Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 124 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 5 июля 2006 года

Правда через полвека

   Жила в башкирском селе Аккужино веселая дружная семья: отец Муталлип Сунарчин, мама Зарифа и три красавицы-дочери Аклима, Вахия и Виля. Муталлип был добрым и славным человеком, всегда мечтал о светлом будущем – отдавал всю энергию колхозу, работал и бригадиром, и председателем сельсовета. Наверное, были у этой крепкой семьи завистники, но односельчане уважали Муталлипа, шли в его добрый дом за советом и помощью. В 1941-м грянула война, Муталлип Сунарчин ушел на фронт. Вскоре родным пришло извещение – муж и отец пропал без вести.

   Много лет спустя

   «Что вы слушаете пение бандитского отродья?!» — от слов тестя Вахию, только что душевно исполнившую песню «Карурман», словно обухом по голове ударили. «Мой отец не бандит!» – от обиды и растерянности она потеряла дар речи. Ища поддержки, с болью заглянула в глаза мужу. Но тот виновато отвел их в сторону. И остальные участники родственного застолья словно в рот воды набрали, не подумали заступиться за сноху.

   Млодая женщина, не в силах вынести это гробовое молчание, схватила на руки ребенка и выскочила на улицу. «Как он осмелился облить грязью имя доблестного солдата, павшего на поле брани?!» – Вахия бежала не чувствуя ног к дому матери. Ждала ответа: «Твой отец был прекрасным человеком, не верь злобным слухам».

   Тлько мать оставила вопрос дочери без ответа. Окинула отрешенным взглядом опухшее от слез лицо Вахии и отвела глаза. Что она скажет дочери? Всем сердцем верила, что муж ее честный человек не робкого десятка, но вдруг он в чем-то виноват перед властями? Не зря же сосед наговорил дочери таких обидных слов… Даже если Муталлип ни в чем не виновен, не сможет Зарифа его защитить. На ее глазах столько погибло в 1937-38 годах. По ночам приезжали машины и увозили навсегда ни в чем не повинных людей, а доносили на них свои же – соседи, односельчане. А сколько сгинуло в ссылках так называемых кулаков? Нельзя людям доверять. Не посоветовала Зарифа дочери искать правду.

   Мжду тем с того злополучного застолья многое изменилось. Злые слова соседа облетели всю деревню. Кто-то рукой махнул, не поверил. А кто-то начал по поводу и без стараться побольнее уколоть Вахию: «Дочь бандита! Не тебе разговаривать со мной на равных». Как бы ни было больно, Вахия не искала справедливости ни в районе, ни в сельсовете. Да и откуда свободное время у матери десятерых детей? Так и жила с болью и глубокой верой в торжество правды. Только понадобилось на это ни много ни мало – 50 лет жизни.

   Солдатская могила

   Мадшая Сунарчина – Виля – давно живет в Челябинской области. Годы войны она не помнит – когда отца провожали на фронт, ей было несколько месяцев. Но клеймо «дочь бандита» никогда не давало ей покоя. Именно ей, знавшей отца лишь по фотографиям и по рассказам родных, суждено было вернуть доброе имя отца и восстановить справедливость.

   В2000 году в Челябинске было создано общество «Память сердца. Дети погибших защитников Отечества». Виля стала его самым активным членом и начала скрупулезно собирать информацию об отце. Однажды из Центрального архива Министерства обороны России пришел ответ: «Стрелок 376 дивизии, рядовой Сунарчин Муталлип Салихович погиб 25 сентября 1942 года. Он похоронен возле деревни Гонтовая Липка, позже перезахоронен в поселке Синявино под Санкт-Петербургом». От волнения у Вили сдало сердце, и честь поехать на родную могилу выпала племяннице, дочери Вахии Раузие Нажиповне Якуповой (на снимке). Она поехала в Санкт-Петербург на могилу деда, своими глазами увидела выбитую на мемориальной доске фамилию Муталлипа Сунарчина.

   Рссказывает Виля Сунарчина: «Всю жизнь, сколько себя помню, мы с матерью и сестрами много работали. Выживали в послевоенное время, сами построили себе дом. За добросовестный многолетний труд я награждена юбилейной медалью и орденом Трудового Красного Знамени. В 1979 году мы с мужем переехали в село Смородинка. Я очень благодарна своим новым односельчанам и руководству СХПК «Черновской» – встретили нас прекрасно, поддержали, а губернатор области и организация «Память сердца» помогли восстановить правду об отце. Я знаю, отец завещал мне быть смелой и энергичной – его самого уважали за силу и талант. Всю жизнь старалась все делать основательно, уметь остро ответить, никого не бояться. Я горжусь своим отцом, не опозорила его память, даже фамилию его сохранила, не поменяла. Наша семья трудилась не жалея сил и в Башкирии, и в Челябинской области. И люди всегда помогали нам. Низкий поклон губернатору П. Сумину за средства, выделенные на посещение родной могилы, В. Новиковой и В. Гладышеву из организации «Память сердца» за содействие в восстановлении справедливости».

   


Семья Сунарчиных.



назад


Яндекс.Метрика