Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 133 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 18 июля 2006 года

Выборы с препятствиями

   Будущих кандидатов в депутаты ожидает не только увеличение избирательных фондов, но и появление конкурентов от партий

   Через три дня вступит в силу Закон «О муниципальных выборах в Челябинской области», кардинально меняющий систему местных выборов. Отныне можно утверждать: заканчивается предпоследний этап построения избирательной вертикали на Южном Урале. Последним, наверное, будет назначение глав муниципальных образований. Соответствующая законодательная инициатива, как поговаривают, будет рассмотрена депутатами Госдумы уже ближайшей осенью.

   Оновом законе еще практически никто не знает. Вместе с тем изменения, которые он привнес в политическую жизнь, сулят немало проблем действующим депутатам и тем, кто еще только присматривается и оценивает, как будет смотреться значок депутата на лацкане пиджака.

   Гавный «подарок» от депутатов Законодательного собрания области — введение на следующих местных выборах партийных списков. Причем «партийные» выборы должны пройти везде: от крупных городов до самых маленьких сельских поселений. Проводить их предполагается аналогично схеме выборов в Законодательное собрание.

   Н примере нашего города рекомендованная схема может реализоваться так. Если городские депутаты не придумают какого-то своего варианта, что областной закон позволяет, то на следующих местных выборах половина депутатских мандатов (соответственно 12 или 13 из 25 имеющихся на сегодня) будет распределена среди партийных списков, перешагнувших избирательный барьер. Процедура выглядит следующим образом: Собрание депутатов определяет избирательный барьер, который необходимо преодолеть (а он может быть совершенно разным: как 5 процентов, так и все 15). Партии, чьи отделения имеют регистрацию в Челябинской области (таких на сегодня насчитывается 29), формируют списки кандидатов, соблюдая многочисленные требования, придуманные областными и федеральными законодателями, и состязаются в преодолении установленного барьера. Все очень напоминает конные скачки. «Лошадки», сумевшие преодолеть барьер, распределят между собой половину депутатских мест. Тем, кому повезет меньше, придется пропустить сезон.

   Итереснее выглядит ситуация с одномандатными округами. Если будет принята предлагаемая схема, то все округа придется «перекроить», сократив их число наполовину. Сейчас на одного депутата приходится в среднем около пяти тысяч избирателей. После «реформы» будет десять тысяч. Вроде бы терпимо: и депутаты смогут дойти до своих избирателей, и у населения сохранится надежда, что оно сможет периодически видеть и спрашивать за выполнение обещаний с тех, кого они выберут. Но с территориальной точки зрения дела обстоят сложнее. В машгородке, поселке Строителей и некоторых частях автозавода вынужденное «слияние» округов пройдет менее заметно за счет высокой плотности избирателей, проживающих на одном квадратном километре. Зато в селах, южной части Миасса и ряде поселков «перекройка» будет идти куда более болезненно. Может получиться, что на весь старгород будет приходиться один депутат (вместо трех, как сегодня).

   А как быть с двумя сельскими округами? По отдельности каждый из них «не дотягивает до норматива». Объединить их между собой? Но повысит ли это эффективность или просто избиратели будут видеть своих депутатов еще в два раза реже? Возможный вариант — «объединение» с близлежащими территориями: северные поселки — с округом № 1 машгородка, южные — с окраиной старгорода. Только вот будут ли счастливы от этого потенциальные кандидаты, которым при таком раскладе придется тратить «на освоение» (в смысле — на избрание) существенно больше средств?

   Ктати, областные законодатели, понимая, что изменение порядка выборов вызовет дополнительные расходы, предусмотрели и увеличение избирательных фондов. Каждый кандидат может потратить на свое избрание и встречи с избирателями до 200 тысяч рублей (последние выборы стоили в среднем около 100 тысяч на каждый округ), каждая партия — до 2 миллионов рублей. На случай проблем с явкой предусмотрено снижение порога: если сейчас на выборах депутата Законодательного собрания установлена явка в 25 процентов, то на местных выборах для признания их состоявшимися достаточно будет «отметиться» на избирательных участках только пятой части.

   …Несмотря на многочисленные федеральные ограничения, очевидно, что «работоспособность» новых правил будет зависеть во многом от мудрости действующих депутатов, того, насколько им удастся совместить собственное желание переизбраться с выбором действительно разумной схемы, пригодной для всего города. Кроме того, с принятием новых правил возрастают шансы у кандидатов с «выигрышной» политической ориентацией и у кандидатов с «тугими» кошельками и солидными административными возможностями. У всех остальных шанс победить в выборном марафоне и пройти через «сито» всевозможных ограничений и запретов минимален. Кстати, предстоящих этой осенью в большом количестве местных выборов в разных территориях Южного Урала новые правила не коснутся: решение об их назначении было принято раньше, чем данный закон.

   


Константин НЕДОПЕКИН.



назад


Яндекс.Метрика