свежий номер поиск архив топ 20 редакция www.МИАСС.ru |
||||
135 | ||||
Четверг, 20 июля 2006 года | ||||
Маленькие дети с большими проблемами За время существования социального приюта более 500 детей и подростков нашли здесь поддержку, заботу и внимание На сегодняшний день в социальном приюте Миасса находится 41 воспитанник. Возраст детей, которых принимает это учреждение, — от 3 до 15-16 лет. Но и после того, как подросток покинет приют, сотрудники учреждения продолжают следить за его дальнейшей судьбой: помогают в получении образования, жилья, работы. Дом, в котором всем тепло 18 октября 1995 года постановлением главы города И. В. Войнова в Миассе был создан социальный приют для детей и подростков. Со дня его основания неизменным директором остается Тамара Борисовна Морозова, лауреат премии Законодательного собрания Челябинской области. Первым пристанищем для открывшегося приюта стало здание бывшего детского сада по ул. Макаренко, 3. Целый год в нем шел ремонт и переоборудование; только в октябре 1996 года приют въехал сюда вместе с десятью воспитанниками. Через три года учреждение перебралось в типовое здание бывшего детского сада, расположенного в машгородке. Дя ребят, многие из которых неделями ночуют в подвалах и на вокзалах, приют стал теплым и уютным островком безопасности. На первом этаже расположены подсобные помещения: столовая, медицинский блок, кухня. Здесь же — приемное отделение, рассчитанное на восемь детей. В нем в течение определенного времени находятся только что поступившие в учреждение ребятишки: медицинские работники определяют состояние их здоровья, с ними занимаются психологи. И только после адаптационного периода вновь прибывших переводят на второй этаж, где расположены четыре спальни: две – для мальчиков, две – для девочек. В подростковых спальнях живут по четыре человека, в детских — по шесть. После восстановления (а большинство поступающих в учреждение ребят находятся в запущенном состоянии) или после профилактической работы с родителями их возвращают в семьи, либо помещают в патронатные семьи, либо отправляют в детские дома. Взглянуть на мир по-новому Оновной задачей работников учреждения, по убеждению Тамары Морозовой, является спасение жизни и здоровья детей, сбережение их здоровья. У многих ребят, направленных в приют, серьезные проблемы со здоровьем. Сначала их откармливают и лечат, и только потом, после определения уровня развития того или иного воспитанника, направляют в школу. Нередко багаж знаний не соответствует возрасту, многие ребята свои «университеты» проходили на улице, и им нужна особая корректирующая методика. Ученик попадает в класс выравнивания, где обучается по комплексной программе. Вместе с учебным процессом идет и воспитательный процесс: ребенку прививают основы нравственного, эстетического, физического, трудового, духовного воспитания. В приюте есть воскресная школа, и вот уже больше трех лет занятия в ней ведет отец Дмитрий, до этого с ребятами занимались отец Георгий и отец Владимир. Все дети крещеные, и у них есть крестные родители. «Мы должны дать детям те элементарные понятия и знания об окружающем мире, которые не дала семья», – считает директор приюта Тамара Морозова. Вынужденные быть сиротами Кк бы плохо ни было дома, родители есть родители, и нередко дети стремятся вернуться к матери и отцу. Если родители пересмотрели свое отношение к воспитанию сына или дочери, то учреждение идет навстречу и ребенок возвращается в семью. Но статистика говорит о том, что в последнее время все больше детей предпочитают оставаться в приюте. Главная причина этого – невыносимые условия, в которых живут дети, находясь рядом с так называемыми родителями. Нескончаемые пьянки и драки, отсутствие еды и одежды, побои – все это превращает жизнь несчастных ребятишек в настоящий ад. Особенно страшно, когда пьет женщина: по своим физиологическим особенностям ей освободиться от алкогольной зависимости труднее, чем мужчине. В такой семье нет никаких условий для физического и нравственного развития ребенка. Еть и другая причина, способствующая тому, что ребенок не может воспитываться в семье: государство мало делает для поддержки многодетных семей, а сами родители бездумно относятся к вопросу планирования