Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 141 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 28 июля 2006 года

Они играли...

   Забавы детей безвременья закончились в воспитательном учреждении для несовершеннолетних правонарушителей

   Три недели назад наш город попал на страницы региональных и российских СМИ по весьма горькому поводу: на южном кладбище совершен беспрецедентный акт вандализма, в результате которого было повреждено — попросту выворочено из земли — сорок одно надмогильное сооружение (см. «МР» от 11 июля). Правоохранительные органы взяли преступников с поличным в тот же вечер. Взяли — и поразились…

   Т, что виновники погрома – несовершеннолетние, милиция предположила сразу — по небольшим следам двух пар обуви на влажной земле. Разрабатывалась версия «обкуренных» или заливших глаза алкоголем подростков-сборщиков милостыни, которые давно облюбовали старгородское кладбище для своего промысла. Но все оказалось проще и страшнее: задержали двух десятилетних мальчишек.

   П словам инспектора по делам несовершеннолетних южного отдела УВД Елены Солодиной, один из них — из неполной семьи со злоупотребляющими алкоголем домочадцами. Второй же мальчик – совершенно благополучный, разве что чересчур самостоятельный, многовато времени проводящий на улице без ведома и без присмотра родителей и, как принято считать, попавший под дурное влияние приятеля.

   Иродители, и свидетели, приехавшие на место преступления вместе с милиционерами для следственного эксперимента, поначалу сомневались, что дело обошлось без участия взрослых или действий группы лиц. Но когда дети простодушно, искренне и доверчиво рассказали и показали, как творили это черное дело, поверили все. По словам инспектора по делам несовершеннолетних, родители более «благополучного» мальчика поступком сына очень удручены, намерены возмещать ущерб потерпевшим. На резонный вопрос «Зачем вы это сделали?» дети дали бесхитростный ответ: «Играли». Просто играли целый день на кладбище, ну и заигрались…

   «Никаких особо криминальных наклонностей у этих «бесхозных» ребятишек на первый взгляд нет, — рассказывает Елена Солодина. – Просто начисто отсутствует понимание, что кладбище – священная территория, что они «пляшут на костях», роняют в грязь не просто какие-то мраморные штучки, а чью-то боль и память, и вообще, разрушать плоды чужого труда – дело подсудное и антиобщественное. Видимо, родители никогда не брали с собой детей на кладбище и воспитанием как таковым себя не утруждали».

   Дти этого возраста, разумеется, не могут быть субъектами уголовного дела. Но преступление они совершили очень серьезное, поэтому по ходатайству инспекции по делам несовершеннолетних и по решению суда к ним применены самые жесткие меры, которые только возможны: один мальчик проведет 15, другой 30 дней в детском центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в Челябинске. Это не тюрьма, а воспитательное учреждение – там с детьми будут работать психологи, медики, социальные педагоги и другие специалисты. В миасском отделе опеки рассматривается вопрос о помещении одного из мальчиков в социальное учреждение города.

   — Этот дикий случай – прямой результат детской безнадзорности и незанятости, — считает Елена Солодина. – У нас в Миассе действует бесплатный лагерь для детей с трудной судьбой, организованный городским комитетом по делам молодежи. Я его не называла бы лагерем для трудных подростков, дети там отдыхают очень разные. Если родители не могут купить ребенку путевку или обеспечить иной платный досуг – пусть обращаются в комитет по делам молодежи, в школу, где учится ребенок, или в инспекцию по делам несовершеннолетних – поможем. По крайней мере, это для своего ребенка в состоянии сделать каждый. Думаю, были бы эти десятилетние вандалы в лагере – ничего бы не случилось.

   Еть и еще одна смежная проблема: наши «потеряшки». Летом учащаются побеги детей даже из благополучных семей: тянет некоторых в дорогу, к новым неизведанным местам. Есть у нас прекрасный лагерь на Ильменской турбазе, где отдыхают ребята из детских домов со всей области. Только за месяц мы разыскали и вернули туда 12 беглецов – отличились и Еткульский, и Агаповский приюты. Добираются до Челябинска, путешествуют автостопом. Люди у нас сердобольные – накормят, довезут. У меня большая просьба к взрослым: конечно, обогрейте и накормите ребенка, но подбросьте, пожалуйста, до ближайшего отделения милиции, а не до неведомого поворота – здесь его не обидят, все выяснят. Трудно сказать, что могут натворить с чужим имуществом или собственной жизнью эти дети. Проявите настоящее участие в их судьбе.

   Трудности роста

   Суденткой университета я три смены отработала воспитателем в детском оздоровительном лагере. У директора, с которым мы, педагоги «в проекте», постоянно сталкивались, было одно требование: в любой момент собрать свой отряд за три минуты. Как же мы возмущались! Хотя понимали, что это дети и с ними может случиться все что угодно: забредут в лес, утонут, упадут. Был у меня и самый настоящий «трудный подросток» восьми лет от роду (из весьма, кстати, благополучной семьи). Артем регулярно сбегал за пределы лагеря, бил лампочки на веранде, вредил, сколько мог, сверстникам и обо всех своих «подвигах» планомерно мне докладывал, с вызовом глядя в глаза. Как позже предположила его мама, так он протестовал против коллективизма и невозможности проявить свои яркие лидерские способности.

   Тгда у меня не было ни опыта, ни времени, ни взвешенных решений для такой проблемы. Приходилось просто часами мальчишку выслушивать, расспрашивать, разговаривать «за жизнь», рассказывать о своих чувствах по поводу его «художеств», бегать и вытаскивать его из труднодоступных мест, порой в прямом смысле слова носить его на руках – маленький он все же был… Все это, наверное, было жутко непедагогично по отношению и к «бесенку», и к остальному здоровому, но заброшенному мною коллективу отряда – до сих пор не могу решить. Но с ситуацией справиться удалось: помогли мое усиленное внимание и любовь Артема к старшей сестре Алене, которая отдыхала в другом отряде и оказывала мне моральную поддержку в воспитании брата. Так в юности и на всю жизнь я запомнила формулу детского роста: любовь (ну хоть чья-нибудь, но лучше родительская) и каждодневный, ежечасный труд — порой неимоверно много.

   Гворят, детей нужно рожать не ради себя, а ради них самих. Не растут счастливые дети, как трава, даже в семьях с самым высоким уровнем достатка. Ребенок от рождения добр и благополучен, если рядом любящие люди.

   Пэтому большое спасибо энтузиастам-педагогам и воспитателям, руководителям кружков, секций, студий, которые не только учат и тренируют, но просто собирают вокруг себя детей, заражают их своей любовью к какому-то виду деятельности, дают счастье и смысл молодой или маленькой жизни. Спасибо им и еще раз спасибо. Но много благодарности и не нужно – ведь это самые счастливые люди.

   


Юлия СЕВАСТЬЯНОВА



назад


Яндекс.Метрика