последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 18 марта 2011 г. № 20 Издается с 10 октября 1991 г. |
Бездари или индивиды нового поколения? Кго должны воспитать из наших детей образовательные стандарты второго поколения? Тма новых образовательных стандартов сегодня стала одной из самых обсуждаемых в обществе. «Уничтожают образование!», «Плодят неучей и бездарей!» – подобные реплики со стороны противников раздавались как за обычным кухонным столом, так и на Интернет-форумах. Тем временем ежедневно появляющаяся все новая информация о «яблоке раздора» уже запутала обыкновенных обывателей. Так к чему же все-таки пришли? Из-за чего вообще разгорелся весь этот сыр-бор? Зчем математику гомозиготы? Дйствительно, еще ни один законопроект не вызывал в обществе столь бурной реакции – более 20 тысяч подписей было собрано под письмом Президенту страны с просьбой отложить введение стандартов. Не остался в стороне и премьер-министр Владимир Путин, обратившийся к министру образования и науки Андрею Фурсенко с просьбой «не спешить с такими фундаментальными изменениями». Нпомним, согласно новым образовательным стандартам ученики старшей школы получают возможность самим выбирать дисциплины (по одной) из предметных областей, которые им пригодятся в будущем при поступлении в вуз. Предметных областей всего пять: филология, иностранные языки, математика и информатика, общественные науки, естественные науки плюс еще два предмета по выбору. В каждой прописан уровень изучения предметов – интегрированный (упрощенный), профильный (углубленный) и базовый (нечто среднее). Вглядит это примерно так. Флология: «русская словесность», «русский язык и литература», «родной язык и литература». Иностранные языки: «иностранный язык», «второй иностранный язык». Общественные науки: «обществознание», «история», «география», «экономика», «право». Математика и информатика: «математика и информатика», «математика», «информатика». Естественные науки: «естествознание», «физика», «химия», «биология», «экология». Пи этом обязательными останутся только четыре предмета: ОБЖ, физкультура, «Россия в мире» и индивидуальная проектная деятельность. Кзалось бы, а что такого? Действительно, зачем математику знать, кто такие «гомозиготы», а историку зубрить химические формулы?.. И все же недостатки подобного подхода в обучении видны невооруженным глазом. Представьте, ваш ребенок собрался поступать на журфак, в пользу чего ему сделать выбор? Пойдем по порядку. Безусловно, русский и литература будущему журналисту понадобятся, значит берем профильный курс. От изучения интегралов и решения задач по геометрии, в принципе, можно отказаться и выбрать математику с информатикой – легкий курс. С естественными науками тоже просто: выбираем интегрированный вариант, где изучим чуть-чуть физику, химию, биологию и экологию – всего помаленьку. А вот далее встаем перед дилеммой – общественные науки. Надо бы выбрать обществознание. Но как без истории? Стандарты позволяют один раз сделать исключение и выбрать сразу два предмета. Но здесь вариант 50 на 50 не сработает, так как журналисту пригодятся и знания по географии, и право, и экономика. Спасет ситуацию только одно – помощь родителей. Кстати, разработчики не исключают, что за отдельную плату чадо сможет приобрести углубленные знания хоть во всех областях одновременно. Чо в жизни пригодится? Ивсе-таки непонятно, с чем связана такая тотальная перекройка отечественной системы образования? Как отмечают сами авторы, главная цель – воспитать ребенка таким образом, чтобы на выходе из школы желание учиться и развиваться у него сохранились на всю оставшуюся жизнь, и чтобы при этом он оставался настоящим патриотом. – Прежние стандарты 2004 года свели функцию школы к учебной, – пояснил в одном из своих интервью главный разработчик стандартов Александр Кондаков. – Педагоги заявили: мы только учим, пытаемся передать знания, а остальное – не наша задача. Чем ребенок занимается вне школы, как живет и чем интересуется – пусть за этим следят родители. К чему это привело при тотальной занятости нынешних родителей? К Манежной площади! Без воспитания в школе никак нельзя! Учитель и сам должен быть гражданином, патриотом... Другая задача, которую мы ставим перед собой – максимально приблизить школу к запросам семьи и самого ребенка. Ну зачем гуманитарию извлекать квадратные корни из нуля и ломать голову над интерференционными кольцами? Не проще ли еще в среднем звене определиться со своей будущей профессией и готовить себя целенаправлено к ней, а не тратить силы попусту на знания, которые в дальнейшем окажутся невостребованными? Вчем-то, безусловно, доля рационализма есть, но некоторые моменты звучат крайне абсурдно. Например, хотелось бы спросить, где господин Кондаков видел восьмиклассника, который в своем возрасте самостоятельно бы смог определиться с будущей профессией? Практика показывает, что пока этот «недоросль» доучится до 11-го класса, он