последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

25 марта 2011 г.
№ 22

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Автопром не выживает, а оживает

   Сециалисты «Тойоты» положительно оценили миасский «Кедр»

   Рссийский авторынок, кажется, выбирается из кризиса. За январь и февраль продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросли аж на 77 процентов. Настоящий взлет продаж продемонстрировал АвтоВАЗ. Из трехсот тысяч проданных в России за эти два месяца «железных коней» – каждый четвертый сделан на АвтоВАЗе. По сравнению с прошлым годом продажи «Лады» выросли на 95 процентов. Дальше – больше. Продажи «Калины» составили 210 процентов от этого же периода прошлого года. Продажи «классики» – 260 (!) процентов.

   Оивает авторынок – значит, становится легче дышать и тем предприятиям, которые задействованы в производстве автозапчастей. Впрочем, даже по итогам прошлого года ЗАО «Кедр», например, превзошел по основным показателям уровень «жирного», докризисного 2008-го года. О том, чем и как живет сегодня это предприятие, – интервью с одним из самых, пожалуй, не публичных руководителей Миасса Игорем Летовым.

   – Игорь Леонидович, «Кедр» с 2005 года поставляет свою продукцию на конвейер АвтоВАЗа. Логично предположить, что чудесным образом возросшие продажи гиганта российского автопрома сказались и на работе «Кедра».

   – За два месяца этого года объем реализации рулевых наконечников для АвтоВаза у нас составил – сумасшедшая цифра! – почти 270 процентов. По сравнению с прошлым годом поставки продукции нашего предприятия на конвейер выросли в два с половиной раза. Но серьезный рост был уже и в прошлом году. Если сравнить 2010 год с 2009-м – 205 процентов, а с самым нашим удачным годом – 2008-м – 120 процентов.

   Сгодня по АвтоВАЗу у нас объемы очень большие. Мы закрываем 70 процентов их потребности в поставках на конвейер рулевых наконечников. Это много, это трудно, но возможно... Уже не первый год мы числимся у них в лучших поставщиках. Оценку выставляет сам АвтоВАЗ по качеству поставляемой продукции, четкости организации поставок, по степени лояльности и перспективности поставщика.

   – Насчет перспективности. Работа с АвтоВАЗом, как я понимаю, продолжится и дальше.

   – Мы готовы работать. Но вот что будет дальше – зависит от решения АвтоВАЗа. Нам пока не понятно, какие машины будут собирать на конвейере и что будем делать мы. Да, там будет новый бюджетный автомобиль. С декабря, наверное, начнутся его продажи. Планируется, что это будет двести тысяч автомобилей в год. Мы надеемся, что будем делать рулевые наконечники и для этого автомобиля.

   – А есть ли еще какие-то перспективы развития в этой сфере?

   – Мы работаем. Недавно к нам приезжали специалисты концерна «Тойота». Проводили аудит нашего предприятия.

   – С какой целью?

   – Для оценки допуска «Кедра» в систему изготовления и продаж на вторичном рынке для «Тойоты». У них система так построена: компания должна соответствовать их требованиям, и прежде всего – по качеству. В этом плане они рассматривают в первую очередь те предприятия, что поставляют свою продукцию на автосборочные конвейеры.

   – Если я правильно понимаю, поставки на конвейер уже сами по себе являются залогом качества продукции.

   – Поэтому к нам и приехали. Ведь не зря в 2009-м году мы получили сертификат качества по системе ISO/TS 16949:2002 для поставщиков автомобильных компонентов. На предприятии сделано многое.

   – Что смотрели японские специалисты? Каковы их впечатления?

   – Осмотрели производство, ознакомились с технологическими процессами производства рулевых наконечников и шаровых опор, конструкторско-технологической базой предприятия, разработкой новых изделий. Им многое понравилось, но есть еще и над чем работать нашему коллективу.

   – Что дальше будет после этого визита специалистов «Тойоты»?

   – Еще, наверное, будет не один аудит. Это вообще длительный процесс. В этом году решение, как предполагается, будет принято. По крайней мере они будут нас рассматривать в этой нише. А дальше посмотрим. В принципе, если за год-два «Кедр» себя зарекомендует с положительной стороны, вполне возможно и вхождение на конвейер «Тойоты» либо сможем закрепиться в поставщиках комплектующих для новых изделий «АвтоВАЗа», изготовленных на платформе автомобилей группы «Рено-Ниссан».

   – Постучим по дереву... Сколько процентов от всей продукции «Кедра» составляют поставки на АвтоВАЗ?

   – 42 процента – конвейер, 40 процентов – работа на вторичный рынок, остальное – кооперация, то есть изготовление полуфабрикатов. По вторичному рынку идет падение. Но это постоянный процесс, объемы постепенно падают каждый год. Даже до кризиса вторичный рынок потихоньку падал.

   – А причины?

   – Причин много. В первую очередь, что бы мы ни говорили, все же растет качество продукта. Так что, наверное, до какой-то цифры вторичный рынок будет снижаться.

