Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 128 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 27 октября 2001 года

ТУРГОЯК: ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ ИЛИ СТРОЙПЛОЩАДКА?

   Внезапамятные времена озеро Тургояк и его окрестности знали только одного хозяина — могущественную природу. Самыми страшными их врагами были дикие звери и пернатые. Для местных жителей озеро было священным.

   Ввек Екатерины II его тишину нарушили «академики и в науках искусные мужи», проложившие «первые стези к точнейшему познанию естественных произведений Отечества нашего».

   Н протоптанную дорожку ступили промышленники и купцы. В сентябре 1775 года тульский купец Ларион Иванович Лугинин, активно скупавший земли в этих краях, купил и озеро Тургояк с прилегающими лесами, угодьями — за 178 рублей.

   В1858 году плата за необработанную десятину земли составляла один рубль тридцать пять копеек. Нынче земля под застройку стоит тысячи рублей.

   Чо являют собой сегодня приозерные территории, знают все. Но не все мирятся с таким положением дел. Вот уже несколько лет активно выступает за сохранение водоохранной зоны общественный благотворительный фонд «Озеро Тургояк», возглавляемый Людмилой Бантиковой. Данной теме и посвящается первое заседание «Пресс-клуба «МР». Принять участие в разговоре мы попросили также главного архитектора города Сергея Дербенцева и начальника инспекции госархстройнадзора Ивана Шабалина.

   


Попечитель клуба Новита ЗАКАТОВА.

   Очем шумят «зеленые»

   — Людмила Степановна, в определенных кругах общества вас называют «вечнобунтующей дамой». Вас не шокирует такое «звание»?

   — Нисколько. Меня можно любить или ненавидеть, но я заставляю в своем лице уважать общественный фонд, наших единомышленников и природу.

   Сазу после рождения фонда мы громко заявили протест против варварской эксплуатации озера, прибрежной зоны. На этой же позиции стоим и сейчас, как бы это кому ни мешало.

    — Года три назад вы радели за прекращение откачки воды из озера, нынче за что боретесь?

   — За максимальное сохранение водоохранной зоны. Здесь больше вопросов, чем ответов. Нас, в частности, интересует, почему межведомственная комиссия принимает решения, идущие вразрез с положением о водоохранной зоне? Дала же она разрешение на строительство пивбара в 20 метрах от уреза воды! А что сейчас происходит в поселке Тургояк, на улице Туристов, вы видели? Раньше существовала какая-то «красная» линия, за которую ни одному строящемуся объекту нельзя было выходить. Сегодня строят как попало, даже «наезжая» на дорогу.

   Жсткие требования к застройщикам никто не предъявляет, необходимые в таких случаях документы не выдаются, контроля за ходом строительных работ нет. Где спрашивается, была наша «архитектура», когда небезызвестные в городе люди построили в трех метрах от воды ангары для лодок? На упомянутой территории я не видела ни одного технического инспектора. Наконец, почему строительные работы ведутся без генерального плана застройки поселка и улицы Туристов?

   Сргей Дербенцев:

   — Мы следуем существующему порядку предоставления земель. Разрешение на строительство межведомственная комиссия выдает только после согласования проектной документации со службами госнадзора и соответствующих экспертиз.

   Сроительство пивбара — на стадии выбора участка, — было согласовано с местными экологами, а проект — с комитетом по природным ресурсам Челябинской области. Заказчику было выставлено условие об обязательном канализовании объекта. Но когда жители поселка выступили против строительства пивбара, комитет отменил свое решение. Дело в том, что глава поселка Н. Чаговец своим постановлением выделил не 0,02 гектара, как было запланировано, а более 17 — с учетом благоустройства прилегающей территории. Идет там сейчас строительство или нет, я не знаю.

   Лдмила Бантикова:

   — В данном случае имеет место подмена понятий: в область было доложено о реконструкции пивбара, на самом же деле велось его строительство. Речь, по существу, идет о подлоге документов. Именно поэтому комитет природных ресурсов вынес предписание о прекращении строительства.

   Эот объект теперь вне закона. И слава богу — это была бы крупнейшая криминогенная точка у самого берега «жемчужины Южного Урала»... Но остались другие объекты, которые наводят на мысль о бесконтрольности со стороны управления архитектуры.

   Нт рычагов...

   Сргей Дербенцев:

   — Не знаю, подлог был с документами или не подлог, но мы информировали область о строительстве пивбара. Хотя, поскольку сохранился фундамент от старого здания, можно вести речь и о реконструкции...

   Еть, конечно, нарушения, но о бесконтрольности слишком сильно сказано. Насколько позволяют возможности, выявляем самовольных застройщиков. Но здесь надо иметь в виду два момента: во-первых, на улице Туристов разрешение на строительство не дается. Люди покупают участки со старыми домами, сносят их и самовольно начинают строиться. Во-вторых, в инспекции госархстройнадзора работают всего три специалиста. А по-хорошему, если говорить об эффективной работе, надо бы 15 человек...

   Иан Шабалин:

   — Людей действительно не хватает, но мы не такие уж и «беззубые», как может показаться. Около 70 предписаний в год выдаем предприятиям, организациям за нарушения правил строительства, около 20 протоколов составили о наложении штрафа.

   Вконкретном районе, в пос. Тургояк по улице Туристов, индивидуальная застройка осуществляется не юридическими лицами, на них мы рычагов воздействия не имеем. Только суд может заставить снести самовольную постройку. В суд могут подать администрация (если нарушены строительные нормы), соседи, тот же общественный благотворительный фонд «Озеро Тургояк».

   Хчу особо подчеркнуть: наша служба в 2001 году не выдала ни одного разрешения на строительство по ул. Туристов.