еще несколько раз успеет передумать, кем стать. Далеко за примерами ходить не нужно, взять тот же ЕГЭ. Ситуация, когда ребенок готовился сдавать один предмет, а потом передумал и захотел сдавать другой, увы, нередка. Да и откуда знать, какие знания в жизни пригодятся, а какие нет... Рссудит время? Ивсе же с плеча рубить новые стандарты, вводимые в старшей профильной школе, мы бы не стали. Ведь судить, насколько они плохи или хороши, в любом случае можно будет лишь спустя время. Однако и разработчики свой пыл попридержали и вынесли законопроект на общественное обсуждение. Познакомиться более подробно с текстом документа и высказать свое мнение любой желающий может на сайте министерства образования и науки РФ. Мжду тем, пока старшая школа замерла в ожидании, с сентября 2011 года новые образовательные стандарты начнут действовать для первоклассников. – С этого года в нашем городе новые образовательные стандарты начнут действовать лишь в начальной школе, – говорит начальник миасского управления образования Оксана Мигунова. – При этом, если дети учатся, скажем, в третьем классе, то они будут продолжать ту программу, которую начали. Ни в средней, ни в старшей школе образовательные стандарты второго поколения никто вводить не будет. Кстати, в Миассе эксперимент по внедрению новых стандартов в начальной школе действует с 2009 года. Экспериментальные классы существуют в школе № 30 и лицее № 6. Рзработчики реформы образования утверждают, что готовы еще и еще редактировать стандарты до тех пор, пока они не будут устраивать большинство. Но вот удастся ли угодить всем – большой вопрос. А пока, по словам директора департамента общего образования Министерства образования и науки Елены Низиенко, стандарты второго поколения в основной школе планируется запускать с 2012 года по мере готовности учебных заведений, в старшей – с 2016. Однако для последней с 2013 года начнется апробация по заявкам в регионах. Полностью же старшая профильная школа перейдет на новые стандарты в 2020 году, когда сегодняшние первоклашки станут старшеклассниками. Алексей Севастьянов, уполномоченный по правам человека в Челябинской области: – Есть ли нарушения прав детей в новых стандартах? Знаете, здесь все пока очень субъективно. Усматриваю я или не усматриваю нарушения прав детей – для меня это станет понятно только после того, как соберу мнения со всей области. У меня на приеме были и миасские учителя. Я просил их подготовить свое мнение по этому вопросу. И в других городах мы выясняем точки зрения по реформе образования. Поэтому заключение о том, является ли это нарушением, я буду готов составить только тогда, когда мы услышим всех. Осана Мигунова, начальник управления образования: – Меняется общество, меняется жизнь, соответственно должен меняться и учебный процесс. Раньше говорили, что мы готовим ребенка для будущей жизни, но ведь он уже сейчас живет! Это не просто сосуд, который нужно наполнить, он уже член общества, сознательный индивид, который выполняет определенную систему ролей в обществе. Значит, он должен быть способен существовать в группе, конструктивно взаимодействовать не только со сверстниками, но и со взрослыми. По крайней мере понимать те процессы, которые происходят вокруг него и быть способным адаптироваться к этой жизни. Я считаю, стандарты второго поколения именно на это и направлены. Цели и задачи новых стандартов, с моей точки зрения, безусловно имеют положительный момент. Они предъявляют три жестких требования: к качеству образования, к условиям и к уровню профессиональной подготовки педагогов. Раньше в стандартах такой регламентации не было. Гавный принцип – воспитание духовно-нравственной личности Ршением Правительства Российской Федерации в 2005 году была начата разработка стандарта общего образования второго поколения. Стандарт, по мнению его авторов, ориентирован на потребности семьи, личности ребенка, а также запросы общества и государства. Разработкой стандарта сделана попытка изменить ситуацию во всем школьном образовании. Воснову новых стандартов заложен деятельностный подход, личность каждого ребенка. С этого момента речь идет о формировании не знаний, умений и навыков, а универсальных учебных действий. Ребенок должен быть адаптирован к условиям современности. Поэтому главный принцип – воспитание духовно-нравственной личности, умеющей учиться и преобразовывать мир. Серьезное внимание обращено на возрождение гражданско-патриотического воспитания, здоровьесбережение школьников и формирование навыков здорового образа жизни. Плюс ко всему стандарт предполагает десять часов внеклассной работы – кружки, секции, проектная деятельность. П поручению Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию основным исполнителем проекта по разработке нового стандарта стала Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоял из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук и Российской академии образования.
Е. БЫСТРОВ.
|
назад |