Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 84 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Пятница, 12 мая 2006 года

Анастасия ЛУЗИНА: Муж называет мою профессию солнечной

   Ее обаятельная улыбка никого не может оставить равнодушным. А увлеченность, экспрессивность, умение владеть собой и, конечно, несомненный профессионализм многим запомнились еще на городском конкурсе «Учитель года». Не остались незамеченными эти особые качества и на областном конкурсе: учитель географии школы № 18 Анастасия Лузина сначала вошла в десятку финалистов из 45 участников, а затем, по итогам конкурса, заняла пятое место, достойно защитив честь миасского учительства. О том, как это было, сегодня мы беседуем с Анастасией ЛУЗИНОЙ:

   — Анастасия Сергеевна, наверняка профессия педагога была вами выбрана неслучайно?

   — Честно говоря, я стояла перед выбором: попытать счастья в театральном или пойти в педагогический. Многих, наверное, это удивит, но на самом деле эти, казалось бы, разные профессии во многом похожи: учитель должен быть артистом. Я выбрала профессию учителя: в то время она была престижна, и я всегда считала ее вечной.

   — Вы помните свой первый урок?

   — Конечно! Это было 6 сентября 1991 года. Вела урок географии в шестом классе. Помню, очень долго готовилась, репетировала.

   — Волновались?

   — По большому счету, нет, ведь опыт публичных выступлений я приобрела еще в юности (была секретарем комсомольской организации школы, летом работала в городском лагере, затем пионерской вожатой). А вот насчет того, как воспримут меня дети, переживала. Помню, напустила строгости… Но, кстати, проблем с дисциплиной у меня никогда не было.

   — А в чем секрет такого умения «держать» класс?

   — Думаю, сначала нужно влюбить ребенка в себя, а затем он сам влюбится в предмет. Для этого, прежде всего, необходимо самому любить детей и свою профессию. Тогда все получится само собой, дети ведь очень тонко чувствуют это.

   — Какой, на ваш взгляд, самый сложный детский возраст?

   — Я убеждена, что легких возрастов не бывает. Ведь каждый ребенок индивидуален, и кризис может наступить в любое время. Я взяла классное руководство над семиклассниками, а сейчас ребята заканчивают 10-й. И без тех или иных сложностей, проблем, конечно не обходится. Хотя стараюсь добиться взаимопонимания со всеми. И если с кем-то поначалу не получалось найти общий язык, то сейчас с этими ребятами мы в очень доверительных отношениях. Я бы сказала, сейчас у нас партнерские отношения, а не односторонние диктаторские.

   — Чем это можно объяснить?

   — Думаю, тем, что современные школьники в чем-то идут на равных с преподавателями, а иногда и умнее их. Например, многие ребята более продвинуты в информатике.

   — Но как раз в этом направлении вас сложно обойти. Несмотря на то, что вы учитель географии, информатика — неотъемлемая составляющая ваших уроков…

   — Да. С компьютером я дружу еще со школы — училась в классе с углубленным изучением информатики. Когда стала учителем, то начала с внедрения простейших тестов, а четыре года назад стала работать с Интернетом, применять диски с обучающими программами, устраивать уроки-презентации. Свежую струю внесла учеба в Магнитогорском федеральном центре интернет-образования — оттуда я вернулась с морем идей. Теперь создаю обучающие программы сама.

   — Что вам, как современному учителю, необходимо для проведения полноценного урока?

   — Экран, видеопроектор, класс.

   — А старая добрая доска уже не нужна?

   — Могу обойтись и без нее. Но, конечно, не всегда. Поэтому доску списывать еще рано.

   — Анастасия Сергеевна, давайте вернемся к конкурсу. Можно ли сравнивать городской и областной?

   — А почему бы нет? Ведь наш проводился на основании положения об областном конкурсе — и, кстати, в некоторых моментах был более продуманным. Кроме того, он был более размеренным, была возможность проанализировать, хорошо подготовиться, передохнуть немного. А в Челябинске был задан бешеный темп. Конкурсные этапы начинались с восьми утра и заканчивались к десяти вечера. На подготовку к очередному заданию оставалась только ночь. Поэтому спали по полтора-два часа в сутки.

   — Какое испытание для вас было самым сложным?

   — Точно знаю, что легче всего мне было провести открытый урок. У меня были учащиеся восьмого математического класса челябинского лицея № 11, в котором всего 4 девочки, остальные мальчишки. Перед уроком было дано 15 минут на знакомство, и все. А вот тяжело с психологической точки зрения далась визитная карточка — я выходила на сцену 22-й. Нелегким испытанием была и лекция — дело в том, что я очень эмоциональный человек, все время активно жестикулирую. А перед нами было поставлено обязательное условие: никакой театрализованности, артистизма, изменения интонации — лекция должна быть классической. Мне было очень трудно сдерживать себя, да и не получилось у меня этого, сложно бороться с собственной природой…

   — А как прошел педагогический ринг?