   Ндавно исполнился ровно год программе утилизации старых автомобилей. Эта программа тоже повлияла на падение вторичного рынка автозапчастей, меньше осталось автомобилей, требующих ремонта. Так что тут мы потеряли. Но зато поднялся АвтоВАЗ. Это порядка 70 тысяч работающих. А сколько еще смежников вокруг предприятия работает! Это, на мой взгляд, удачная программа. Жаль, что она поздно запущена. Тогда легче было бы всем кризис перенести.

   – С конкурентами как складываются отношения?

   – Есть два предприятия в Челябинской области, которые являются нам конкурентами. Это миасский «Трек» и магнитогорский «БелМАГ». По моему мнению, для оптимизации технологических процессов эти предприятия должны работать в тесной кооперации. Рынок давно поделен и без нас – у каждого поставщика есть своя ниша. Поэтому при производстве аналогичного продукта на одной территории необходимо использовать потенциал всех предприятий. В первую очередь, надо быть партнерами и получать максимальную прибыль, необходимую для дальнейшего развития. С «Треком» мы выстраивали отношения, нарабатывали объемы три года, но сотрудничество прекратилось. А с магнитогорцами сложились нормальные рабочие отношения, идут взаимные поставки. Сотрудничество наших предприятий продолжалось и в кризис. За прошлый год наши объемы взаимных поставок выросли в два раза.

   – Губернатор Челябинской области Михаил Юревич недавно заявил о том, что сегодня промышленность работает в ситуации, близкой к критической. Рост цен на ГСМ. Рост стоимости электроэнергии в полтора раза. Глава региона считает, что если через год цены вновь вырастут, начнется массовое разорение предприятий.

   – Это на самом деле очень больной вопрос, который должен решаться на уровне правительства России. Но работать все равно надо, даже в таких условиях. Как говорится, стараемся идти в ногу со временем. Весь прошлый год закупали энергосберегающие светильники у производителей Челябинской области. Потратили на это больше миллиона рублей. Поменяли почти половину всех светильников на предприятии. Посчитали реальную экономию – порядка восьми тысяч киловатт в месяц. Это почти сто тысяч киловатт за год. Экономия очевидна – порядка 350 тысяч рублей. Есть, конечно, один минус: дороговизна этих светильников. Но, тем не менее, за три года затраты наши окупятся. А ведь электроэнергия растет в цене каждый год.

   – Так когда закончился экономический кризис на отдельном взятом предприятии – ЗАО «Кедр»?

   – Давайте к цифрам вернемся. В 2010 году объем реализации товаров и услуг по сравнению с 2009-м составил у нас 144 процента, а по сравнению с докризисным 2008-м – 106 процентов. Все почему-то сравнивают показатели с девятым годом. А чего с ним сравнивать, если он был кризисный? Про него надо забыть, как про страшный сон. И ориентироваться на докризисные объемы.

   З последние два года мы уменьшили величину кредитного портфеля на 40 процентов. И несмотря на кризис продолжали инвестиции в производство. За 2008-й и 2009-й на развитие «Кедра» потрачено четырнадцать миллионов рублей. В 2010-м – шесть с половиной. В этом году – уже почти три миллиона. Закупаем оборудование, полностью обновили автомобильный парк нашего предприятия.

   Тетий год работаем без просроченных платежей и задолженности по налогам. Это очень важно, особенно в кризис.

   Ели говорить о зарплате, конечно, в кризис она упала. Но мы не сократили ни одного человека. И если до кризиса в «Кедре» работало 432 человека, то на 1 января прошлого года было 421. Не все выдержали. Нынешний год мы начали с численностью в 465 работающих. За два месяца этого года – уже 518. Выросли объемы, и стала ощущаться нехватка и оборудования, и площадей. Нашли выход – арендуем производственные площади и оборудование.

   Седняя зарплата на предприятии относительно 2008 года выросла на 11 процентов. Планируем и в этом году тоже повышать зарплату.

   – Неужели так все хорошо, что нет текучки кадров?

   – В течение тех четырех лет, что я работаю в «Кедре», постоянно в движении находятся от тридцати до пятидесяти производственных рабочих. Да, работать тяжело, не все выдерживают. Но я не считаю текучкой, если где-то кто-то нашел лучшую работу и ушел. Это нормально. Мы не можем предложить очень высокую зарплату.

   Еинственное, говорю всем увольняющимся, чтобы хорошенько подумали, может, лучше остаться на стабильно работающем предприятии. Я с недоверием отношусь к тем предприятиям, которые вдруг появляются и предлагают сразу же высокую зарплату. Поверьте, нет сейчас той рентабельности, которая была 20-30 лет назад. Если рентабельность будет 5-7 процентов, это хороший показатель. Такой же уровень рентабельности и у зарубежных предприятий. А «Кедр» работает стабильно, даже в кризис не было задержек по зарплате.

   Н самом деле у нас можно зарабатывать. Кто хочет работать, тот должен зарабатывать. Это нормальный подход.

   Беседовала

   


Л. РУБАНОВА.



назад

Яндекс.Метрика