   Лдмила Бантикова:

   — Не верю в отсутствие рычагов воздействия. Когда я при строительстве гаража вышла за «красную» линию всего на метр, меня управление архитектуры дважды оштрафовывало. Пришлось снести гараж и строить его где положено. Так куда делись все законы и рычаги сегодня? Они есть, но не применяются.

   Сладывается впечатление, что межведомственная комиссия — «ручная» и работает по указанию свыше.

   Пмнится, очень скрупулезно выделялись земли в аренду нашему фонду: аж с третьего (!) заседания удовлетворили просьбу. А мы ведь брали землю не под застройку, а чтобы сажать на ней деревья. Смешно...

   Н тот факт, что межведомственная комиссия подготовила акт выборных участков на Крутиках, по сути, дав «зеленый свет» строительству коттеджей на месте парка Памяти — грустный и показательный.

   Пд бульдозер?

   — В самом деле, ну почему надо строить коттеджи именно в этом месте? Понятно, райский уголок, опять же имущие заказчики могут оказывать давление... Но чисто по-человечески, неужели не хочется оставить простым людям, нашим детям кусочек первозданной природы? Неужели несколько тысяч прижившихся саженцев — под бульдозер?

   Сргей Дербенцев:

   — Давления на нас никакого нет. Но я тоже хочу задать интересные вопросы: на основании чего был разбит парк, кому земля была отведена, был ли проект посадки деревьев? По крайней мере я таких вещей не согласовывал, выходит, это самовольные посадки.

   Кнкретного разрешения на строительство пока нет, идет процесс согласования. Сегодня акт не имеет абсолютно никакой силы: без постановления главы города — это просто бумажка. К чему же разводить такой шум?

   Лдмила Бантикова:

   — На шестой сессии в первом чтении было принято решение о создании буферной зоны в районе лесничества и по ул. Туристов. Взяв землю в аренду и засадив ее древесно-кустарниковой растительностью, мы сделали благо для озера. Вернули озеру то, что люди у него ранее отобрали.

   Д, акт стал «бумажкой», потому что нашелся смелый человек — Борис Павлович Трофимов (инспектор экологической службы), давший отрицательное заключение: отказать из-за отсутствия проекта водоохранной зоны. Все остальные члены межведомственной комиссии спокойно подписались.

   Н все слышат

   — Какова роль депутатов во всей этой борьбе, вы, Людмила Степановна, чувствуете их поддержку?

   — По нашему обращению вопрос строительства пивбара и элитных коттеджей на Крутиках рассматривался на заседании комиссии по социальным вопросам. Депутаты Ирина Кутюхина, Иван Куликов лично выезжали для осмотра «строительных площадок». Ирина Михайловна помогала собирать подписи под обращением фонда, в распространении листовок. У этих депутатов нормальная гражданская позиция.

   Адекватно реагируют на просьбы фонда «Озеро Тургояк» председатель городского Совета депутатов Юрий Ярошенко, обещавший поддержку. Хорошо откликаются Игорь Войнов, Александра Старостенко. Голосов остальных народных избранников я не слышу.

   — Находит ли понимание деятельность, требования фонда у руководителей предприятий?

   — Бережно к экологии озера относится Виктор Ардабьевский. Это единственный руководитель, который помогает нам: подарил фонду машину, ежемесячно выделяет по 10 тысяч рублей, на которые мы, собственно, и существуем.

   Стуация неординарная, скажу прямо: отдыхать у озера любят все, а вот позаботиться о его охране как-то недосуг. Видимо еще не все понимают, что если загубим озеро и водоохранную зону — не понадобятся ни коттеджи, ни базы отдыха.

   — Есть ли надежда на цивилизованное решение проблемы?

   — После того, как мы через вашу газету рассказали об угрозе, нависшей над парком Памяти, провели акцию протеста. Собрали 4,5 тысячи подписей и направились в область: к заместителю губернатора Геннадию Подтесову, в комитет природных ресурсов, объяснили ситуацию. Нас успокоили, сообщив, что проблема строительства в водоохранной зоне будет рассматриваться на Законодательном собрании.

   Ивот, к нашей радости, 27.09.01 г. Законодательное собрание области своим постановлением внесло важное изменение в порядок использования памятников природы Челябинской области. Отныне «в водоохранной зоне озера Тургояк запрещается отвод земельных участков и предоставление в аренду участков лесного фонда под новое строительство». Можно сказать, что мы победили.

   Пдведем итоги

   — Каким видится озеро будущего, его берега главному архитектору города и председателю общественного благотворительного фонда «озеро Тургояк», и что вы готовы сделать, чтобы они стали настоящим памятником природы?

   Сргей Дербенцев:

   — При всем желании озеро в первозданном виде сохранить не удастся. Что касается берегов, то необходимо провести реконструкцию уже имеющихся баз отдыха, Золотого пляжа. Остальное — на усмотрение населения.

   Лдмила Бантикова:

   — На сессии Тургоякского поссовета выйдем с предложением о выделении в оперативное управление фонда спорных земель на Крутиках. Создадим на них парк-дендрарий.

   Будущей администрации природного парка предстоит подготовить интересный проект. Нам видятся там спортивные, эстрадные площадки, цветники, аллеи, нормальные туалеты, стоянка до плотины.

   Вбудущем мы намерены взять под контроль озеро Инышко, питающее грязными стоками Тургояк, продолжить благоустройство прибрежной зоны в районе Пугачевской поляны.

   Оязательно обратимся к руководителям предприятий, населению за помощью. Думаю, нас поддержат не только разовыми субботниками и многое из задуманного получится.

   Павда, есть один негативный нюанс. На последней встрече с жителями поселка Тургояк глава города сказал: «Озеро для нас, а не мы для него. Качали, качаем и будем качать!». Для меня это — тревожный сигнал...



назад


Яндекс.Метрика