   — Темой ринга был «Национальный проект». Нас, 10 финалистов, посадили за стол, дали микрофоны. Но слово предоставлял ведущий — проректор института дополнительного образования Александр Обоскалов. Там, конечно, было очень трудно заявить о себе — постоянно сидела с поднятой рукой, но слова не давали. Когда я поняла, что теряю позиции, то просто добилась своего. А еще у моего соседа не работал микрофон, пришлось и его поддерживать.

   — А вообще проблемы с техникой были?

   — Сколько угодно! Причем на неполадки никто не обращал внимания. К примеру, одна из конкурсанток потеряла время из-за сбоя техники и не уложилась в отведенные 15 минут. Когда время вышло, ей сказали: «Освободите сцену». В общем, условия были очень жесткие.

   — А у вас были такие моменты?

   — К сожалению, да. На мастер-классе не запускалась программа — пришлось взять себя в руки, быстро сориентироваться и продолжить урок. Что бы ни случилось, я должна учить. И еще в такие моменты важно знать, что за тебя болеют.

   — Вас кто-то поддерживал на конкурсе?

   — Конечно. Семья и школа — вот мои главные помощники. Я постоянно чувствовала поддержку школьных коллег и, прежде всего, директора, моего наставника Любови Филипповны Занохи (они приезжали в Челябинск каждый день). Кроме того, все это время со мной были муж Алексей и школьный психолог Галина Дунаева. Галя помогала готовиться к конкурсам, здорово выручала в непредвиденных ситуациях и, конечно, поддерживала морально.

   — Проводила тренинги?

   — Да нет, конечно. Наше тесное сотрудничество началось еще с подготовки к городскому конкурсу. Помню, как перед финалом я не могла найти себе места. Всю ночь не спала, очень волновалась. Утром пришла в школу, и Галя с первого взгляда все поняла. Она, как настоящий психолог, решила снять перенапряжение и стресс с помощью шопинг-терапии. Прошлись по магазинам (теперь-то я знаю, что это очень отвлекает!), купили мне новый костюм и через пару часов я уже стояла вдохновленная и готовая к участию в финале на сцене конференц-зала администрации.

   — Вы ведь ногу сломали незадолго до конкурса…

   — Да, не повезло. Сидела дома в гипсе. К конкурсу гипс сняли, но ходить было трудно. Старалась скрыть это изо всех сил. Говорят, что никто ничего не заметил…

   — Анастасия Сергеевна, рассказывая о помощниках, вы упомянули своего мужа…

   — А как же иначе, ведь Алексей мне так здорово помогал! Начиная с организационных моментов и заканчивая самыми серьезными, можно сказать, стратегическими вопросами. Сидел с нами (со мной и Галей) ночами, придумывал сценарии выступления, изо всех сил поддерживал меня в Челябинске. Несмотря на то, что у него другая профессия, Леша — мой соратник, единомышленник. Он часто повторяет, что ему очень нравится, что я работаю учителем, и называет мою профессию солнечной.

   — А дочка?

   — Нашей Сашеньке 6 лет. И она, конечно, очень за меня переживала. Она гордится тем, что ее мама — учитель, и с нетерпением готовится пойти в первый класс.

   — После конкурса прошло уже две недели. А вы до сих пор полны впечатлений, воспоминаний…

   — Это так. На конкурсах — и городском, и областном — было очень много интересных встреч с талантливыми, увлеченными своей профессией людьми. В нашем городе, к примеру, мы близко познакомились с учителем географии школы № 20 Оксаной Опалатенко и сейчас готовим совместный проект. В Челябинске тоже не было случайных людей, абсолютно все были достойны звания лучшего. И самое удивительное — мы не ощущали чувства соперничества, все были доброжелательны друг к другу, помогали во всем и от души поздравляли победителей.

   — А первое место было отдано объективно?

   — Несомненно. Учитель русского языка и литературы из Магнитогорска Галина Измайлова — по праву завоевала звание «Лучший учитель-2006» и достойна представлять Челябинскую область на всероссийском конкурсе. Она кандидат педагогических наук, у нее богатейший опыт и есть чему поучиться.

   — Миасс гордится тем, что вы заняли пятое место. Сами довольны результатом?

   — Довольна. И больше всего тем, что участие в конкурсе — это колоссальный опыт, большая школа жизни и профессии, мощный стимул к дальнейшей работе. У меня просто море идей, новых планов. Немного передохну, приду в себя и начну все это воплощать в жизнь вместе с коллегами и любимыми учениками.

   — Кстати, о ваших ребятах. Они-то рады за своего классного руководителя?

   — Еще бы! Они болели за меня до последнего. Приезжали в Челябинск вместе с Любовью Филипповной, которая в дороге им говорила: вы должны знать, что такое учительский труд и как достается профессионализм! В общем, я благодарна абсолютно всем, кто болел за меня и сопереживал. Без такой мощной поддержки очень трудно чего-то добиться.

   В честь финалиста областного конкурса «Учитель года-2006» Анастасии Лузиной у главы округа Ивана Бирюкова был организован торжественный прием с участием начальника управления образования Михаила Энгельмана. Помимо поздравлений и теплых слов Анастасия Сергеевна была награждена дипломом за подписью главы округа и памятным подарком.

   


Людмила ЗАНЬКО.



назад


Яндекс.Метрика