семьи. К примеру, есть многодетные семьи, в которых родители просто не могут содержать своих детей: им не хватает ни материальных средств, ни времени, ведь каждого ребенка нужно накормить, одеть, уделить ему внимание, приласкать. Иногда молодые мамы-одиночки вынуждены отдавать детей в приют, так как не имеют ни средств на их содержание, ни опыта и желания воспитывать детей. Есть опекуны, которые не справились со своими обязанностями. Иными словами, воспитанниками приюта, как правило, становятся дети из социально неблагополучных семей. Именно поэтому педагоги учреждения так много внимания уделяют работе с родителями, стараются помочь им понять, что на них возложена ответственность за жизнь и судьбу ребенка. Иногда эти усилия ни к чему не приводят: родителей лишают родительских прав, а ребенок при живых родителях становится сиротой. Таких ребятишек направляют в детские дома. Соткрытием новых детских домов и приютов детей-беспризорников стало меньше. Но, как утверждает Тамара Борисовна, до решения всех вопросов еще далеко. Перед учреждениями, осуществляющими социальную защиту детей и подростков, встала следующая проблема: родители, отправив ребенка в приют, считают себя свободными от всех обязательств. Они знают, что здесь их ребенок будет накормлен, обут, он находится под присмотром педагогов и врачей. Горе-родители с легкой душой перекладывают свои обязанности на плечи государства, и с этим надо что-то делать. Дугой проблемой является вопрос трудоустройства подростков, достигших совершеннолетия, обеспечения их жильем. Им также нужна помощь в адаптации к окружающему их миру. Какими бы хорошими ни были детские учреждения, они никогда не смогут заменить семью. К тому же нередко дети здесь вырастают не приспособленными к жизни, в какой-то степени — потребителями. И пусть ребенка будут воспитывать не биологические родители, а патронатные (приемные), но дети должны воспитываться в семье, ведь семья – это образец дальнейшей жизни человека. Не только профессионалы Всоциальном приюте работают настоящие энтузиасты своего дела, люди, обладающие не только хорошей профессиональной подготовкой, но и очень доброй и широкой душой. Психологическую помощь детям оказывают два специалиста: Оксана Пирогова и Татьяна Анфилофьева. Они помогают воспитанникам общаться с другими ребятами, выбрать друзей и товарищей. Не первый год здесь работают заместитель директора Юлия Гусева, социальный педагог Снежана Лозовая, старший воспитатель Ирина Косьяненко, педагог-организатор Екатерина Романова, врач Людмила Батуева, медсестры Антонина Кунгурова и Светлана Уразова. Десять лет назад вместе с Тамарой Борисовной начинали свою педагогическую деятельность в этом учреждении воспитатели Ольга Дикая, Ирина Крикливая, Валентина Иванова и другие. Коллектив учреждения не раз отмечался грамотами и дипломами за воспитание детей. Тм не менее нехватка кадров остается основной проблемой учреждения. Одеяла, согревающие души Рньше социальный приют для детей и подростков финансировался из бюджета города. Сейчас бюджетные средства он получает в основном из области, хотя город тоже не остался в стороне. Между тем этих средств на все не хватает. К тому же ребята, поступающие в приют, как правило, не приучены беречь вещи, постельное белье, и их приходится менять чаще. Втечение нескольких лет спонсорскую помощь приюту оказывают известные в городе предприятия, такие как «УралПожтехника», мебельная фабрика, предприниматели Валерий Алешин, Артем Пасаян и другие. Нередко приюту помогают простые жители города: они несут детям вещи, продукты питания, кто-то помогает в приобретении аппаратуры, а кто-то — постельного белья. Кждый год детей отправляют в загородные оздоровительные лагеря. К сожалению, в этом году отдохнуть за городом воспитанникам приюта не удалось: некоторые из них заболели краснухой, и врачи, естественно, объявили карантин... — Всем моим коллегам, помощникам — огромная благодарность. Мы все делаем важное и серьезное дело — воспитываем граждан нашего города, — сказала в заключение Тамара Борисовна. — Все мы заинтересованы в том, чтобы дети быстрее адаптировались в приюте, приобретали необходимые знания и навыки, которые пригодятся в самостоятельной жизни.
Анна КЛЕЩЕВА.
|
назад |