — Совместное выполнение областной, муниципальной целевой программ реализации национального проекта «Образование» и муниципальной программы «Дети Миасского городского округа» дало значительный импульс работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. В округе выпущен сборник «Надежды родного края», в который вошли самые талантливые и одаренные дети по всем направлениям. На базе школы № 7 проведен семинар директоров общеобразовательных учреждений, на котором детально рассмотрен вопрос системной работы с одаренными детьми в школе. В результате у нас есть победители региональных, республиканских и международных олимпиад, конкурсов, соревнований. В соответствии с программой реализации национального проекта «Образование» муниципальная комиссия отберет наиболее талантливых и одаренных для их материальной поддержки. — Из каких источников финансируется проект? — Из средств областного и городского бюджетов. Удельный вес расходов на систему образования в общем объеме расходов муниципального бюджета на 2006 год составил 40,5%, в том числе на дошкольную подсистему – 12,9% (в 2005 году – 34,3%, по ДОУ — 8,1%). Как видим, Миасский городской округ прилагает все усилия к тому, чтобы достойно выполнять ту часть функций в области образования, которая отнесена законом к нашей ответственности. Наше образование достойно уважения, и мы стремимся к тому, чтобы его уровень стал еще выше. Образовательная система Миасского городского округа вместе с образовательной системой области развивается динамично, но темпы этого развития все же оставляют желать лучшего. Успехи есть, но остаются некоторые задачи, над которыми и предстоит работа в новом учебном году: * продолжение работы по реализации национального проекта «Образование»; * широкое внедрение в образовательный процесс новых информационно-коммуникационных технологий; * создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в учреждениях; * увеличение охвата дошкольным образованием детей 5-6-ти лет; * возврат зданий бывших детских садов в систему образования; * обеспечение преемственности дошкольного и общего образования; * повышение качества образования; * реализация следующих особенностей воспитательной работы со школьниками, в том числе в деятельности классного руководителя: содержательных, технологических, педагогических; * сохранение сети общеобразовательных учреждений в условиях нормативного финансирования; * дальнейшее развитие системы дополнительного образования детей, сохранение его бесплатной формы; * укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
Людмила ЗАНЬКО
|
назад |