последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 23 марта 2011 г. № 21 Издается с 10 октября 1991 г. |
Если ребенок плохо видит Дтство ребенка до его поступления в школу проходит в играх, прогулках, в посильной помощи взрослым. Значительную часть времени дети-дошкольники заняты такими делами, которые не требуют напряжения зрения. Поэтому нередко воспитывающие ребенка родители не знают, как видят дети, нарушено ли их зрение. Смомента рождения до поступления в школу проходит семь лет. Даже при незначительном снижении зрения ребенок не видит некоторых предметов, находящихся от него в отдалении. В других случаях такой ребенок неотчетливо, плохо различает предметы, которые находятся даже на близком от него расстоянии. Иногда видит только небольшую часть предмета (так бывает, когда имеются дефекты в поле зрения). При различных нарушениях зрения может возникать неточное и даже искаженное представление о предметах и явлениях окружающей действительности. Это приводит к тому, что у детей формируются неточные, а порой и недостаточные представления об окружающем мире. Так, дети с недостаточным зрением нередко плохо рисуют. Это происходит потому, что они плохо видят линии и краски на бумаге, недостаточно знают о тех вещах, которые рисуют, так как плохо их себе представляют. Ели вы видите, что ребенок натыкается на предметы или замечаете, что он низко наклоняется, когда рисует или рассматривает картинки, если вы обнаруживаете, что ребенок не смог научиться шнуровать ботинки, потому что никак не может попасть в дырочку для шнурка – это может свидетельствовать о возможном нарушении зрения. Мжно ли помочь ребенку, если он плохо видит? Систематически советуясь с врачом и соблюдая все рекомендуемые указания в режиме зрительной работы, можно не допустить дальнейшего снижения зрения. Зрение необходимо проверять несколько раз в году. Благодаря постоянному врачебному контролю и наблюдению за состоянием зрения удается своевременно обнаружить признаки начинающейся болезни и начать ее лечение. Таким образом, оказывается возможным преду-предить нарушение зрения или его прогрессирующее снижение. Чо делать для того, чтобы облегчить восприятие слабовидящими детьми окружающей действительности и подготовить их к поступлению в школу? Пежде всего, посоветовавшись с офтальмологом, надо обеспечить ребенка очками. Если при этом зрение не достигает нормального уровня, постарайтесь научить ребенка пользоваться дополнительными источниками точного познания окружающего. Научите его внимательно осматривать предметы. Если ребенок получил игрушку, ее следует рассмотреть вместе с ним: «Ах, какая лошадка! Она серая (или рыженькая). А вот хвост. Посмотри на него. Потрогай. Да, он длинный, пушистый. А где грива? Посмотри на нее и пощупай. Ушки торчат: что-то слушает… И глаза у нее есть, нос, ноздри. А ножки высокие, тонкие с копытами… Где же у нее копыта? А что у нее на спине? Это седло. Зачем оно, как ты думаешь? Даже стремя есть – вот одно, а вот другое». Вслед за вами и ребенок будет осматривать и ощупывать предмет. Т же самое можно проделать с игрушечной собачкой, кошкой и т. д. Можно и нужно совместно с ребенком изучать и приводить их в действие. Объектом изучения может быть, например, и кукла. Н все это не надо много времени. Важно дать толчок, научив ребенка рассматривать, ощупывать предметы и действовать ими. Попутно нужно научить ребенка играть. Так, например, можно предложить поставить лошадку в конюшню, сделать из кубиков стойло и т. п. Словарь, который у ребенка может быть бедным в связи с бедностью впечатлений и восприятий, тоже обогащается в процессе совместной со взрослым игры. Пзже можно рассматривать картинки вместе с детьми. Они не должны быть очень большими, но желательно – яркими. Чтобы ребенок яснее видел их очертания, нужно обвести контуры картинки черной широкой линией. Полезно лепить вместе с ребенком из глины или пластилина. Обводя пальчиком края своего и его изделия, учат сравнивать. Изображая предмет, ребенок лучше его познает. Педметы можно не только рассматривать, ощупывать, но и слушать, как они звучат, какой запах издают, а если предметы съедобны, то какие они на вкус. Это обогащает опыт ребенка, дает более полное представление об окружающем мире и приучает меньше напрягать зрение при ознакомлении с предметами и явлениями при их узнавании. Прогулки с ребенком могут служить богатым источником восполнения его недостаточного зрительного опыта, зрительных представлений и понятий об окружающем мире. Будьте внимательны к своему ребенку! Различные дефекты зрения нужно преодолевать уже на ранних этапах его развития, создавая соответствующий режим, тренируя и развивая зрение. Пи необходимости, в нашем детском саду вы можете получить консультацию у специалистов (тифло-педагогов) по развитию вашего ребенка и пройти специализированное лечение на офтальмологических аппаратах.
И. ШЕСТИРКО, учитель-дефектолог 1-й категории детского сада № 99.
|
назад |