Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 88 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 18 мая 2006 года

Сергей НИКОНЕНКО: Талантливое творчество не ржавеет

   Во вторник в ДК автомобилестроителей состоялся творческий вечер народного артиста РФ Сергея Никоненко и заслуженной артистки РФ Валентины Теличкиной. Они приехали в Миасс в рамках проходящего в Челябинске кинофестиваля под девизом «Любить человека», посвященного 100-летию нашего земляка режиссера Сергея Аполлинарьевича Герасимова. Сергей Никоненко хорошо известен нам как актер, режиссер и сценарист. В его послужном списке 170 киноролей и 15 режиссерских работ. И в каждом фильме он сумел сыграть человека, которому безоговорочно верили, — будь то принципиальный и упрямый инспектор ГАИ Зыков или вожатый Петя из фильма «Звонят, откройте дверь». Достоверность, жизненность, убедительность — вот основные профессиональные качества актера, которые сделали его любимым и родным с самых первых киноработ. Сегодня Сергей Никоненко — в гостях у «Миасского рабочего».

   — Сергей Петрович, вы ведь в Миассе не в первый раз?

   — Да. Я познакомился с Южным Уралом в августе 1965 года, когда приехал на съемки художественного фильма «Журналист» вместе с Сергеем Герасимовым, Валей Теличкиной, Галей Польских и другими актерами. Это была моя 13-я роль в кино, но именно после нее я почувствовал себя актером. Некоторые эпизоды снимали на сцене ДК УралАЗа, прекрасно помню, как ваш хор пел: «Ой, горят, горят, горят от прощанья губы, а колеса говорят: любит, любит, любит…» И вот еще что удивительно: 40 лет прошло, а я до сих пор цитирую наизусть и свою роль, и Вали, и Юры Васильева. А объясняется это просто: творчество Сергея Герасимова уникально, гениально. И такое талантливое творчество не ржавеет!

   — Правда ли, что Сергей Герасимов писал роль редактора Реутова специально для вас, придав ему ваши привычки, манеры?

   — Да, равно как и для Галины Польских. Мне даже не приходилось играть — я был самим собой.

   — Вы мечтали о театре с детства, а стали киноактером. Почему?

   — Я действительно хотел играть в театре с 13 лет: занимался в кружке Московского Дома пионеров, в 16 лет получил диплом артиста-чтеца, и все прочили мне карьеру театрального актера. После школы пошел поступать, но, к моему искреннему изумлению, меня не приняли ни в одно из театральных училищ! Оставался только ВГИК: там меня и заметил Сергей Аполлинарьевич, взял в свою мастерскую. Поэтому я от души благодарен всем четырем театральным училищам за то, что мне отказали. Само провидение привело меня к великому Мастеру. Понял тогда, что на жизнь обижаться не надо, — все, что ни делается, все к лучшему.

   — Сергей Петрович, вы сыграли Сергея Есенина в фильме «Пой песню, поэт». Почему, на ваш взгляд, фильм был признан критиками неудачным?

   — Думаю, потому что он был не похож на другие картины. Его снимал замечательный режиссер Сергей Урусевский, этот фильм нужно было познать, а мы привыкли только узнавать.

   — Если не ошибаюсь, с него началась ваша любовь к Сергею Есенину и его творчеству?

   — Да. Снимаясь в фильме, я незаметно для себя начал собирать материалы, так или иначе связанные с Есениным. Позже стал писать сценарий документального фильма о нем и обнаружил, что поэт часто бывал в квартире, расположенной в доме, где я живу. Тогда это была заброшенная квартира, в которой обитали бездомные. Тогда-то и пришла идея создать там Есенинский культурный центр, в котором сейчас собрано более 2000 единиц хранения. Есть рукописи поэта, его вещи, 26 книг из 31-й, изданной Есениным при жизни.

   — Можно ли побывать на экскурсии?

   — Конечно! Правда, в центре я бываю не всегда. Поэтому есть телефон: 2440344, на котором установлен автоответчик. Если будете в Москве, позвоните, оставьте свои координаты, и мы обязательно встретимся.

   — Как вы оцениваете современный телесериал «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли?

   — Неудачная работа всех: сценаристов, режиссера, актеров. Они совершенно не знают материала, а это большая беда. Создатели фильма не понимают, с кем скандалил Есенин — с пролеткультовцами, бездарями, графоманами, борясь за чистоту русского языка! Тот, кто показан ими на экране, никогда не смог бы написать в 23 года «Ключи Марии» — удивительное глубокомысленное произведение, которое стоит многих томов исследований. Его отметил даже Александр Блок, назвав стихи поэта свежими, многословными, звонкими. А на экране показана шпана, какой Сергей Александрович никогда не был. Говорят, что Есенин был алкоголиком. Конечно, выпивал, но если бы пил, как показано в фильме, не успел бы за 10 лет творчества издать 31 книгу — при том, что выпившим он никогда не работал. Вот и подумайте! Кроме того, когда я работал над ролью Есенина, встречался со многими людьми, знавшими его: все они утверждали, что Есенин был удивительно нежным человеком.

   — Большое место в вашем творчестве занимает Василий Макарович Шукшин. Каким он был?

   — Это, конечно, отдельная тема для разговора. Удивительный, яркий человек. Для него не существовало чужого горя. Если видел несправедливость, обязательно вмешивался. С ним было очень интересно работать. Помню, как снимались с Евгением Евстигнеевым в картине «Странные люди». Был диалог: вижу, Евстигнеев несет отсебятину, мне с ним трудно. Объявили 5-минутный перерыв. Я говорю Шукшину: «Что он делает? Такой хороший диалог, чего он поперек идет?!» А Вася мне отвечает: «Посмотри, как он живет в кадре! И ты так же действуй, а то он все одеяло стянет, а ты голый останешься!» В общем, он был очень гибким, не зацикливался на тексте, шел на импровизации.

   — В одном из интервью вы сказали, что мечтаете снять кино для детей. Есть перспектива?

   — Сценарий лежит, но продюсеры не хотят вкладывать деньги в детское кино. А на чем же воспитывать наших детей? Ведь скоро им придется объяснять, что макароны лучше полиэтилена, а кока-кола — настоящая отрава, и надо пить традиционный русский напиток — квас. Вы посмотрите, во что превратилось современное телевидение: совершенно нет никаких просветительских программ, а в ток-шоу только и учат, как извращаться получше. Плюнуть хочется, морду набить! Меня не раз приглашали в передачи типа «Принцип домино», «Большая стирка». Так я делал вид, что меня гонорар не устраивает, ведь бесполезно объяснять, почему я не хочу участвовать в программах такого рода.

   — Сергей Петрович, в каких фильмах мы вас можем увидеть в ближайшее время?

   — Да вы и так видите меня каждый день в сериале «Любовь как любовь»! И, наверное, это надолго. В Польше аналог фильма идет уже пять лет, а у нас решили отснять для начала 80 серий. Если телезрителю понравится, то будут снимать еще и еще.

   — Чем закончится сериал?

   — А этого пока никто не знает. Но, думаю, все будет хорошо.

   — Что бы вы хотели пожелать читателям «Миасского рабочего»?

   — Вашу газету я знаю очень давно. Дома до сих пор хранятся пожелтевшие номера «Миасского рабочего», датированные 1965 годом, в которых писали о том, как проходили съемки фильма «Журналист». А читателям и всем миасцам желаю самого главного: здоровья! Очень хочу приезжать к вам почаще. Здесь очень хорошо!

   


Людмила ЗАНЬКО.



назад


Яндекс.Метрика